Сергей Мазаев: «Собираю людей лучше себя»

Со времён песни «До свиданья, мама!», взорвавшей эфиры российских радиостанций в 1991 году, его немного хриплый, напористый голос узнаётся с первых звуков. А брутальная внешность непостижимым образом уживается с душевной нежностью и тонким восприятием мира. У нас в гостях – музыкант и актёр, лидер группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев.

- Вы называете себя автором песен. Почему не композитором?


- Потому что песня – это не музыка, а музыкальная форма, самая простейшая, которая доступна нам для понимания с раннего детства. Народное творчество – оно всё песенное, куплетно-припевное. А композиторы пишут совсем другую музыку – сюиты, сонаты, симфонии. Вот Чайковский – это композитор, один из моих любимых. А я просто автор песен, причём сравнительно немногих – у нас в группе за их написание другие люди отвечают. Хотя, как исполнитель, солист, в каком-то смысле выступаю в роли соавтора. Поэтому, если наше сочинение людям нравится, трогает, значит, я тоже хорошо работаю. Когда же этого не происходит, то дело плохо, в цель мы не попали.

- Судя по вашей популярности, позициям в хит-парадах и прочим знакам творческого отличия, с этим у вас всё нормально.

- В музыке и спорте дипломы и медали хорошо смотрятся на стене. Но сначала надо выйти на ринг и победить или пробежать быстрее всех, сыграть на сцене так, чтобы у всех захватило дух. И делать это надо раз за разом, постоянно. Так что сами по себе дипломы и почётные звания – это ерунда.

- А что не ерунда и близко вам сегодня?

- Последние несколько лет меня очень радует то, что я вдруг открыл для себя советскую песню. Знаете, в свои 22-23 года я был «диссидентом», слушал Deep Purple, хотел уехать в Америку и даже фильм «Приключения Электроника» не смотрел. Многое тогда прошло мимо меня. И вот сегодня увлечённо ликвидирую эти пробелы.

Считаю, что одно из самых ярких впечатлений о Родине – это песня. Скажем, мою малую Родину сегодня посетить невозможно, потому что те маленькие домики на Переяславке в Москве, где рос, сломали. На месте стадиона «Буревестник», где занимался в детстве метанием копья, коньками и футболом, построили спорткомплекс «Олимпийский». А песни остались. Закрывая глаза, слышу голоса Гелены Великановой, Эдуарда Хиля, Георга Отса, Владимира Трошина и возвращаюсь в детство. Думаю, у всех так. Потому что звуковое, песенное наследие – это наши настоящие скрепы, наша подлинная Родина.

Я начал очень бережно относиться к советским песням, нашёл единомышленников, собрал оркестр, аранжировки делаем тщательно. Недавно выпустили альбом «Песни Родины». Надеюсь, это будет большая серия, намерен её не прерывать.

- Не пробовали реализовать эту идею на базе «Морального кодекса»?

- Да, конечно. Несколько лет тому назад пытался совместить одно с другим и воплотить с группой какие-то классические песни, например, «Тишина за Рогожской заставою». И понял, что не стоит уводить коллектив в это измерение, ему надо оставаться в рок-н-ролле. Ведь «Моральный кодекс» по-своему уникален: нам уже почти 30 лет, но наши треки до сих пор не звучат на радио «Ретро» и, значит, остаются актуальными! Кому как, а для меня это добрый знак. Пускай стадионов группа не собирает, поклонников у неё, может, и не так уж много, зато они преданные, верные и разочаровывать их нельзя.

Чтобы не путать форматы, создал оркестр. Старые песни должны звучать так, как надо: с одной стороны, современно, а с другой – максимально близко к первоначальному исполнению. В коллективе семь духовых, полноценная ритм-секция, аккордеон, была арфа, но сейчас она временно ушла из коллектива. Есть вокальная группа из пяти человек, где каждый – солист. Один из них, Алёна Долбик, – мой учитель по вокалу. Она очень образованный человек, знает всё о вокальной технике и школе, одна из лучших у нас в стране. Я вообще собираю людей, которые лучше меня.

- Вы столько лет успешно поёте и теперь взялись за учёбу?

- Я пел больше по интуиции, за счёт того, что у меня, как у кларнетиста по образованию, поставлено дыхание, это выручало. Но прежде пел абсолютно безграмотно, неправильно пользовался «камерой», понятия не имел, что такое твёрдое и мягкое нёбо... После года занятий некоторые успехи есть, скажем, длинные ноты наконец зазвучали пристойно. Но надо учиться дальше. Потому что рот у микрофона открывают многие, а слушать приятно далеко не каждого. Голосовой аппарат, как и мышцы, надо регулярно и правильно тренировать.

Кроме того, состояние ученичества делает человека моложе, помогает сохранять форму – умственную и физическую. Так что сегодня у меня есть учителя по вокалу, кларнету, плаванию, фитнесу и пилатесу.

- Это все ваши таланты?

- В детстве умел корзины плести, пасти коз, с косой управляться. Капусту, кстати, квасил мастерски – знаком со всем процессом от начала до конца. Сейчас, само собой, до этого руки уже не доходят. А вот рисовать никогда толком не умел, хотя живопись люблю и ценю.

- На недавнем концерте в Москве в честь вашего дня рождения собрались в том числе и музыканты легендарной группы «Автограф»…

- К сожалению, не все, Александр Ситковецкий приехать из Америки не смог.

В целом же «Автограф» сыграл в моей жизни одну из решающих ролей, открыл глаза на мир, научил ответственности в музыке. Сейчас многие композиции, записанные тогда, звучат архаично, ведь техника с тех пор ушла далеко вперёд. Но это была очень яркая вспышка, которую многие восприняли как глоток свежего воздуха.

- И я в их числе! Интересно, а как старые советские песни сегодня воспринимаются на концертах?

- Вы себе не представляете, насколько круто! Мы пока единственный раз ездили с этой программой на гастроли на Севера, дали там три концерта. Я не ожидал столь эмоциональной реакции! Скажем, когда Олег Кацура выходит с песней «Большая медведица», а он, если помните, первый её исполнитель, люди просто навзрыд встречают! Очень большой успех. Для его развития нам пока не хватает ресурсов. Ведь оркестр – громоздкое образование для концертных туров, всё-таки 25 человек плюс техника, костюмы, реквизит…

- А балет?

- Нет, танцев и прочей мишуры у нас нет, достаточно того, что в оркестре много красивых девушек, привлекающих взгляды публики. Наш формат не танцевальный, а музыкальный, здесь главное – качественный звук и классное исполнение.

- Что ожидать в ближайшее время – новый диск с советскими песнями?

- Да, но не только, там будут и иностранные хиты, скажем, «Римские каникулы» группы Matia Bazar, трек Джимми Самервилла и многое другое, что нам нравится. Причём в ряде случаев мужские песни поёт солистка, специально для неё переделываем тексты на женские, получается очень здорово. Кстати, в нашей концертной программе есть и современные обработки классической музыки, где мы солируем с духовым квинтетом. То есть формат оркестра даёт большой простор для творчества, грех этим не воспользоваться.

- В последнее время вы завершаете свои выступления песней «Моцарт».

- Её не без моего участия сочинил Игорь Матвиенко. Мы с ним с детства друзья, учились, работали вместе. Там получилась интересная история. В своё время я нашёл и отдал Игорю кассету с записью инструментальной темы, сделанной ещё с ансамблем «Здравствуй, песня!» в далёком 1989 году. Он доработал эту мелодию и подарил мне на 50-летие.

Я попросил Павла Жагуна написать стихи. Так и получилась песня «Моцарт», которую спустя два месяца, уже на полувековой юбилей Игоря Матвиенко, мы с «Моральным кодексом» ему и презентовали. Я там ещё соло на трубе сыграл с таким истошным звуком! Сейчас, с оркестром, песня звучит совсем по-другому – мощно, монументально!

Беседу вёл Владимир Макаров
Фото из личного архива Сергея Мазаева

Визитная карточка


Сергей Мазаев родился 7 декабря 1959 года в Москве. Музыкант, певец, автор песен, актёр, солист группы «Моральный кодекс». Заслуженный артист России. Окончил музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова по классу кларнета. Учился на экономическом факультете МГУ им. Ломоносова. Срочную службу проходил в оркестре Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского, участник трёх парадов на Красной площади. Работал в группе «Автограф» и вокально-инструментальных ансамблях «Музыкальный семестр» и «Здравствуй, песня!»


Сергей Мазаев: «Собираю людей лучше себя»

Сергей Мазаев: «Собираю людей лучше себя»