С днём рождения, уважаемый Сергей Феликсович!
Окончив техникум и получив распределение на омский авиационный завод, он обязан был от звонка до звонка отработать три года. Но всё случилось так, как предначертано судьбой. На третий день отпуска решил поехать в Москву…
В гостях у газеты «Щит и Меч» известный актёр театра и кино Сергей Баталов.
- Сергей Феликсович, почти каждый мальчишка грезит стать лётчиком. Вы были в шаге от исполнения мечты. Почему сменили крутые виражи на актёрскую жизнь?
- Я родился на Урале, в маленьком городке Ирбите. Детство в основном проводил с бабушкой и дедушкой. Они старались привить мне любовь к возвышенному, к мальчишеским занятиям. Однажды приехал к тётке в Омск погостить. Прогуливался по улицам и увидел на старинном здании надпись: «Авиационный техникум имени Жуковского». Тут же пришла в голову мысль: «Хочу летать». И поступил. Но взлететь так и не пришлось, техникум-то был инженерный и обучал тому, как строить самолёты!
А любовь к театру… Эта история длиною в жизнь берёт начало в раннем детстве. Первой сказкой, увиденной на сцене ирбитского театра, куда в четырёхлетнем возрасте меня привела бабушка, был «Конёк-Горбунок». Она перевернула детское сознание. Я влюбился в театр! До сих пор смеюсь, что появление на сцене Жар-птицы пленило моё сердце навсегда! При любой возможности, порой даже тайком от родителей, бежал на спектакли. Так что мечтал в детстве вовсе не о небе и самолётах, а о сцене и овациях. Я хотел быть артистом!
Вот только мечта моя сбылась именно благодаря авиационному техникуму – при нём работала театральная студия. Туда-то я и поспешил. Промямлил какие-то стихи. Руководитель студии Владимир Солопов, один из ведущих актёров Омского драматического театра, недоверчиво посмотрел на меня – мол, безнадёга. Но всё же принял в группу. Наверное, потому что я был единственным парнем в «малиннике»! Роль получил сразу. Но из-за зажатости, неуверенности в себе на репетициях всё шло не так. В один из вечеров, возвращаясь домой, встретил сокурсницу, которая с радостью произнесла ужасающую для меня новость: «А твою роль дали мне!» Это был удар. Пришел домой, закрылся в ванной и вышел оттуда в четыре утра. Всю ночь репетировал. На следующий день мастер недоумевал и был в восторге от моей игры!
За эту первую работу на сцене в свои 16 лет на омском конкурсе «Театральная весна» я был удостоен диплома I-й степени «За лучшую мужскую роль».
Вот так и шучу до сих пор: артист родился в ванной!
- Так как же вы всё-таки оказались в ГИТИСе?
- Окончив техникум, получил распределение на омский авиационный завод, где обязан был от звонка до звонка отработать три года. Но всё случилось так, как предначертано судьбой. На третий день положенного мне отпуска махнул в столицу попытать счастья вместе с коллегами по студии. Басню и стихи учил в поезде Омск - Москва. Сдал экзамены в несколько театральных вузов, и мне представилась возможность выбора. Недолго думая, решил: «Учиться буду в ГИТИСе, на курсе Олега Табакова». Там преподавали такие мэтры, как Константин Райкин, Авангард Леонтьев. Это были счастливые годы студенчества. Олег Павлович прикладывал все усилия, чтобы из нас вышли не только одарённые актёры, но и всесторонне развитые культурные люди. За годы учёбы мы десятки раз посещали консерваторию, театры, выставки. До сих пор помнятся встречи с известными персонами советского искусства. Табаков всегда говорил: «Впитывайте всё, впитывайте. Пригодится! И помните: артист как корова. Даёт молоко – хорошо, нет – на бойню!»
Что-то схожее произошло и со мной после первого курса. Олег Павлович отчислил 9 человек, в это число попал и я.
Отчаявшись, решил забрать документы и вернуться на завод строить самолёты. Но очередной счастливый случай в лице народного артиста СССР, режиссёра Владимира Андреева, завкафедры ГИТИСа, не дал мне покинуть театральную сцену. Он предложил перейти к нему на курс и продолжить учёбу. Через полгода во время сдачи экзаменов Олег Табаков произнёс: «Признаю свою ошибку. Мы поторопились». Это признание позволило мне до конца учёбы быть студентом двух курсов – Андреева и Табакова! Так что порой учиться приходилось не 24, а 48 часов в сутки!!!
- На протяжении 22 лет вы выходили на сцену Театра на Малой Бронной. Почему в конце 90-х решили распрощаться с театральной публикой и полностью уйти в кинематограф?
- Кино влекло меня не меньше театра. Ещё на втором курсе снялся в эпизоде фильма «Несколько дней из жизни Обломова» у выдающегося режиссёра Никиты Михалкова. Исполнил роль Никитки-повара с одной фразой: «Доброе утро, барин!»
Помню как сейчас. Раннее утро. Туман. Стою у самовара, подбрасываю шишки в огонь. Дым, глаза слезятся, ничего не видно. Тут оператор предлагает вырезать этот эпизод из фильма. Внезапное дуновение ветра, дым рассеивается, и перед труппой предстаёт моя персона со слезами на глазах и с самоваром в руках. Никита Сергеевич смотрит на меня, несчастного студента, и с жалостью произносит: «Ну, оставьте самовар!» Правда, после монтажа эпизод стал микроскопическим, и на премьере фильма с криком моих друзей «Баталов!» кадр тут же закончился.
Зато сыграл свою роль юношеский максимализм. Решил: буду сниматься только у Михалкова или в крайнем случае – у Феллини. Поэтому, когда присылали телеграммы с киностудий Довженко, «Молдова-фильм» и других: «Поздравляю. Вы утверждены…. Съёмки тогда-то... Директор картины….», всегда отписывался: «Приехать не могу, сломал обе ноги».
Правда, в 1990 году отказаться от одной из главных ролей в фильме «Облако-рай» режиссёра Николая Досталя, которую считаю своей визиткой в кинематографе, конечно, не смог. За этот фильм на европейском кинофестивале «Звёзды на завтра» я с четырьмя героями по кинокартине получил денежный приз. Примечательно, что приз даётся лишь одному актёру, но деньги вручили всем, поскольку не смогли разделить на худших и лучшего.
Кстати, продолжение этого фильма под названием «Коля – перекати поле» было отснято спустя 15 лет. За эту картину мы с Ириной Розановой, которая сыграла главную женскую роль, получили приз «НИКА-2006».
За годы творческой жизни удалось сыграть в кино более 130 острохарактерных ролей первого и второго плана. Отрицательных из них – всего две-три.
В комедиях «Нежданно-негаданно» и «Ширли-мырли» создал образы милиционеров. Кстати, именно лейтенант из «Ширли-мырли» принёс мне широкую популярность. Впрочем, к звёздности я давно отношусь спокойно. Порой узнаваемым может сделать одна главная роль, а не количество. Однажды великий актёр Алексей Баталов спросил меня: «Сколько у тебя сыграно ролей?» Говорю: «Где-то 30». А он продолжает: «А у меня 22». И тут я восклицаю: «Но каких!»
- Наверняка за годы киношной карьеры вам не раз задавали вопрос, связывает ли вас что-то с выдающимся актёром Алексеем Баталовым. Случались ли курьёзы по этому поводу?
- Когда поступил в ГИТИС, все были уверены, что мы родственники. Так устал оправдываться, что в конце концов махнул рукой и стал соглашаться. «Да, – говорю, – мы родственники». И тут же посыпалось: «Да ладно, не придумывай! Ты себя в зеркало видел? Вы вообще не похожи!»
В 1998 году мне удалось встретиться с Алексеем Владимировичем на одной пресс-конференции. Пожав мне руку, он сказал: «Слежу за тобой. Главное – не подведи фамилию!»
А курьёз действительно был, да ещё какой, правда, по молодости. Как-то мой друг Сергей Газаров, ныне артист, режиссёр и просто замечательный человек, пригласил меня к себе на родину, в Баку. Часа за два до прибытия предупредил: «Дружище, понимаешь, такая ситуация. Я родным написал, что везу сына Баталова. Так что не выдавай меня». Конечно, я стал возмущаться. Но деваться было некуда. Пришлось спасать друга. Надо сказать, приём был на высшем уровне. На перроне нас встречал оркестр. В доме собрались десятки родных и близких. Даже кровать для меня купили новую. В общем, пир горой – сын Баталова приехал! Весь месяц приходили какие-то люди, обнимали, говорили, как я похож на отца, как мне с ним повезло, и так далее. Разумеется, приходилось подыгрывать – друг ведь попросил!
В день отъезда накрыли стол человек на 30. Тосты, напутствия, пожелания. И вдруг один мужчина, поднимая бокал, произносит: «Мы не отпустим тебя обратно, пока не приедет твой папа!» Ну, думаю, пришло время раскрыть карты. Встаю, благодарю за гостеприимство и говорю: «Даже если бы я не был сыном Баталова…» И тут, получая тычок в бок, слышу шёпот сквозь зубы: «Играем до конца!» Так вот вышло, что в 20-летнем возрасте пришлось вжиться в роль Хлестакова из «Ревизора». Только не на сцене, а в жизни…
- Вы не расстаётесь с усами более 30 лет. Того требуют режиссёры или это ваш имидж?
- В 1987-м режиссёр Сергей Женовач ставил дипломный спектакль «Панночка» по фильму «Вий». Для роли попросил всех актёров отрастить бороду. У меня достойными оказались лишь усы. Спектакль закончился, а усы остались. Лет через 20 для одних съёмок нужно было их сбрить. Когда дочь увидела меня в новом образе, затрезвонила во всё горло: «Папа, срочно отрасти! Это твоя визитная карточка!»
- Каков сейчас творческий процесс Сергея Баталова?
- Съёмки, съёмки, съёмки, чему, безусловно, рад! Выезжаю на киношные фестивали, выступаю с творческими вечерами, играю в антрепризах. Одним словом, судьбой доволен. Фортуна пока не отвернулась.
Вспоминая, что у пассажиров «Титаника» было и богатство, и здоровье, а вот удача обошла их стороной, всегда желаю всем не только здоровья и работы, но и удачи!
- Чем занимаете себя вне творческого процесса?
- Бывали разные времена. Даже выращивал цветы. Домашние говорят, что у меня руки «зелёные». Семечку посадил – подсолнух вырос. Веточку кофейного дерева ткнул в горшок с землёй – заплодоносило. Лет десять назад на барахолке одна женщина презентовала мне большую каменную жабу. Так и повелось. Где бываю, оттуда жабу везу. В коллекции их не один десяток.
Беседу вела Елена Беляева
________________________________________
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Сергей Феликсович Баталов Родился 19 апреля 1957 года. Окончил ГИТИС (1980). Дебют состоялся в телефильме «Ватага «Семи ветров» (1979).
В 1982 году начал службу в Московском драматическом театре на Малой Бронной. С 1990 по 1992 год - актёр театра-студии «Человек».
В 1992 года вернулся в родной Театр на Малой Бронной, где проработал до 1998 года. Снялся в 130 кинокартинах. Визитная карточка – фильм «Облако-рай» (1991). Заслуженный артист Российской Федерации (2005).
В гостях у газеты «Щит и Меч» известный актёр театра и кино Сергей Баталов.
- Сергей Феликсович, почти каждый мальчишка грезит стать лётчиком. Вы были в шаге от исполнения мечты. Почему сменили крутые виражи на актёрскую жизнь?
- Я родился на Урале, в маленьком городке Ирбите. Детство в основном проводил с бабушкой и дедушкой. Они старались привить мне любовь к возвышенному, к мальчишеским занятиям. Однажды приехал к тётке в Омск погостить. Прогуливался по улицам и увидел на старинном здании надпись: «Авиационный техникум имени Жуковского». Тут же пришла в голову мысль: «Хочу летать». И поступил. Но взлететь так и не пришлось, техникум-то был инженерный и обучал тому, как строить самолёты!
А любовь к театру… Эта история длиною в жизнь берёт начало в раннем детстве. Первой сказкой, увиденной на сцене ирбитского театра, куда в четырёхлетнем возрасте меня привела бабушка, был «Конёк-Горбунок». Она перевернула детское сознание. Я влюбился в театр! До сих пор смеюсь, что появление на сцене Жар-птицы пленило моё сердце навсегда! При любой возможности, порой даже тайком от родителей, бежал на спектакли. Так что мечтал в детстве вовсе не о небе и самолётах, а о сцене и овациях. Я хотел быть артистом!
Вот только мечта моя сбылась именно благодаря авиационному техникуму – при нём работала театральная студия. Туда-то я и поспешил. Промямлил какие-то стихи. Руководитель студии Владимир Солопов, один из ведущих актёров Омского драматического театра, недоверчиво посмотрел на меня – мол, безнадёга. Но всё же принял в группу. Наверное, потому что я был единственным парнем в «малиннике»! Роль получил сразу. Но из-за зажатости, неуверенности в себе на репетициях всё шло не так. В один из вечеров, возвращаясь домой, встретил сокурсницу, которая с радостью произнесла ужасающую для меня новость: «А твою роль дали мне!» Это был удар. Пришел домой, закрылся в ванной и вышел оттуда в четыре утра. Всю ночь репетировал. На следующий день мастер недоумевал и был в восторге от моей игры!
За эту первую работу на сцене в свои 16 лет на омском конкурсе «Театральная весна» я был удостоен диплома I-й степени «За лучшую мужскую роль».
Вот так и шучу до сих пор: артист родился в ванной!
- Так как же вы всё-таки оказались в ГИТИСе?
- Окончив техникум, получил распределение на омский авиационный завод, где обязан был от звонка до звонка отработать три года. Но всё случилось так, как предначертано судьбой. На третий день положенного мне отпуска махнул в столицу попытать счастья вместе с коллегами по студии. Басню и стихи учил в поезде Омск - Москва. Сдал экзамены в несколько театральных вузов, и мне представилась возможность выбора. Недолго думая, решил: «Учиться буду в ГИТИСе, на курсе Олега Табакова». Там преподавали такие мэтры, как Константин Райкин, Авангард Леонтьев. Это были счастливые годы студенчества. Олег Павлович прикладывал все усилия, чтобы из нас вышли не только одарённые актёры, но и всесторонне развитые культурные люди. За годы учёбы мы десятки раз посещали консерваторию, театры, выставки. До сих пор помнятся встречи с известными персонами советского искусства. Табаков всегда говорил: «Впитывайте всё, впитывайте. Пригодится! И помните: артист как корова. Даёт молоко – хорошо, нет – на бойню!»
Что-то схожее произошло и со мной после первого курса. Олег Павлович отчислил 9 человек, в это число попал и я.
Отчаявшись, решил забрать документы и вернуться на завод строить самолёты. Но очередной счастливый случай в лице народного артиста СССР, режиссёра Владимира Андреева, завкафедры ГИТИСа, не дал мне покинуть театральную сцену. Он предложил перейти к нему на курс и продолжить учёбу. Через полгода во время сдачи экзаменов Олег Табаков произнёс: «Признаю свою ошибку. Мы поторопились». Это признание позволило мне до конца учёбы быть студентом двух курсов – Андреева и Табакова! Так что порой учиться приходилось не 24, а 48 часов в сутки!!!
- На протяжении 22 лет вы выходили на сцену Театра на Малой Бронной. Почему в конце 90-х решили распрощаться с театральной публикой и полностью уйти в кинематограф?
- Кино влекло меня не меньше театра. Ещё на втором курсе снялся в эпизоде фильма «Несколько дней из жизни Обломова» у выдающегося режиссёра Никиты Михалкова. Исполнил роль Никитки-повара с одной фразой: «Доброе утро, барин!»
Помню как сейчас. Раннее утро. Туман. Стою у самовара, подбрасываю шишки в огонь. Дым, глаза слезятся, ничего не видно. Тут оператор предлагает вырезать этот эпизод из фильма. Внезапное дуновение ветра, дым рассеивается, и перед труппой предстаёт моя персона со слезами на глазах и с самоваром в руках. Никита Сергеевич смотрит на меня, несчастного студента, и с жалостью произносит: «Ну, оставьте самовар!» Правда, после монтажа эпизод стал микроскопическим, и на премьере фильма с криком моих друзей «Баталов!» кадр тут же закончился.
Зато сыграл свою роль юношеский максимализм. Решил: буду сниматься только у Михалкова или в крайнем случае – у Феллини. Поэтому, когда присылали телеграммы с киностудий Довженко, «Молдова-фильм» и других: «Поздравляю. Вы утверждены…. Съёмки тогда-то... Директор картины….», всегда отписывался: «Приехать не могу, сломал обе ноги».
Правда, в 1990 году отказаться от одной из главных ролей в фильме «Облако-рай» режиссёра Николая Досталя, которую считаю своей визиткой в кинематографе, конечно, не смог. За этот фильм на европейском кинофестивале «Звёзды на завтра» я с четырьмя героями по кинокартине получил денежный приз. Примечательно, что приз даётся лишь одному актёру, но деньги вручили всем, поскольку не смогли разделить на худших и лучшего.
Кстати, продолжение этого фильма под названием «Коля – перекати поле» было отснято спустя 15 лет. За эту картину мы с Ириной Розановой, которая сыграла главную женскую роль, получили приз «НИКА-2006».
За годы творческой жизни удалось сыграть в кино более 130 острохарактерных ролей первого и второго плана. Отрицательных из них – всего две-три.
В комедиях «Нежданно-негаданно» и «Ширли-мырли» создал образы милиционеров. Кстати, именно лейтенант из «Ширли-мырли» принёс мне широкую популярность. Впрочем, к звёздности я давно отношусь спокойно. Порой узнаваемым может сделать одна главная роль, а не количество. Однажды великий актёр Алексей Баталов спросил меня: «Сколько у тебя сыграно ролей?» Говорю: «Где-то 30». А он продолжает: «А у меня 22». И тут я восклицаю: «Но каких!»
- Наверняка за годы киношной карьеры вам не раз задавали вопрос, связывает ли вас что-то с выдающимся актёром Алексеем Баталовым. Случались ли курьёзы по этому поводу?
- Когда поступил в ГИТИС, все были уверены, что мы родственники. Так устал оправдываться, что в конце концов махнул рукой и стал соглашаться. «Да, – говорю, – мы родственники». И тут же посыпалось: «Да ладно, не придумывай! Ты себя в зеркало видел? Вы вообще не похожи!»
В 1998 году мне удалось встретиться с Алексеем Владимировичем на одной пресс-конференции. Пожав мне руку, он сказал: «Слежу за тобой. Главное – не подведи фамилию!»
А курьёз действительно был, да ещё какой, правда, по молодости. Как-то мой друг Сергей Газаров, ныне артист, режиссёр и просто замечательный человек, пригласил меня к себе на родину, в Баку. Часа за два до прибытия предупредил: «Дружище, понимаешь, такая ситуация. Я родным написал, что везу сына Баталова. Так что не выдавай меня». Конечно, я стал возмущаться. Но деваться было некуда. Пришлось спасать друга. Надо сказать, приём был на высшем уровне. На перроне нас встречал оркестр. В доме собрались десятки родных и близких. Даже кровать для меня купили новую. В общем, пир горой – сын Баталова приехал! Весь месяц приходили какие-то люди, обнимали, говорили, как я похож на отца, как мне с ним повезло, и так далее. Разумеется, приходилось подыгрывать – друг ведь попросил!
В день отъезда накрыли стол человек на 30. Тосты, напутствия, пожелания. И вдруг один мужчина, поднимая бокал, произносит: «Мы не отпустим тебя обратно, пока не приедет твой папа!» Ну, думаю, пришло время раскрыть карты. Встаю, благодарю за гостеприимство и говорю: «Даже если бы я не был сыном Баталова…» И тут, получая тычок в бок, слышу шёпот сквозь зубы: «Играем до конца!» Так вот вышло, что в 20-летнем возрасте пришлось вжиться в роль Хлестакова из «Ревизора». Только не на сцене, а в жизни…
- Вы не расстаётесь с усами более 30 лет. Того требуют режиссёры или это ваш имидж?
- В 1987-м режиссёр Сергей Женовач ставил дипломный спектакль «Панночка» по фильму «Вий». Для роли попросил всех актёров отрастить бороду. У меня достойными оказались лишь усы. Спектакль закончился, а усы остались. Лет через 20 для одних съёмок нужно было их сбрить. Когда дочь увидела меня в новом образе, затрезвонила во всё горло: «Папа, срочно отрасти! Это твоя визитная карточка!»
- Каков сейчас творческий процесс Сергея Баталова?
- Съёмки, съёмки, съёмки, чему, безусловно, рад! Выезжаю на киношные фестивали, выступаю с творческими вечерами, играю в антрепризах. Одним словом, судьбой доволен. Фортуна пока не отвернулась.
Вспоминая, что у пассажиров «Титаника» было и богатство, и здоровье, а вот удача обошла их стороной, всегда желаю всем не только здоровья и работы, но и удачи!
- Чем занимаете себя вне творческого процесса?
- Бывали разные времена. Даже выращивал цветы. Домашние говорят, что у меня руки «зелёные». Семечку посадил – подсолнух вырос. Веточку кофейного дерева ткнул в горшок с землёй – заплодоносило. Лет десять назад на барахолке одна женщина презентовала мне большую каменную жабу. Так и повелось. Где бываю, оттуда жабу везу. В коллекции их не один десяток.
Беседу вела Елена Беляева
________________________________________
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Сергей Феликсович Баталов Родился 19 апреля 1957 года. Окончил ГИТИС (1980). Дебют состоялся в телефильме «Ватага «Семи ветров» (1979).
В 1982 году начал службу в Московском драматическом театре на Малой Бронной. С 1990 по 1992 год - актёр театра-студии «Человек».
В 1992 года вернулся в родной Театр на Малой Бронной, где проработал до 1998 года. Снялся в 130 кинокартинах. Визитная карточка – фильм «Облако-рай» (1991). Заслуженный артист Российской Федерации (2005).