Александр Иншаков: «Бесстрашных каскадёров не бывает»

В его творческом багаже более 50 фильмов, среди которых – «В зоне особого внимания» (1977); «Тегеран-43» (1980); «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987); «Асса» (1987); «Человек с бульвара Капуцинов» (1987); «Цена сокровищ» (1992)…

В гостях у журнала «Полиция России» актёр, каскадёр, кинорежиссёр, сценарист и продюсер Александр Иншаков.

– Александр Иванович, для многих почитателей вашего таланта, в том числе и сотрудников органов внутренних дел, вы стали образцом мужественности, профессионализма, мастерства. Вы – человек, который сделал себя сам?


– Наверное, можно сказать и так. В восемь лет втайне от отца, учителя физкультуры, я записался в кружок гимнастики и молчал, пока не получил первый юношеский разряд. Тогда с гордостью показал родителям зачётку спортсмена. После серьёзной травмы не мог заниматься гимнастикой и по совету врачей переключился на боевые единоборства – дзюдо, самбо, карате. Получил чёрный пояс по карате и стал квалифицированным инструктором. В 1980-е годы, после того как этот вид единоборств в Советском Союзе запретили, не оставил своего увлечения: вместе с товарищами организовали первые бои без правил, первые чемпионаты по боевому самбо. Думаю, что мы с коллегами дали хороший толчок развитию в России этого спортивного направления.

– Как вы попали в кино?

– Совершенно случайно. На зарплату тренера прожить было непросто, приходилось с друзьями-спортсменами подрабатывать где только можно: грузили ящики с апельсинами, картошкой, были натурщиками в институте имени В. Сурикова, Строгановке. Крепкие, хорошо сложенные ребята – нас рисовали, с нас лепили. Кстати, Александр Шилов, будучи студентом в Суриковском, написал мой портрет. Именно в то время я начал приобщаться и к большому кино. Старшие товарищи из нашей спортивной секции давно протоптали дорожку на студию имени М. Горького, на Мосфильм. И я тоже стал сниматься в массовках. На фильм «Санта-Эсперанса» меня привёл мой учитель – Алексей Штурмин. Там меня заметила ассистент по актёрам Мосфильма Галя Бабичева. Она упорно настаивала, чтобы я больше внимания уделял кинематографу. Но тогда я был увлечён только спортом. В конце концов она добилась своего. Так начал принимать участие в киносъёмках в качестве актёра: «В зоне особого внимания», «Одиночное плавание»...

– У вас значительная фильмография. Кино стало вашим призванием?

– Изначально, выполняя трюки, я просто делал то, что хотел режиссёр. Знаковыми стали картины Андрея Малюкова «В зоне особого внимания» и Михаила Туманишвили «Ответный ход», во время работы над которыми я был уже постановщиком трюков. Чувствовал себя наравне с автором сценария военным журналистом Евгением Месяцевым, с замечательными актёрами Борисом Галкиным, Михаилом Волонтиром, Анатолием Кузнецовым, нашими десантниками. Это была хорошая школа не только для каскадёрской группы, состоящей из моих учеников, но и для меня: я понял, что отныне моя профессия – каскадёр.

– Кто и как становится каскадёром?

– В каскадёры приходят уже состоявшиеся мастера, в основном после 25 лет. Нас всего 150–200 специалистов на всю Россию. Как минимум, это мастера спорта. Не все остаются в профессии. Хотя она овеяна ореолом романтики: «Пришёл – увидел – победил». На самом деле это достаточно тяжёлый и порой неблагодарный труд.

Важен не только спортивный опыт. Здесь очень много составляющих: я был и гимнастом, и акробатом. Пришлось осваивать работу с животными, автомототехнику, оружие, работу с огнём, пиротехнику. Всему, конечно, не научишься, но стремиться к этому нужно. Важно постоянно работать над собой, самосовершенствоваться и, конечно, уметь работать с актёрами, учить их двигаться. И не забывать, что трюки – работа коллективная. На моей памяти было очень много заслуженных мастеров спорта, которые приходили к нам, но долго не задерживались. Привыкли к самолюбованию, и это заканчивалась порой плачевно.

Теперь в нашей команде ещё и девушки – очень серьёзная группа. Честно говоря, поначалу я был против. Считал, что не женское это дело. Но потом меня убедили. Посмотрел, как они работают, увидел их отношение к делу – мужикам ещё у них есть чему поучиться. Как, например, у Варвары Никитиной, уже давно ставшей постановщицей трюков.

– У вас очень схожее амплуа с легендарным актёром, каскадёром, режиссёром и продюсером Джеки Чаном. Вы его приглашаете сниматься?

– Недавно мы ездили в Пекин по случаю 20-летия группы каскадёров, которую возглавляет этот выдающийся режиссёр, актёр и каскадёр. А сейчас я хочу пригласить Джеки Чана с его группой на мой новый проект – фильм под рабочим названием «Тамерлан». Это история группы спецназа, которые из современного мира попадают во времена Золотой Орды, когда происходит нашествие Тамерлана на Русь.

Джеки Чан действительно мастер своего дела. Равных, думаю, ему пока ещё нет. То, что он выполняет, – за гранью разумного. К счастью, в Голливуде, где он сейчас работает, ему не разрешают делать опасные трюки. Ведь если бы он получил очередную травму, которых у него и так более чем достаточно, картина бы встала, а это большие потери и затраты. Я в своё время, когда начинал сниматься как актёр, тоже сам делал все трюки. Пока на очередной картине не раздробил пятку. Только потом понял, что команду подводить нельзя. То же касается наших молодых российских актёров – многие из них очень спортивные, могут делать сложные вещи. Но мы их ограничиваем. И, конечно же, ни актёры, ни каскадёры не имеют права идти на неоправданный риск. Хотя и тут бывают разные ситуации. Как, например, в фильме «Борис Годунов» Сергея Бондарчука на съёмках конных баталий. После дубля оператор попросил сдвинуться на пару метров от камеры. Я в запарке не предупредил своих, что падаю с лошади на чужую точку. Вдруг вижу испуганные глаза партнёра, и в это время на меня падает на полном ходу лошадь весом больше 500 килограммов. Я потерял сознание. Спас меня только очень глубокий снег.

– Безусловно, каскадёр – ремесло экстремальное. Люди этой профессии нуждаются в особой социальной защите.

– До 1991 года в нашей стране профессии «каскадёр» не было. Да, мы работали, выполняли трюки, но наша деятельность даже не значилась в реестре российских профессий. В 1991 году мы создали общественное объединение – Ассоциацию каскадёров, для того чтобы развивать и защищать интересы людей, которые занимаются этим опасным и непростым делом. Теперь такая профессия в России есть, и в этом заслуга нашей ассоциации (сейчас это гильдия). Гильдия каскадёров сегодня – это прежде всего социальная защита людей, относящихся к самой рискованной и трудной профессии в кинематографе. Было бы стыдно, если бы мы не справились.

– Поделитесь секретом: как готовитесь психологически к выполнению трюков?

– Бесстрашных каскадёров не бывает. Человек, который ничего не боится, – по крайней мере, не жилец. Конечно, бывает страшно. Мы сознательно, но не бездумно идём на то, что делаем. Для этого тренируемся, просчитываем каждый шаг, возможные варианты выхода из ситуации. И, прежде всего, наша страховка – это товарищи, которые в нужный момент могут подставить своё плечо. Это основы нашей профессии. Но когда ты превозмогаешь себя и делаешь то, что поначалу казалось невозможным, за спиной вырастают крылья.

– В 2002 году увидел свет знаменитый сериал «Бригада», генеральным продюсером которого стали вы. Чем запомнилась работа над этой лентой?

– Идея сделать историю «Однажды в России» пришла после просмотра фильмов «Крёстный отец» и «Однажды в Америке». Собирал материал, искал людей, долго не мог найти режиссёра. В то время заканчивал «Рыцарский роман» (продолжение фильма «Крестоносец»). Картина была собрана, но нужно было её доработать. Предложил закончить сериал начинающему режиссёру Алексею Сидорову, который как раз был в поисках интересной работы. Когда я увидел, что он не просто работяга, а ещё и способный парень, я предложил ему новый проект – «Бригаду». Время было трудное – конец 90-х, в нашем кино проблемы с финансированием. Но мы справились. Вместо запланированных 8 серий сняли 15-серийный фильм. Дискуссий на его счёт было много. Но для меня важно, что «Бригада» – честное кино о нашей жизни. Это история настоящей дружбы ребят, которые были поставлены в определённые условия и должны были делать выбор. Алексей Сидоров сумел очень точно передать настроение эпохи.

Для многих актёров он стал путёвкой в большую творческую жизнь. В роли главного героя – Саши Белого – я видел только Сергея Безрукова, с которым работал до этого во многих картинах.

– Как удаётся держать себя в отличной форме?

– Мне повезло – это гены, которые достались от матушки, сибирячки. С малых лет, когда я начинал заниматься спортом, тренеры говорили: «Курить, пить – вредно!» И в семье придерживались здорового образа жизни. Так что было на кого равняться, у кого учиться. Но главный рецепт – любимое дело, которое до сих пор радует и удивляет.

Беседу вела Елена Шершень

Фото из личного архива Александра Иншакова


________________________________________
Визитная карточка


Родился 23 января 1947 года в Москве.

Начинал со спортивной гимнастики. Мастер спорта СССР. Входил в сборную команды страны, отдал 15 лет этому виду спорта. Увлёкся боевыми искусствами. В 1979 году стал абсолютным чемпионом на первом чемпионате по карате в Москве.

С 1976 года Александр Иншаков стал работать каскадёром на «Мосфильме». Первой его большой работой в качестве постановщика трюков стал в 1981 году фильм Михаила Туманишвили «Ответный ход».

В 1984 году окончил заочное отделение Московского областного педагогического института, получил специальность тренера-преподавателя.

В 1992 году сыграл первую большую роль в боевике Андрея Андронникова «Крысиный угол» и приключенческом фильме Сергея Тарасова «Цена сокровищ».

В 1995 году появился в главной роли в картине «Крестоносец», где он и сорежиссёр (с Михаилом Туманишвили), и продюсер, и актёр, и сценарист.

В качестве продюсера участвовал в создании фильмов «Незнакомое оружие, или Крестоносец-2», «Рыцарский роман» и сериала «Бригада», в которых также снялся и как актёр.

В его творческом багаже более 50 фильмов, среди которых «В зоне особого внимания» (1977); «Тегеран-43» (1980); «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987); «Асса» (1987); «Человек с бульвара Капуцинов» (1987); «Цена сокровищ» (1992); «Незнакомое оружие, или Крестоносец–2» (1998); «Рыцарский роман» (2000); «Бригада» (2002); «Мальтийский крест» (2008); «ЛОпуХИ: эпизод первый» (2009); «Ана-бана» (2012); «Бригада. Наследник» (2012); «Сердце врага» (2013).

Президент Гильдии каскадёров при Союзе кинематографистов России.

Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Занимается айкидо, увлекается дайвингом, горными лыжами, обожает собак.


Александр Иншаков: «Бесстрашных каскадёров не бывает»

Александр Иншаков: «Бесстрашных каскадёров не бывает»

Александр Иншаков: «Бесстрашных каскадёров не бывает»