Людмила Зайцева: «Всё проверяется любовью»

Большой успех актрисе принесла роль помощника командира взвода сержанта Кирьяновой в военной драме Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие» (1972) по повести писателя-фронтовика Бориса Васильева.

С народной артисткой РСФСР Людмилой Зайцевой беседует Нина Скуратова.

– Людмила Васильевна, правда ли, что в фильм «…А зори здесь тихие» вы попали благодаря собственной инициативе?


– Чистая правда. Я знала, что на киностудии имени Горького запускается фильм о войне по повести Бориса Васильева, где много женских ролей. Прочла повесть и решила, что обязательно должна попробоваться хоть в массовку. А получила роль сержанта Кирьяновой. У меня есть книга с дарственной подписью Васильева: «Самой нежной Кирьяновой».

– Вы были хорошо знакомы с писателем?

– Он больше общался с режиссёром Станиславом Ростоцким – они оба фронтовики, люди одного поколения. Им было о чём поговорить и что вспомнить. А я – начинающая актриса. К тому же театральная, а тут – ни сцены, ни зрителей. Поначалу было трудно. И сам фильм тяжёлый, почти каждая сцена – потрясение. От Васильева мы, кстати, узнали, что прообразом Сони Гурвич была его жена.

– Если бы встретились с Кирьяновой, она была бы вам по-человечески понятна и интересна?

– Мы семьёй всегда ходили на 9 Мая в парк Горького, где собирались ветераны. И как-то, увидев меня, подошли фронтовички-зенитчицы. «Зори» были для них понятны как история из собственной жизни. Они в Кирьяновой узнавали себя. Да, хлёсткая, грубоватая. А как иначе она должна была вести себя с молодыми девочками? Это армия, война, смерть.

– Чем отличаются современные фильмы о войне от прежних, снятых в основном людьми, пережившими войну, воевавшими?

– Много неправды. Конечно, война была разная. Мой дядя, фронтовик, рассказывал: «Прислали молоденьких солдат, первый бой. Я кричу: «В атаку!», а они в ответ: «Мама!» – и бегут назад». Совсем как Галя Четвертак в фильме. В нашей съёмочной группе было много фронтовиков – помимо Станислава Ростоцкого, ещё оператор Вячеслав Шумский, костюмер… Страшных историй они никогда не рассказывали. Вспоминали о жизни на войне: четыре года в окопах – это ведь тоже жизнь. «Зори» – негромкая история о крошечном эпизоде войны. И из этих эпизодов сложилась наша Победа. Я люблю этот фильм и всегда смотрю его – уже как зритель. Там есть всё: и девочки замечательные, и Васьков – настоящий народный герой. Фильм очень жёсткий и очень нежный.

– «Здравствуй и прощай» – одна из лучших картин отечественного кино. Неброский, сдержанный фильм о настоящей любви. Роль легко далась?

– Сценарий мне понравился, но я не особо надеялась – очень большой был конкурс на эту роль. И всё-таки утвердили меня. Кстати, в этом фильме состоялся дебют Натальи Гундаревой в роли Надежды. Я рассказала режиссёру Виталию Мельникову о том, что есть идеальная актриса на эту роль, и Наташу утвердили сразу. Это было удивительное время. Снимался фильм в станицах Ростовской области, и всё было настоящим: дом, который арендовали у хозяев вместе с мебелью и утварью; соседи, игравшие самих себя. Меня они так и звали – Шуркой. Режиссура Мельникова особая – камерная, тонкая, с любовью к людям. А какой собрался прекрасный актёрский состав: Витя Павлов, Миша Кононов, Боря Брондуков! И, конечно, Олег Ефремов.

– Не страшно вам, молодой актрисе, было играть с Ефремовым – народным артистом СССР, руководителем МХАТа?

– Поначалу робела. Но я же была в родной стихии! Местный колорит, знакомые с детства народные характеры, природа – всё помогало.

– Чем среди прочих киномилиционеров выделялся герой Ефремова?

– Он в любой роли отличается от других. Не знаю иного артиста с таким громадным актёрским, человеческим, мужским обаянием. И при этом был очень демократичен, не требовал для себя привилегий. По роли он спокойный негромкий, сдержанный человек. Но за этим внешним спокойствием чувствуется сила большого чувства, которая не нуждается в лишних словах и поступках.

– Многие зрители, посмотрев этот фильм, считали, что герой Ефремова предал любимую женщину, отказавшись от неё…

– Он не мог поступить иначе. Наверное, это решение сейчас многим непонятно. Но он, человек долга, чести, считал, что не имеет права разбивать семью и оставлять детей без родного отца. Может показаться, что они ещё будут вместе. Но счастливого конца здесь нет и быть не может. Моя Шура – человек гордый, навязываться не будет. И он тоже принял решение, обдумал его. Такие люди… Мне кажется, что это грустный, но и хороший конец. Порядочность – не всегда счастье, но она должна быть и по её законам должна строиться жизнь. Сейчас, к сожалению, о таком сложном выборе почти не снимается картин. И о такой любви – горькой, настоящей. Мне вообще кажется, что если нет любви– нет истины. Всё проверяется любовью.

– А вы могли бы поставить чувство долга выше прочих чувств?

– Думаю, что да. И знаю многих людей, которые поступили бы так же. Моего экранного мужа играл чудесный актёр и человек Михаил Кононов, у которого было обострённое чувство справедливости. Ранимый, глубоко чувствующий и думающий, он не такой простачок, блаженный, как может показаться по его работам в кино. У него были свои убеждения, которым он следовал до конца жизни. А разве такой фильм мог снять режиссёр, не понимавший природу таких понятий, как нравственность и честь? «Начальник Чукотки», «Старший сын» – эти фильмы Мельникова о простых людях и их непростом выборе сразу и навсегда стали народными.

– Это важно, какой артист или режиссёр человек?

– Да. Наверное, мне везло – все, с кем меня сталкивала судьба, были замечательными людьми и прекрасными артистами. Киносъёмочная площадка – не театр с постоянной труппой, где людей связывают долгие и не всегда добрые отношения. Это работа, которая собирает в одном проекте разных людей. Мы ничего не делим, у каждого своя роль. Режиссёр следит, чтобы никто не перетягивал одеяло на себя. Отснялись – и, может, никогда больше не встретимся. В былые времена актёр и как профессионал, и как человек был на виду, была возможность раскрыться. Сейчас очень много талантливых актёров. Но снимаются, в основном, в сериалах, не отличимых друг от друга. Индивидуальности тесно в таких рамках, а ценится именно индивидуальность. Разве можно, например, спутать Гундареву с Чуриковой? Они и интересны своей непохожестью. Были и сериалы, которые до сих пор интересно смотреть, хотя прошло уже не одно десятилетие.

– Вам довелось поработать с Василием Шукшиным. Вы сыграли эпизод в его картине «Печки-лавочки»…

– Встреча с ним – моё большое счастье. Я и не думала, что он возьмёт меня в свою родню, – предложит сняться в роли его сестры. Появиться у него даже в маленьком эпизоде – удача и огромная ответственность. Снимали среди его односельчан. И они, органично вписавшись в фильм, создавали саму атмосферу картины, её воздух, что для Шукшина было очень важно.

– Были роли, которые вам дались с трудом?

– Ломать себя не приходилось. Я всегда была вольным человеком в выборе ролей.

– А отказываться доводилось?

– Было время, когда снималась сразу в трёх картинах. Ещё на одну меня бы не хватило. Сейчас отказываюсь от каких-то ролей просто потому, что они не вызывают никаких эмоций.

– «Тихий Дон» – один из последних больших проектов, в которых вы были заняты. Чем привлекла вас эта работа?

– Тем и хороша классика, что каждый видит в ней что-то своё. У Сергея Урсуляка – это больше семейная сага. Работа шла непросто. Снимались в декорациях, выстроенных на берегу Дона. Возвращались в санаторий, где нас поселили, только на ночь. А в семь утра – снова работа. Но это были Шолохов и Урсуляк, у которых есть высокая нравственная планка.

– Для вас это важно?

– Конечно. И в выборе роли, и в выборе режиссёра. Вообще, кино, на мой взгляд, должно просвещать и воспитывать. Этой глубокой нравственной основой и ценен каждый фильм из золотой коллекции отечественного кинематографа.

– Как вы относитесь к кинопробам?

– Это – обычное дело в нашей профессии, и я не обижалась, если пробы не прошли. Фильм – это расклад актёров. Важен ансамбль, артисты должны подходить друг к другу. Вот мы с Толей Солоницыным пробовались на главных героев в фильм «Двадцать дней без войны». Пробы были успешные. А потом Герман вдруг решил, что главную роль должен играть Юрий Никулин, а рядом с ним я уже не так гармонично смотрелась. Я так и не узнала, почему режиссёра не устроил наш дуэт, а роль в итоге сыграла Людмила Гурченко. Были ещё пробы – вместе с Андреем Мягковым на роль Нади в «Иронии судьбы». Я не была утверждена, но Рязанов прислал письмо, где поблагодарил за пробы и объяснил причину отказа – по его мнению, я была слишком молода для этой роли.

– Ещё один громкий фильм с вашим участием – «Маленькая Вера». Фильм, любимый многими зрителями…

– Вряд ли любимый. Он просто вызвал фурор, который совпал с серьёзными изменениями в стране. На меня сценарий не произвёл особого впечатления, и я поначалу отказалась. Но режиссёр Василий Пичул был настойчив. Роль отца должен был играть другой актёр, но передумал. И приглашение Юрия Назарова стало большой удачей. Коллектив сложился. Этот фильм – пронзительная правда о нашей неустроенной жизни. Да и герои – самые обычные люди, несчастные, но не подлые. Режиссёр не пытался очернить нашу действительность, не хотел шокировать зрителей. Он показал нашу жизнь без прикрас, хотел, чтобы мы посмотрели правде в глаза и попытались стать лучше. Я не осуждаю свою героиню, а сочувствую ей, которой суждено прожить жизнь в серости и безысходности.

Пересматривая отечественную киноклассику, я жалею о том, что сейчас нет на экране сильных духом женщин-личностей, которых можно было бы назвать не персонажами, а героинями фильмов. Но, наверное, для этого ещё не пришло время.

Фото из личного архива Людмилы Зайцевой

________________________________________
Визитная карточка


Родилась 21 ноября 1946 года на хуторе Восточном Краснодарского края.

Окончила Театральное училище имени Б. Щукина (1970).

С 1976 года – актриса Театра-студии киноактёра. В кино дебютировала в 1967 году в эпизодической роли в мелодраме Андрона Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Всего снялась более чем в 50 фильмах.

Первой главной ролью стала роль матери троих детей, в которую влюблён сельский участковый (фильм «Здравствуй и прощай» (1972) режиссёра Виталия Мельникова).

Большой успех актрисе принесла роль помощника командира взвода сержанта Кирьяновой в военной драме Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие» (1972) по повести писателя-фронтовика Бориса Васильева.

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актёрскую работу» (1977); заслуженная артистка РСФСР (1980); лауреат Государственной премии СССР (1983); лауреат серебряной медали имени А. Довженко (1986); народная артистка РСФСР (1989).


Людмила Зайцева: «Всё проверяется любовью»

Людмила Зайцева: «Всё проверяется любовью»

Людмила Зайцева: «Всё проверяется любовью»

Людмила Зайцева: «Всё проверяется любовью»

Людмила Зайцева: «Всё проверяется любовью»