Всю жизнь боровшийся с огнём

Сегодня Герою Российской Федерации генерал-майору внутренней службы Владимиру Михайловичу Максимчуку исполнилось бы 77 лет. Этот человек удивительной судьбы ушёл из жизни 22 мая 1994 года и был похоронен на Митинском кладбище в Москве.

Вспоминая трагедию на Чернобыльской АЭС и отдавая должное памяти её ликвидаторов из числа сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД СССР, мы почему-то забываем о пожарных, которые в те годы тоже находились в системе Министерства внутренних дел. И сделали для предотвращения более тяжких последствий аварии не меньше, а больше своих коллег.

Один из тех, кто руководил в те дни борьбой с огнём на аварийной АЭС – начальник управления пожарной охраны ГУВД Москвы генерал-майор внутренней службы Владимир Михайлович Максимчук, легендарный огнеборец, в декабре 2003 года посмертно ставший Героем Российской Федерации.

Путь огнеборца

Человек, вся жизнь которого прошла в борьбе с огнём, родился в июне 1947 года в селе Добриводы Збаражского района Тернопольской области. Когда Володе исполнилось шестнадцать, умер отец, и мальчик остался за старшего мужчину в семье, помогая матери воспитывать пятерых младших братьев и сестёр.

Окончив среднюю школу, он поступил во Львовское пожарно-техническое училище МВД СССР, после которого получил распределение в Москву. И здесь, прослужив от лейтенанта до генерала, прошёл трудный, полный опасностей путь огнеборца. Он принимал участие в тушении целого ряда крупных пожаров, о которых в советское время не принято было подробно рассказывать на страницах газет или с телевизионных экранов.

В феврале 1977 года Владимир Максимчук боролся с пожаром в здании столичной гостиницы «Россия». Тогда в высотке одновременно полыхнуло на пятом, двенадцатом и тринадцатом этажах Северного корпуса, более 250 посетителей ресторанов, расположенных на 17-м и 22-м этажах, оказались отрезанными от путей к спасению. В тушении огня было задействовано более 1400 пожарных, 35 автоцистерн с водой, 61 автонасос и 8 автолестниц, которые, увы, доставали лишь до седьмого этажа. Огнеборцам пришлось «тянуть цепочку», составленную из лестниц-штурмовок ещё через пять этажей, благодаря чему им удалось спасти 43 человека. Всего из горящего здания было эвакуировано более 1000 мужчин и женщин, в ходе борьбы с огнём различные травмы, ожоги и отравления получили 13 пожарных.

Через три года Владимир Михайлович вместе с коллегами ликвидировал несколько сложных возгораний в столице во время проведения летних Олимпийских игр. В 1981-м вступил в схватку с пламенем глубоко под землёй, когда на перегоне между станциями метро «Третьяковская» и «Октябрьская» из-за неисправных аккумуляторов полыхнули четыре вагона. В 1984-м тушил готовый взорваться нефтеперерабатывающий завод в Капотне.

Но заступать путь огню ему приходилось не только в столице и её окрестностях.

Секретный пожар

О том, что в ночь на 26 апреля 1986 года рванул реактор 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС, сегодня знают все. А вот о крупнейшем пожаре на аварийной станции, разразившемся поздно вечером 22 мая в помещении главных циркулярных насосов, и в наши дни мало кому известно.

Возгорание было очень опасным: остановка насосов неминуемо привела бы к перегреву реактора. И тогда – новый взрыв, новый выброс радиоактивных веществ, увеличение масштабов катастрофы до непредсказуемых размеров. Требовалось срочно погасить пламя, бушевавшее в помещение, где дозиметры зашкаливали от уровня радиации!

Тушение сложнейшего за всю мировую историю пожара на атомном объекте возглавил Владимир Михайлович Максимчук, в то время – подполковник внутренней службы, начальник оперативно-тактического отдела Главного управления пожарной охраны МВД СССР, член правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

К разрушенному 4-му энергоблоку он прибыл в половине третьего ночи. Многие из коллег тогда обратили внимание, что Владимир Михайлович обут не в защитные сапоги, а в обыкновенные кеды: накануне Максимчук поранил ногу об острый осколок графитового стержня, но, несмотря на все уговоры врачей, настаивавших на строчной эвакуации, остался в районе станции.

Конкретной информации о месте возгорания и масштабах пожара к тому времени ещё не существовало, всё основывалось лишь на данных срабатывания пульта диспетчерского управления в соседнем энергоблоке. Требовалось срочно провести разведку.

В полнейшую темноту и неизвестность, пронизанную радиацией, ушли два звена. Они двигались навстречу друг другу по разрушенному зданию 4-го энергоблока, пытаясь на ощупь и визуально определить место повторного возгорания. Одно возглавлял лично Владимир Максимчук, второе – инженер-инспектор Главного управления пожарной охраны МВД СССР Александр Гудков. На поиски огня у них ушло почти полчаса: обе группы почти одновременно обнаружили пламя в одном из подпотолочных туннелей – горели короба с кабелями. На момент обнаружения они уже раскалились настолько, что взрывоопасная ситуация могла возникнуть в любую секунду.

На принятие решения у Владимира Михайловича оставались минуты. Боевой устав противопожарной службы тех лет требовал последовательного наращивания сил и средств в очаге возгорания до полного тушения огня. Но это означало накопление пожарных в радиоактивном здании и их нахождение там очень продолжительное время.

И Максимчук решил поступить иначе, полностью нарушив устав: вывести всех людей из здания и бороться с пожаром посменно, звеньями по 5 человек, которые будут находиться в опасной зоне не более 10 минут, а к месту пожара выдвигаться внутри бронетранспортёров. При этом Владимир Михайлович прекрасно осознавал степень ответственности, которую принимал на себя – если огонь и радиация окажутся сильнее, головы ему не сносить.

Первой пятёрке под руководством Александра Гудкова предстояло определить способы тушения огня в коробах, расположенных на большой высоте. С трудом им удалось вскрыть несколько коробов и начать локализацию пожара. Как только истекла «безопасная» десятиминутка, они рванули к БТРу, освобождая передовую для второй смены.

Из Киева и Иванкова были вызваны дополнительные пожарные расчёты, но до их прибытия борьбу с огнём, сменяя друг друга, вели лишь 30 дежурных пожарных Чернобыльской АЭС! Защитных средств у них практически не было: обыкновенная брезентовая роба да маска-лепесток, т.е. ватно-марлевый респиратор – эффективная вещь на производстве, где приходится работать с пылью, но абсолютно бесполезная при защите от радиации. Когда подоспела подмога, у чернобыльских пожарных уже были видны первые признаки лучевой болезни.

Подполковник внутренней службы Владимир Максимчук, контролируя работу всех смен в непосредственной близости от очага возгорания, получил запредельную дозу радиации – около 700 рентген. Он продолжал руководить ликвидацией пожара до последней минуты. Его, потерявшего сознание, увезли в больницу, уже после того, как он доложил руководству о полной локализации возгорания. С лучевыми ожогами голени и дыхательных путей пострадавшего спешно доставили в Киев.

Сегодня во всём мире пожары на АЭС и других атомных объектах тушат по «методу Максимчука». Сам же Владимир Михайлович при жизни за ликвидацию пожара на аварийной станции не получил ни одной награды: выполняя личную просьбу Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва, о пожаре 22-23 мая на Чернобыльской АЭС никто не распространялся, и все документы об этом происшествии более 15 лет хранились под грифом «совершенно секретно».

А раз «не было» пожара, не было и людей, его ликвидировавших…

Смотревший далеко в будущее

Невзирая на тяжелейшую лучевую болезнь, Владимир Михайлович Максимчук остался на службе. И за последующие восемь лет жизни успел сделать столько, сколько иному не под силу и за несколько десятилетий.

Занимая должность первого заместителя начальника Главного управления пожарной охраны МВД СССР, он стал инициатором создания на базе противопожарной службы эффективной общегосударственной системы безопасности и борьбы с авариями, катастрофами и стихийными бедствиями – отечественной структуры экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации, ставшей прототипом современного МЧС России. На этом же посту он много сделал для разработки и налаживания выпуска новейшей пожарной техники, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования.

Последние два года жизни Владимир Михайлович возглавлял пожарную охрану Москвы и за столь короткое время решил многие животрепещущие проблемы по укреплению пожарной безопасности столицы. При нём в столице появилось 25 новых пожарных депо. Начал работу современный комплекс службы «01» – Центр управления силами и средствами пожарной охраны (ЦУСС). Был введён в строй Учебный центр по подготовке пожарных специалистов, ни в чём не уступавший заграничным аналогам. Создан региональный специализированный отряд по тушению крупных и наиболее опасных пожаров, а также вертолётная пожарно-спасательная служба – первая в России.

Долгие годы генерал-пожарный возглавлял отечественную Федерацию пожарно-прикладного спорта. И в этот период сборная команда сначала СССР, а потом России не отдавала пальму первенства на всех международных соревнованиях, проходивших под эгидой КТИФ (Международного комитета по предупреждению и тушению пожаров).

В апреле 1994 года Красный Крест предложил Владимиру Михайловичу, почувствовавшему резкое ухудшение здоровья, отправиться на лечение в Скандинавию Генерал предложение принял и срочно вылетел в Стокгольм. Но было поздно…

Этот человек удивительной судьбы ушёл из жизни 22 мая 1994 года и, как и многие ликвидаторы-чернобыльцы, был похоронен на Митинском кладбище в Москве. Его имя носят школа на родине Героя, 2-я специализированная пожарная часть ФПС по городу Москве при ГУ МЧС России, Московский технический пожарно-спасательный колледж № 57 и один из кораблей столичной пожарной флотилии.

Ежегодно в России проводятся международные соревнования по пожарно-прикладному спорту на Кубок генерала Владимира Максимчука – человека, всю жизнь боровшегося с огнём. И неизменно выходившего из смертельных схваток победителем!

Игорь Софронов, заслуженный работник культуры Российской Федерации


Всю жизнь боровшийся с огнём
В. Максимчук с участниками ликвидации пожара на ЧАЭС в ночь на 23 мая 1986 г.

Всю жизнь боровшийся с огнём
В. Максимчук

Всю жизнь боровшийся с огнём
Лейтенант Максимчук на дежурстве

Всю жизнь боровшийся с огнём
Мемориальная доска на фасаде дома

Всю жизнь боровшийся с огнём
В. Максимчук в рабочем кабинете, 1993 г.

Всю жизнь боровшийся с огнём
Открытие мемориальной доски

Всю жизнь боровшийся с огнём
Памятник на могиле на Митинском кладбище

Всю жизнь боровшийся с огнём
Пожарные расчёты у гостиницы Россия, 1977 г.

Всю жизнь боровшийся с огнём
Пожарные расчёты у гостиницы Россия, 1977 г.