Две звезды Станислава Говорухина

«Солнце нашей поэзии закатилось!» – именно так написал о трагической гибели А.С. Пушкина журналист Андрей Краевский. Перефразируя русского издателя, теперь хочется сказать: «Закатилось солнце нашего кинематографа!»

Сегодня исполняется 40 дней, как ушёл из жизни кинорежиссёр и сценарист, общественный и политический деятель Станислав Говорухин.

Рассказывает Александр Каравдин.

Нет, наверное, человека на всём постсоветском пространстве, который не смотрел таких произведений, как «Вертикаль» или «Место встречи изменить нельзя». Благодаря таланту Говорухина, киноленты получили статус культовых, его стараниями фильмы появились на экранах телевизоров, а не остались на столах цензоров.

Из чувства уважения к Станиславу Сергеевичу попытаемся избежать заезженных шаблонов «родился-крестился» и уделим внимание действительно важным моментам. А именно появлению на небосклоне кинематографа двух ярчайших звёзд.

«Вертикаль»

Это история про группу скалолазов, отправившихся в Сванетию для покорения горы Ор-Тау. Картина с самого начала и до конца пропитана духом альпинизма. Конечно, не последнюю роль в создании атмосферы в фильме сыграли песни Владимира Высоцкого, но обо всём по порядку.

Сценарий под рабочим названием «Мы одержимые» написали начинающие драматурги Сергей Тарасов и Николай Рашеев. Сроки для съёмок были очень сжаты, поэтому Одесская киностудия поставила режиссировать двух студентов ВГИКа – Станислава Говорухина и Бориса Дурова.

Впрочем, история работы над фильмом окружена противоречивыми рассказами. Согласно некоторым данным, сценарий писал руководящий чиновник министерства кинематографии. Используя должностные полномочия, он частенько продавал откровенно слабые работы студиям. Вот и материал об альпинистах изначально был создан на уровне графомана, да и название оставляло желать лучшего – «Мы идиоты». Конечно, сценарий был сразу же исправлен, а на его обложке появился более презентабельный заголовок: «Мы одержимые».

Взявшись с энтузиазмом за предоставленную работу, Говорухин и Дуров решили не просто создать фильм. Нет. Студенты поставили перед собой цель: показать зрителям романтическую поэму о горах. А как это сделать? Верно, с помощью музыкальной составляющей ленты.

Режиссёры предложили главную роль Юрию Визбору, но тот, немного подумав, отказался. То ли съёмки в фильме «Июльский дождь» помешали, то ли артист счёл непрестижным предложение от неизвестных дебютантов. На место Визбора пригласили Владимира Высоцкого. В письмах жене поэт говорил: «Режиссёры молодые, из ВГИКа, неопытные, но приятные ребята, фамилии их Дуров и Говорухин. Фильм про альпинистов, плохой сценарий, но можно много песен, сейчас стараюсь что-то вымучить, пока не получается…» Примечательно, что написанная непосредственно для ленты известнейшая песня «Скалолазка» не вошла в финальную версию.

Для консультирования на съёмочную площадку пригласили опытных альпинистов. Они не только выполняли роль дублёров, но и обучали артистов ходить в горы. Актёрам объясняли, как пользоваться ледорубом, ставить палатки. Итогом занятий стало восхождение на высоту 3000 метров, сдача нормативов и получение значка «Альпинист СССР».

Возлагала ли Одесская киностудия большие надежды на фильм Станислава Говорухина и Бориса Дурова? Навряд ли. Ведь опыта у них не было, сюжетная линия истории проста, да и на главной роли находился опальный Владимир Высоцкий. Мало кто ожидал успеха, но вышло иначе.

«Вертикаль» стала не только дебютной работой режиссёров, но и прорывом для Высоцкого. Впервые его песни звучали с экрана кинотеатра. Лента вызвала фурор в Советском Союзе. Люди шли в кино с блокнотом и ручкой, чтобы записать тексты песен. В мгновение ока Станислав Говорухин, Борис Дуров и Владимир Высоцкий оказались востребованы в кинематографе. А ведь у поэта были непростые отношения с советской властью.

«Место встречи изменить нельзя»

Кинокартина рассказывает о нелёгкой борьбе Московского уголовного розыска в лице Глеба Жеглова и Владимира Шарапова с неуловимой бандой «Чёрная кошка». Если при съёмке фильма «Вертикаль» Владимира Высоцкого вовлёк в процесс Станислав Говорухин, то в этот раз всё получилось наоборот.

На презентации произведения «Эра милосердия» авторы Аркадий и Георгий Вайнеры вручили поэту экземпляр своей книги. Высоцкий из-за неотложных дел в Париже не успел прочитать роман, но поделился им с Говорухиным.

Станиславу Сергеевичу так понравилась история, что он решил снять по ней фильм. Однако переговоры с авторами по экранизации детектива уже вёл Алексей Баталов. Правда, перспектива играть главную роль и одновременно с этим занимать место режиссёра заставили актера отказаться от своих замыслов. Подоспевшие Высоцкий и Говорухин оказались как нельзя кстати. Начались кропотливые приготовления к съёмкам.

Одним из сложнейших моментов стало утверждение актёров на главные роли, в частности, Глеба Жеглова. Станислав Говорухин представлял капитаном МУРа исключительно Владимира Высоцкого. Но кинематографическое руководство было категорически против опального барда и требовало предложить иные кандидатуры. Режиссёр поступил весьма мудро. Он снял постановочный короткометражный фильм с актёрами, которые не подходили на роль Жеглова. Умышленно он задействовал самых неудачных претендентов. Посмотрев видео, комиссия, с тревогой в душе, всё же одобрила Владимира Высоцкого.

Кандидатура Владимира Конкина на роль Шарапова также была отметена. Но на этот раз братьями Вайнерами, так как в актёре они не видели образа фронтового разведчика. Как удалось переубедить авторов? Очень просто, по наработанной схеме. Остальные кандидаты оказались хуже. Так по милости судьбы и хитрости Станислава Говорухина был утверждён звёздный дуэт будущего шедевра.

Съёмки оказались донельзя перенасыщены событиями. О них можно написать целую книгу с двумя-тремя продолжениями. То на Высоцкого набросится поклонница да вцепится зубами в его кожаное пальто, то сам Владимир повредит руку, выбивая стекло «Фердинанда». Курьёзов и приключений хватало.

Однажды Станиславу Говорухину надо было срочно уехать на фестиваль, и тогда-то место режиссёра на время занял Владимир Высоцкий. Он поставил сцену допроса Груздева. Конечно, не без сложностей, но поэт справился с возложенной на него задачей.

Сцена, где Жеглов вместе с Копчёным виртуозно загоняют шары в лузы, заставила монтажёров, стиснув зубы, попотеть. Оказалось, Высоцкий и Куравлёв играть в бильярд совершенно не умели. С какой стороны брать кий они, разумеется, знали, но как с ним обращаться – увы. Для решения возникшей проблемы на съёмочную площадку пригласили лучшего бильярдиста Одессы – мастера спорта СССР Владимира Иванова. Именно он демонстрировал красивые удары на зелёном сукне, а актёры лишь размахивали кием.

В 1979 году «Место встречи изменить нельзя» появилось на экранах телевизоров. Несмотря на то что кинокартина стала всеобще признанной, награды обходили её стороной. Лишь министр внутренних дел СССР вручил создателям почётные грамоты. А Владимир Высоцкий за роль Глеба Жеглова удостоился Государственной премии СССР посмертно.


Две звезды Станислава Говорухина

Две звезды Станислава Говорухина

Две звезды Станислава Говорухина

Две звезды Станислава Говорухина

Две звезды Станислава Говорухина