Чем измерить актёрский талант?

Для молодого специалиста в любой профессии важно, кто будет его наставником, кто задаст правильный вектор его умениям и талантам, заложит основы мастерства. Так происходит и в актёрской среде.

В этом отношении нашему герою повезло, ведь он начал карьеру в легендарном «Ленкоме», в компании знаменитых и всеми любимых звёзд театра и кино. Сегодня он и сам состоявшийся актёр, знакомый каждому зрителю.

О ролях, съёмках и современной молодёжи с народным артистом России Иваном Агаповым беседует Олег Морозов.

- Иван Валерьевич, когда вы поняли, что именно лицедейство – ваша стезя?


- Какого-то озарения, словно молния, что буду актёром, конечно, не было. Но так получилось, что в школе я оказался одним из самых «заводных» учеников.

Как-то летом поехал в пионерский лагерь и там участвовал в организации концертов и КВН. Тогда один вожатый и посоветовал попробовать себя в актёрской профессии. Прислушался и, несмотря на большой конкурс, поступил в Молодёжный театр-студию Вячеслава Спесивцева «На Красной Пресне». Там получил первый серьёзный опыт работы на сцене. И к моменту окончания школы дальнейшая судьба уже была определена.

Правда, в театральный институт поступил не с первого раза. Зато, когда это удалось, учился практически на одни пятёрки и едва не получил красный диплом.

- В этом году исполнится 30 лет, как вы служите в «Ленкоме». Будете праздновать юбилей?

- На самом деле уже 31 год, потому что я в нём репетировал ещё студентом. Марк Анатольевич Захаров пригласил меня на роль в спектакле «Поминальная молитва», но премьеру перенесли на год из-за того, что Евгений Леонов тяжело заболел.

Думаю, этот день проведу в рабочем ритме. А праздников и так хватает с лихвой. Коллектив в театре большой и дружный, проводим вместе много времени, и дни рождения отмечаем постоянно. Например, в прошлом году нашему худруку исполнилось 85, Инне Чуриковой – 75, Александру Збруеву – 80, Юрию Колычеву – 90 лет. Юбилеи случаются регулярно.

- «Ленком» стал кузницей актёрских талантов. Что этому способствует? Какая атмосфера царит за кулисами?

- Когда я впервые вышел на сцену, моими партнёрами были Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Александр Абдулов, Олег Янковский, Леонид Броневой. Вот это была школа! Традиция ставить новичков рядом с мэтрами поддерживается у нас до сих пор. Сегодня признанными наставниками уже считается новая плеяда мастеров, с которыми тружусь не один десяток лет: Сергей Степанченко, Дмитрий Певцов, Александр Лазарев, Александра Захарова.

Есть в актёрской среде теория, что невозможно сравнивать театры. Для каждого артиста, в том числе и для меня, его труппа самая лучшая. Ведь именно в «Ленкоме» со мной делились опытом великие таланты.

- Вы играете в семи спектаклях театра. Как удаётся перевоплощаться? Ведь все роли разные…

- Благодаря профессионализму, приходящему только с опытом. Со стороны это кажется практически невыполнимым, но всё же. Такое же недоумение и уважение у меня вызывают лётчики. Как им удаётся всё запоминать и управлять массой приборов так, чтобы огромная махина взлетела и потом приземлилась?

Как хороший пианист каждый день должен проигрывать гаммы, делать много других упражнений, так и актёр, чтобы быть в тонусе, постоянно репетирует, играет, тренирует память, вырабатывает навыки.

А ещё, чтобы самому что-то лучше освоить, нужно научить этому другого. Сейчас регулярно занимаюсь со студентами, и, признаюсь, это сильно помогает в актёрской профессии.

- Вы преподаёте в институте современного искусства. Как оцениваете своих студентов – актёров нового поколения?

- Естественно, все они разные, но в целом прекрасны.

На приёмных экзаменах всем говорю, что не изобрели прибора, способного измерить актёрский талант. Он оценивается на уровне вкусов и мироощущений каждого зрителя. Но есть ребята талантливые, и мне хочется, чтобы у них всё сложилось.

Но одной одарённости недостаточно. Нужны трудолюбие, усердие и, конечно, удача. Она тоже очень много значит в нашей профессии. Важно соответствие внутреннего содержания артиста и внешних данных. Бывает, человек мнит себя лирическим героем, а на него без смеха не взглянешь. Это может оказаться неожиданным препятствием на пути к успеху.

- Вам не раз приходилось играть военных и сотрудников силовых структур. А какие отношения с людьми в погонах сложились в жизни?

- Прекрасные. Очень хочется встречаться с ними исключительно в дружественной обстановке, например, в буфете нашего театра, куда они периодически заходят после спектакля. Сергей Степанченко, не раз сыграв сотрудников правоохранительных органов, обзавёлся большим количеством друзей из этой системы. И Александр Абдулов дружил со многими милиционерами.

Я же стал обладателем медали «200 лет МВД России». Это вторая моя награда после звания народного артиста России. Честно говоря, раньше, когда часто ездил на машине, был не рад встрече с полицейскими. (Смеётся.) Но, поскольку сейчас чаще пользуюсь такси, у меня к ним исключительно дружеские чувства.

Как-то рано утром ехал на съёмки через подмосковный город Долгопрудный. Для проверки меня остановил сотрудник ГИБДД. Мы с ним мило побеседовали. Предложил ему билеты в наш театр. Сначала на спектакль пришла его жена с ребёнком. Потом и он сам начал ходить. С тех пор, как у меня появились верные зрители в лице семьи представителя подмосковной Госавтоинспекции, минуло уже 15 лет. Они регулярно звонят, поздравляют с праздниками, следят за творчеством. Стали не столько моими поклонниками, сколько заядлыми театралами.

- Известно, что недавно ушедший из жизни Николай Караченцов озвучивал Бельмондо, Леонардо Ди Каприо по-русски говорит голосом Сергея Бурунова. А есть ли «закреплённые» за вами иностранные звёзды?

- Пока нет. Приходится работать с разными персонажами.

При озвучивании руководствуюсь тем же принципом, что и хирурги: не навреди! Стараюсь не самовыражаться, а максимально передать голос первоисточника. Мне нужно понять человека, его тембр, характер.

Есть актёры, которые пытаются «улучшить» игру коллег из Голливуда, добавляют своих обертонов. Однако не всегда получается хорошо.

Хотя это и не сильно относится к актёрским качествам, лучший комплимент – это когда в озвучке твой голос не узнают.

- Какую оценку получил начинающий режиссёр Иван Агапов за постановку дипломного спектакля «В этом милом старом доме» на актёрском факультете института современного искусства?

- В подготовке участвовали студенты. Главной моей задачей было скрыть от ребят, что это мой первый режиссёрский опыт. Я им признался только после премьеры. До этого всячески пытался создать иллюзию, будто всю жизнь только и занимался постановками. Авантюра удалась, потому что они поверили и выступили отлично.

Благодаря Дмитрию Певцову и Ольге Дроздовой спектакль, как и другие дипломные работы, продолжает жить. А мои студенты, несмотря на окончание института, не по-современному честно играют его уже второй год.

Постановка пользуется популярностью не столько из-за режиссуры, сколько благодаря артистам. Да и сама пьеса, написанная Алексеем Арбузовым, хороша. После выступления в Риге Михаил Задорнов подошёл и спросил: «Что вы такое сказали актёрам, что они так достоверно и точно играют персонажей из эпохи, в которую ещё даже не родились?»
________________________________________
Визитная карточка

Иван Агапов – российский актёр театра и кино. Заслуженный артист Российской Федерации (1999 г.), народный артист Российской Федерации (2013 г.)

Окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (курс Андрея Гончарова и Марка Захарова). В 1989 году, сразу после окончания института, был приглашён в театр «Ленком», где служит по сей день.

Снялся в более 200 кинокартинах и сериалах. Озвучил свыше 40 иностранных актёров в кино, порядка 10 персонажей мультфильмов и компьютерных игр.


Чем измерить актёрский талант?

Чем измерить актёрский талант?

Чем измерить актёрский талант?

Чем измерить актёрский талант?