Михаил Муромов: «Я служил во внутренних войсках…»

В ноябре прошлого года певец, композитор и автор-исполнитель Михаил Муромов отметил 70-летний юбилей. Он достиг немалых высот во время службы во внутренних войсках МВД СССР, выступал за спортивное общество «Динамо». Но всё же главной его страстью была и остаётся музыка.

Детство, ты куда летишь?


В деревянном доме, притаившемся в одном из переулков в центре Москвы, прошла большая часть детства Михаила. Как вспоминает Муромов, спорт и музыка шли в его жизни параллельно на протяжении многих лет. Ещё до школы он записался в секцию плавания спортивного общества «Динамо». Тренер Михаил Спарыхин сразу обратил внимание на новичка, отметил, что вода – его стихия. И оказался прав. Очень скоро Муромов сдал норматив на 2-й юношеский разряд, показал отличные результаты на коротких дистанциях, увлёкся водным поло и начал выступать на соревнованиях в составе молодёжной сборной Москвы. В четырнадцатилетнем возрасте он стал кандидатом в мастера спорта, встал на горные и водные лыжи. Занимался в кружке авиамоделирования, освоил виолончель, затем гитару. В десять лет начал сочинять первые мелодии, а в восьмом классе вместе с друзьями создал вокально-инструментальный ансамбль.

После школы парень учился на биохимическом факультете Московского мясомолочного института. Изучал анатомию, микробиологию и теорию питания. Активно участвовал в общественной жизни вуза, проводил студенческие концерты, а также выступал в качестве вокалиста и гитариста ВИА «Славяне». Тогда же увлёкся боксом, получил первый спортивный разряд.

По окончании института в 1971 году молодой специалист остался работать в родном вузе, преподавал на кафедре, часами пропадал в лаборатории.

В войсках правопорядка

Вопрос о том, идти в армию или нет, перед Михаилом никогда не стоял. Повестка в военкомат стала для него радостным событием. Отец Владимир Сергеевич в далёком 1941 году начинал сапёром, затем проходил службу синхронным переводчиком в штабе фронта, прекрасно владел тремя иностранными языками.

В ноябре 1972 года Муромов успешно прошёл медкомиссию и вскоре отправился на городской сборный пункт. За призывниками-спортсменами шла настоящая охота, где приоритетное право отбора принадлежало «покупателям» из ЦСКА. Михаил же, как отличный пловец, был на примете у представителей спортивного общества «Динамо».

Неожиданно к нему подошёл полковник в милицейской форме, поинтересовался, не желает ли парень остаться служить в столице. Получив добро, отвёл его и ещё двух призывников в сторону и велел ждать. Сам же взял личные дела и исчез.

В итоге Муромова призвали в полк охраны 36-й конвойной дивизии внутренних войск. Сегодня на этой территории находится штаб Центрального Оршанско-Хинганского Краснознамённого округа войск национальной гвардии.

Вскоре новобранцев отправили в Можайск, где они проходили курс молодого бойца. Михаил быстро адаптировался к военному ритму жизни: ранние подъёмы, изнурительные кроссы, разборка-сборка автомата Калашникова и многочисленные занятия. Для закалённого спортом юноши жизнь по распорядку не была в новинку.

– Волнительная и трепетная церемония принятия военной присяги запечатлелась на всю жизнь, – вспоминает Михаил Владимирович событие, которому без малого полвека. – В тот холодный декабрьский день нас построили в можайском городском сквере, у памятника погибшим в Великой Отечественной войне. Здесь мы и произнесли торжественную клятву на верность Родине.

Третья рота полка охраны, куда попал служить рядовой Муромов, считалась особым подразделением и среди динамовцев именовалась «6-й коллектив физкультуры». Именно от неё ведёт историю спортивная команда Центрального округа Росгвардии. Воины-спортсмены отстаивали честь «Динамо» в различных видах спорта. В частности, Михаил выступал за команду по водному поло.

Ещё в школе его сосед по парте Александр Панов привил Михаилу любовь к рисованию. С годами он неплохо овладел кистью, будучи студентом, редактировал газету института. Его же школьный друг стал известным художником-¬мультипликатором на киностудии «Союзмультфильм», принимал участие в создании более ста рисованных мультфильмов.

Узнав про художественные таланты подчинённого, командир роты стал привлекать его к выпуску стенгазеты, плакатов и другой наглядной агитации, которой в части было предостаточно. Дошло до того, что рисование на время заслонило спорт. Телефонограммы с вызовом рядового Муромова на сборы и тренировки перестали находить адресата.

Естественно, такое положение дел не могло оставаться незамеченным, и вскоре грянул гром. Обеспокоенный долгим отсутствием своего подопечного тренер доложил об этом руководству, и однажды в кабинете ротного раздался звонок из милицейского главка. Тем не менее, даже после этого под самыми различными предлогами солдата почти месяц не отпускали из части. И лишь когда в казарме не осталось места, куда бы ни добралась рука художника, командир дал зелёный свет, и воин-спортсмен вернулся к тренировкам. Михаилу пришлось восстанавливаться, интенсивно набирать форму.

Кем стать, выбираешь сам

За зычный голос его определили в полковые запевалы. При поддержке замполита полка, фронтовика полковника Николая Никулина, вместе с сослуживцами он организовал в части вокально-инструментальный ансамбль. После репетиций молодые артисты составили концертную программу, опробовали её в полку, а затем отправились на гастроли по частям дивизии. Каждое выступление проходило при аншлаге, срывая овации солдат и офицеров.

А ведь несение службы, выезды на боевые стрельбы и учения никто не отменял. Довелось рядовому Муромову участвовать и в розыске беглых заключённых. Бойцы переодевались в гражданскую одежду, получали ориентировки и приказ на задержание, патрулировали столичные парки культуры и отдыха.

Осенью 1973 года Михаил Муромов уволился в запас.

Семейный человек, спортсмен, художник да к тому же полиглот – к 25 годам Муромов овладел английским, французским и немецким языками, мог изъясняться на итальянском и польском – такому парню открыты все дороги! Вначале он решил попробовать себя в научной деятельности, поступив в аспирантуру родного вуза. Тягу к знаниям подтвердила его диссертационная работа (только вдумайтесь в тему!) «Исследование в процессе хранения, изменения некоторых биохимических свойств мяса, высушенного в жидких теплоносящих средах в условиях вакуума». В аспирантуре Михаил успел сделать ещё несколько рационализаторских предложений, но страсть к музыке взяла верх.

В 1979 году Муромов вплотную занялся музыкальным творчеством. Толчок к решительному шагу получил от товарища за застольным разговором.

– Какое будущее тебя ждёт? – спросил тогда приятель. – Делай то, к чему лежит душа, то, чего ты по¬настоящему хочешь!

А он хотел писать песни и музыку, выступать на сцене.

– Бывало, как придёт вдохновение, садишься и играешь на барабане, ногой в такт стучишь по полу – он заменяет бочку на ударной установке. Серебряная сахарница – вместо ударных тарелок. Напевал, записывал на магнитофон, накладывал звук – получалась демозапись.

Чтобы не мешать родителям, Михаил организовал импровизированную студию на съёмной квартире. Там были барабан, музыкальные колонки, а также очень редкие и дорогие по тем временам вещи – магнитофон с функцией записи и возможностью наложения звука, усилитель и даже рояль. Именно здесь в 1982 году он создал музыку специально для кинофильма «Просто ужас».

Так начинался путь Михаила Муромова на музыкальный олимп. Через год он смог устроиться в Театр драмы имени Станиславского к режиссёру Александру Товстоногову, где ему выделили отдельное помещение для занятий музыкой. В 1985 году как профессиональный певец дебютировал во время проведения в Москве XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Позднее он приобрёл четырёхканальный магнитофон, на котором записал песни, относящиеся, по мнению автора, к его первому музыкальному блоку – «Афганский цикл», «Яблоки на снегу», вплоть до альбома «Странная женщина», выпущенного в 1994 году.

«Яблочный секрет»

Каких только версий создания знаменитой песни «Яблоки на снегу» не встретишь сегодня в Интернете! Многие ошибочно считают, что она – первое творение автора. Это не так. До неё Михаил Владимирович записал хиты «Птица синее крыло», «Тёплые ливни», «Флюгер» и «Метелица». Статный и обаятельный певец был любимцем женщин. А после выхода афганского цикла песен, с которым он гастролировал не только по городам СССР, но и «за речкой» во время боевых действий, творчество Муромова оценили и мужчины. Его душевные боевые песни поддерживали моральный дух наших солдат и офицеров в Афганистане и быстро разошлись на цитаты, а Михаил даже получил медаль «Слава» от Демократической организации молодёжи Афганистана.

Услышав историю о подвиге старшего сержанта милиции Владимира Барскова, совершённом в мирное время, Муромов настолько впечатлился, что на одном дыхании написал песню «Боевым награждается орденом». Впервые зрители услышали её в одноимённом фильме 10 ноября 1984 года, в День советской милиции. А в дальнейшем она обрела популярность среди военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, артист стал лауреатом премии МВД СССР.

Но вернёмся к знаменитым «Яблокам». Песня была написана на стихи поэта-классика Андрея Дементьева. Они жили неподалёку и часто общались. В одну из таких встреч Михаил получил подарок – сборник избранных стихов автора. До этого совместно с поэтом он уже создал песню «Стюардесса», вошедшую в популярный сборник «Эстрада-82».

Прочтя стихотворение «Яблоки», написанное Андреем Дементьевым ещё в 1971 году, Михаил загорелся идеей сконструировать его и сделать песню. В 1986-м, когда всё было готово, он напел её поэту по телефону. Всего из того сборника стихов Муромов сделал десяток песен, при этом сам отдавал предпочтение музыкальной композиции «Улетай». Но Дементьев тогда пророчески сказал, что именно «Яблоки» люди будут слушать много лет.

Почти год артист держал песню в запасе. В 1986-м, вспоминает он, в стране было засилье музыкального дуэта «Modern Talking», а «Яблоки» в чём-то были созвучны их песням и могли просто затеряться.

Своего звёздного часа песня дождалась весной 1987 года, когда Михаил Муромов выпустил альбом «Песни на стихи Дементьева». «Яблоки на снегу» вмиг стали хитом и одним из музыкальных символов конца 80-х годов. Чарующий голос, привлекательная внешность и умение держаться на сцене сделали Михаила любимцем публики на многие годы.

Из шоу-бизнеса Муромов исчез внезапно, в начале 90-х годов, на пике славы, породив множество слухов и догадок.

Вновь музыка звучит

В 1997 году артист вернулся на сцену, на концертах исполнял преимущественно любимые публикой старые хиты. В 2001-¬м выпустил диск «Имена на все времена», а в 2005-м – альбом со своими главными хитами.

Несколько лет назад в честь 30-летнего юбилея песни «Яблоки на снегу» Михаил Владимирович издал новый альбом «Розовые на белом», содержащий как свежий музыкальный материал, так и обновлённые версии избранных хитов. При записи диска он выступил в качестве певца, продюсера, автора музыки, аранжировщика и гитариста, вновь оставшись верным своему принципу «Сам записал, сам спел, сам сыграл».

Летят годы, а песни Михаила Муромова продолжают радовать души и сердца людей, цепляют за живое, заставляют веселиться и грустить. Это – песни на все времена.

Подполковник Анатолий Ключенко

Фото из домашнего архива Михаила Муромова


Михаил Муромов: «Я служил во внутренних войсках…»

Михаил Муромов: «Я служил во внутренних войсках…»

Михаил Муромов: «Я служил во внутренних войсках…»

Михаил Муромов: «Я служил во внутренних войсках…»

Михаил Муромов: «Я служил во внутренних войсках…»

Михаил Муромов: «Я служил во внутренних войсках…»

Михаил Муромов: «Я служил во внутренних войсках…»

Михаил Муромов: «Я служил во внутренних войсках…»

Михаил Муромов: «Я служил во внутренних войсках…»