«Спокойно, девонька, спокойно. Всё хорошо!»

Она поступила в театр в двадцать один год и сразу стала играть ведущие роли в таких спектаклях, как «Бременские музыканты», «Тиль» в составе с Инной Чуриковой, «В списках не значился» с Александром Абдуловым, Виктором Проскуриным.

С народной артисткой России Еленой Шаниной беседует Елена Беляева.

- Елена Юрьевна, вы находитесь в ряду самых преданных актрис театра «Ленком». Какая магия привязала вас на 43 года к одной сцене?


- Знаменитый актёр театра и кино Андрей Толубеев как-то сказал: «Я мечтал бы окончить институт в одном городе, работать в одном театре, сидеть в одной гримёрной и чтобы хоронили на сцене родного театра».

Очень важно, кто вокруг тебя, какая команда обеспечивает твой «тыл». Ведь в создании спектакля участвуют все: от режиссёра до гримёра и осветителя. Поэтому от того, как встречают тебя у дверей театра, зависит результат твоего самочувствия на сцене. Не зря говорил великий Станиславский: «Театр начинается с вешалки». Мне повезло. Я верна театру, а он верен мне!

- Три с половиной десятилетия визитной карточкой Ленкома является рок-опера «Юнона и Авось», где вы играете главную роль Кончитты. В чём загадка долголетия спектакля, ставшего легендарным?

- Это была счастливая встреча талантливых людей, собравшихся в одно время в одном месте. Режиссёр Марк Захаров, поэт Андрей Вознесенский, композитор Алексей Рыбников, художник Олег Шенсис, хореограф Владимир Васильев и актёрская труппа с её неисчерпаемой энергией, эмоциями, талантом сделали спектакль бессмертным!

Ещё до постановок рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» нам на закрытых просмотрах показали американский мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда» и фильм «Кабаре» с Лайзой Миннелли. Мы были потрясены, захотелось, чтобы и у нас появились подобные спектакли.

- Голоса Елены Шаниной и Николая Караченцова, повествовавшие о настоящей любви, будоражили сердца тысяч театралов. Эта роль стала счастливым билетом к вершине славы?

- До «Юноны…» сыграно десять главных ролей. Так что, можно сказать, если это и был билет куда-то, то, скорее, близкий к финалу.

Я поступила в театр в двадцать один год и сразу стала играть ведущие роли в таких спектаклях, как «Бременские музыканты», «Тиль» в составе с Инной Чуриковой, «В списках не значился» с Александром Абдуловым, Виктором Проскуриным.

В двадцать шесть лет была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР, а Кончитту сыграла лишь в 27. Тем не менее, горжусь, что узнаваемой стала не по фильмам, как это часто бывает, а по спектаклю театра. Хотя наши с Николаем Петровичем голоса зрители впервые услышали в «Тиле» по пьесе Григория Горина, музыку к которому написал Геннадий Гладков. Именно с этой постановки началась славная история восхождения Ленкома, прорыв в театральной жизни страны. В то время не было такой рекламы, телесъёмок, но был ошеломительный успех.

- Скажите несколько слов о творческом дуэте с Николаем Караченцовым.

- Так сложилось, что ведущая актриса нашего театра Инна Чурикова, создавшая в премьерном спектакле «Тиль» образы сразу трёх женщин, уехала на киносъёмки. После просмотра в ЛГИТМиКе дипломной постановки «Бесприданница», где я играла Ларису Огудалову, Марк Захаров принял решение ввести меня на роль. Так решилась моя судьба.

Встреча с Николаем Караченцовым? На репетиции передо мной предстал образ как на картинах Пабло Пикассо: отдельно глаза, зубы, лицо и голос, который ни с каким другим не спутать. Я даже испугалась. Но на самом деле он оказался замечательным человеком и партнёром. Несмотря на то, что я только делала первые шаги на сцене, с его стороны не чувствовалось ни высокомерия, ни дистанции. Наоборот, помогал, поддерживал, выручал, если что-то шло не так. Поначалу от волнения тряслись ноги, не слушался голос, а он шёпотом говорил: «Спокойно, девонька, спокойно. Всё хорошо!» Так что в «Юноне…» мы были уже сработавшимися партнёрами.

- В вашем творческом списке немало заметных киноролей. Скажем, в фильме «Аты-баты, шли солдаты», где вы трогательно и проникновенно сыграли Киму. Тогда вам посчастливилось работать с Леонидом Быковым. Какие воспоминания остались о том периоде?

- Когда кинорежиссёр Леонид Быков пригласил сниматься в картине, я была уверена, что в нашем театре он видел спектакль «В списках не значился» по роману Бориса Васильева, где я играла роль Мирры. Но оказалось, он приметил меня после небольшого эпизода в одном из фильмов. Позже, увидев на сцене мою работу, написал: «Простите, что предлагаю вам такую скромную роль». Это так мило!

Сниматься у Леонида Фёдоровича было величайшим удовольствием. Человек нежнейшей и добрейшей души! Он очень любил актёров. Помню такой случай. Мне, как начинающей актрисе, за съёмочный день назначили самую низкую киноставку – 9 рублей. Когда он увидел, что за всю работу в картине начислено лишь 160 рублей, кричал так, что все подумали: произошло что-то непоправимое. В итоге я получила в два раза больше – как премию. Хотя мне тогда это было совсем не важно.

А писатель Борис Васильев после исполнения ролей героинь двух его романов подарил книгу с автографом: «Спасибо за Мирру и Киму». Я была счастлива!

- Появление в вашей жизни Александра Збруева стало знаменательным событием. Вы познали, как в «Юноне…», настоящую любовь, от которой родилась замечательная дочь. Какие черты характера унаследовала от отца теперь уже актриса театра «Ленком» Татьяна Збруева?

- После несостоявшейся попытки сыграть роль в фильме Андрона Кончаловского «Романс о влюблённых», на которую в конце концов утвердили блистательную Елену Кореневу, второй режиссёр Галина Бабичева – видимо, я ей приглянулась, – позвонила и сказала: «К тебе зайдёт Саша Збруев, за руку приведёт в Ленком и познакомит с главным режиссёром Марком Захаровым».

Так что появление в моей жизни Александра Викторовича было не случайным. Чувства вспыхнули намного позже, во время репетиций спектакля «Хория», где мы играли влюблённых, потом семейную пару. Всё, конечно, было непросто. Но, наверное, от судьбы не уйдёшь.

Сегодня я горжусь своей дочерью, её трудолюбием и профессионализмом. Она получила музыкальное образование, с красным дипломом окончила ГИТИС, успешно играет на сцене Ленкома и в спектаклях других театров.

- Оглядываясь назад, вас можно назвать счастливицей. Не каждый может похвастать тем, что в его творческой жизни встречались потрясающе талантливые люди. Кого считаете наставником, другом?

- Прекрасного человека Евгения Леонова. Мне его очень не хватает. Он был учителем и старшим товарищем. Я часто бывала у Леоновых в доме, где царило радушие, простота и сердечность. Мы много разговаривали о творчестве и жизни.

В студенческие годы кумиром была и сейчас остаётся актриса Алиса Фрейндлих – хотелось ей подражать, ловить каждое сказанное слово, жест и учиться профессионализму.

- Чем сейчас занята Елена Шанина?

- Я профессор ГИТИСа. Сегодня на сцене театра студенты моего третьего курса с успехом показывают мюзикл «Малыш и Карлсон».

Играю в столичном Центре драматургии и режиссуры у Владимира Панкова в спектакле «Старый дом», где у меня очень хорошая роль. Имеются проекты в кино и антрепризе. Словом, работа есть!

Визитная карточка

Елена Шанина родилась в Казани. Окончила актёрский факультет ЛГИТМиК (1974).

Заслуженная артистка РСФСР (1984). Народная артистка России (1997).

С 1975 г. – актриса московского театра «Ленком».

Портрет Елены Шаниной отчеканен на монете достоинством в один новозеландский доллар, посвящённой рок-опере «Юнона и Авось», где она сыграла главную роль.


«Спокойно, девонька, спокойно. Всё хорошо!»

«Спокойно, девонька, спокойно. Всё хорошо!»

«Спокойно, девонька, спокойно. Всё хорошо!»

«Спокойно, девонька, спокойно. Всё хорошо!»

«Спокойно, девонька, спокойно. Всё хорошо!»