Иван Черных: «Сегодня лётная погода!»

Известному прозаику Ивану Васильевичу Черных исполнилось 90 лет. Родился он в 1927 году в посёлке имени Докучаева Таловского района Воронежской области. Окончил Балашовское военное училище лётчиков дальней авиации.

Служил Иван Черных в авиационных частях Советской Армии – военный лётчик. Окончил Литературный институт имени Максима Горького. Автор девятнадцати книг прозы. Член Союза писателей России. Лауреат литературной премии имени Константина Симонова. Полковник в отставке.

С юбиляром беседует писатель Виктор Лыков.

– С тобой, Иван Васильевич, я знаком почти двадцать лет. Говорю без лести, литератор ты известный и плодовитый, и как человек – отзывчивый, доброжелательный и обаятельный. Мы многое знаем друг о друге, и тем не менее, спрошу: «О чём ежедневно размышляет писатель в свои девяносто лет?»


– Очень многое, мой друг, зависит от физического и психологического самочувствия. Когда тебя начинают, как саранча, атаковать болячки, то мысли текут в одном направлении – как бы поскорее избавиться от них? А если уж совсем становится невмоготу, то скажешь самому себе: «Столько всего пережить, перенести, и дожить до девяноста лет – это ли не чудо?! Старость ни словом, ни делом не проймёшь, поэтому надо смириться и благодарить судьбу за то, что предоставила возможность прожить жизнь достойно. Ну, а когда болячки уходят, то на их место приходит вдохновение, и мгновенно возникают мысли о том, что ты – литератор, и что надо бы сказать свое словцо о том, что происходит в родном Отечестве сегодня и сейчас. Ты же знаешь, что писательское дело такое: его ни прижать, ни задушить.

– Ты упомянул о том, что жизнь прожил достойно. Действительно, жизнь твоя большая, насыщенная, поэтому для наглядности давай вместе пройдёмся по отдельным страницам твоей биографии.

– Моя биография потянет на десятки литературных томов. Я остановлюсь лишь на ключевых моментах своей военной и литературной жизни. Должен напомнить тебе, что я был свидетелем последствий гражданской войны, репрессий, строительства колхозов и совхозов. Я испытал голод и холод военного лихолетья. Однако, несмотря, на перенесённые тяготы и лишения, хотел учиться и стать лётчиком. Почему лётчиком? После войны славой о лётчиках было пропитана не только земля, но и воздух. Я подался в военкомат, чтобы заявить о себе.

– И получил от ворот поворот?

– Да, так и было: то справки не те, то колхоз не отпускает, то приём в училище закончен. Я разозлился, распалил себя до соответствующей кондиции и написал письмо Сталину, мол, так и так, дорогой вождь и учитель, хочу летать, меня не посылают в лётное училище. Не знаю, подействовало ли письмо или нет, но в посёлок прискакал офицер из военкомата и сказал: «Готовь документы, на следующий год пошлём тебя учиться».

Я сначала окончил Московское военное авиационное училище связи, а затем Балашовское военное авиационное училище лётчиков дальней авиации. Так стал лётчиком.

– Иными словами, ты поставил перед собой цель и упорно добивался её осуществления?

– Совершенно верно. Я на своём опыте убедился, что каждый молодой человек должен поставить перед собой конкретную цель и последовательно претворять её в жизнь. Только так можно выйти в «люди» и стать настоящим человеком.

– Хорошо, мечта твоя сбылась, ты стал военным лётчиком. Что дальше?

– Наступил период, который наложил глубочайший отпечаток на всю мою дальнейшую жизнь, вплоть до сегодняшнего дня. Я попал в полк дальней авиации, который насчитывал девятнадцать Героев Советского Союза. Представь: я – желторотый пилот, и рядом – асы бескрайнего неба. Как строить отношения с ними? И как летать на их уровне? И тут произошло то, что произошло: фронтовики приняли меня за своего и на равных. Обучали, воспитывали, наставляли, советовали, пренебрегая своим героическим статусом. Они не выпячивали грудь колесом, но ко всему подходили ответственно и требовательно. Воинским званием гордились и ценили его.

Благодаря фронтовикам, я стал самостоятельным лётчикам, а управлять самолётами дальней авиации – дело сложное, опасное и утомительное. Во-первых, бомбардировщики сами по себе тяжёлые машины и нуждаются в тщательном управлении. Во-вторых, только от названия бомб волосы встают дыбом. В-третьих, чего стоят дальние полёты и облёты территорий земного шара?! Лётная практика, как таковая, сама по себе рождает огромное количество мыслей, эмоций, ощущений, меняет характер и отношение к людям, природе, обществу. Воспитание молодых лётчиков фронтовики ставили на первое место.

В свободные минуты лётчики собирались вместе и рассказывали о своих переживаниях, особенно трепетны были воспоминания фронтовиков. И как-то само собой, неожиданно явилась Муза, которая ненавязчиво предложила: «Не положить ли тебе на бумагу всё то, что ты слышал от фронтовиков и всё то, что они делают сейчас?» Я прислушался к голосу обаятельной Музы и написал свою первую книгу о героях, моих наставниках и командирах. Произведение получило скромное название «Правый пеленг».

Роман о судьбах летчиков Великой Отечественной войны показался читателям интересным, что подвинуло меня на создание других книг – «На острове нелётная погода», «Мгновенья вечный след», «Злой ветер афганец» и ряд других. Творчество меня так увлекло, что пришлось оставить лётное дело и приступить к освоению литературного мастерства. Меня приняли на службу в знаменитую газету «Красная звезда», для которой писал военные очерки. Успешно окончил Литературный институт имени Горького, ну и продолжал работать над художественными произведениями, главным образом, военными и приключенческими.

– Почему ты отдал и отдаёшь предпочтение военной и приключенческой тематике?

– Иначе и быть не может в силу того, что я человек военный, и армейскую жизнь знал изнутри. И потом, военная тематика всегда привлекательна и занимательна. К тому же, где солдаты и офицеры, там и приключения. С приключениями никогда не соскучишься и не заснёшь, в них много интересного и поучительного.

Каждое литературное произведение, думаю, должно бить читателя по лбу.

– Ты к этому стремился?

– По мере своих сил и способностей я старался быть максимально беспристрастным и добросовестным к тексту своих романов, повестей. рассказов и очерков. Я иду по следам Николая Васильевича Гоголя: со словом надо обращаться честно и ответственно.

– Длительное время мы вместе работали в Объединённой редакции МВД России и Студии писателей МВД России, где разрабатывали несколько иные литературные пласты – детективные. Судя по книгам, и в детективном жанре ты преуспел. Как это случилось?

– Собственно, военная литература и детективная литература имеют общую основу, общие корни. Более того, увлечение детективными жанрами заставила меня взглянуть по-иному на суть милицейской (полицейской) службы. Вообще, должен заметить, что правоохранительная тематика настолько глубока и объёмна, что только одна она может дать всестороннее представление о жизни нашего общества и настроении людей. И потом, в своих произведениях я стремился помещать героев в такие ситуации, которые для читателя были бы загадкой и откровением.

– Практически на протяжении всей своей сознательной жизни ты связан с литературой и живёшь в литературе. Что она значит лично для тебя?

– Литература – это служение самому себе, людям и обществу. Мне девяносто лет, но я продолжаю служить. Почему? Я считаю, что без литературы жить невозможно. С хорошей литературой человек становиться чуть-чуть добрее, его сердце согревается, а воля закаляется. Более того, убеждён, что литература крепит душу, формирует характер и возвышает интеллект.

– Что должен делать литератор, чтобы достичь того, о чём ты говоришь?

– Немногое (смеётся), необходимо искать чрезвычайно важные слова и помещать их в нужное место. Они создадут такую конструкцию, от которой оторваться будет невозможно.

– Что тебя волнует сегодня?

– Да, собственно, всё то, что происходит в государстве и обществе. А больше всего беспокоит судьба России, пути для её восстановления и дальнейшего развития. У России огромный исторический опыт, и похоронить его – преступление.

– Мне интересно твое суждение о месте писателя в современном обществе.

– У меня складывается впечатление, что волей-неволей писатель вымывается из активной общественной жизни. Ну, посуди сам: государственных издательств и литературно-художественных журналов нет. Книги, если издаются, то мизерными тиражами. Но самое главное, люди разучились читать и плохо воспринимают смысл текста.

И всё же литературно одарённого человека не остановить. Он будет писать при любых обстоятельства, а, значит, литература не умрёт никогда. Если говорить о шедеврах, то они появляются редко, но появятся, дай только срок.

– Теперь скажи вот о чём: ты ощущаешь свой вклад в литературу?

– Об этом пусть скажут литературоведы и читатели. Во всяком случае, я старался не ударить в грязь лицом.

– Дорогой Иван Васильевич, что скажешь о войне?

– Что тебе сказать? И когда был молодым, и вот стал стариком, а думы одни и те же: война – страшная, разрушительная сила. Страшнее её нет ничего на земле. Рубцы от войны остались на сердце в каждой нашей семье. Разве можно такое забыть? Да никогда! Наша Великая Победа забвению не подлежит! Кое-кто пытается извратить и принизить значение нашей Победы, пересмотреть её суть не удастся. Потому что любовь к Отечеству, любовь к своей земле-матушке сидит у нас в крови. Да, фронтовики завершают свой жизненный путь на земле, но остаются их дети, внуки и правнуки. Остаётся память о том величайшем трагическом событии. Кто посягает на уроки войны? Да тот, кто не воевал и не пережил её последствий! Тот, кто озлоблен на свою судьбу, и тот, кому дали по шее за неблаговидные деяния!

– В девяносто лет, когда болячки преследуют на каждом шагу, тут уж не до литературных трудов. Или писательский зуд всё же даёт о себе знать?

– Когда, где-то, что-то прихватит, то мысли принимают уже другой оборот. Но случается и лётная погода, тогда я придвигаюсь к компьютеру и тружусь над незавершёнными произведениями.

– Когда это происходит?

– Позвони завтра, и я тебе скажу точно.

Я позвонил и услышал в ответ: «Сегодня лётная погода!»


Иван Черных: «Сегодня лётная погода!»

Иван Черных: «Сегодня лётная погода!»

Иван Черных: «Сегодня лётная погода!»

Иван Черных: «Сегодня лётная погода!»