Хранили фото любимой и… плакат
Рубрику ведёт главный хранитель Художественного фонда Студии художников имени В. В. Верещагина МВД России Анастасия Лиховцева.
Знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны «Родина-мать зовёт!», созданный советским живописцем и графиком Ираклием Тоидзе в июне 1941 года, – один из самых известных советских агитационных плакатов, число изданий и тиражи которого поражают воображение. Выразительный, лаконичный и ёмкий образ, точно найденный художником, производил на людей сильное воздействие. Этот плакат оказался настолько пронзительным и проникновенным, что стал подлинным шедевром, не утратив своей эмоциональности и сегодня. Общепризнанное мнение: сравниться с ним по уровню воздействия на людей могла только песня Александра Александрова «Священная война».
В руках Родина-мать держит Присягу, принятие которой было обязательным перед отправкой на фронт. Но, безусловно, главной доминантой стал сам образ Родины-матери и визуальный контакт этого образа со зрителем «глаза в глаза».
Прообразом Родины-матери послужила жена художника – Тамара Тоидзе. Согласно воспоминаниям самого Ираклия Тоидзе, услышав 22 июня 1941 года сообщение о нападении нацистской Германии на СССР, его супруга, с шумом распахнув дверь, вбежала к нему в мастерскую с криком, полным отчаяния: «Война!» Художник, поражённый выражением лица жены, сразу же сказал ей: «Стой так и не двигайся!» – и начал делать рисунок. Женщине на тот момент было всего 37 лет, и выглядела она значительно моложе, но художник сознательно изобразил её старше. Это был символ Родины, символ жизни и родного дома, символ Матери, которой так нужна была сейчас защита её сыновей и которая сама была полна решимости защитить своих детей.
Образ матери, образ Родины, а если проводить иконографические параллели, то важно назвать и образ Богоматери – отчётливо прослеживаются как ключевые в русской философии и идеологии на протяжении всей истории культуры России. Эти образы всегда были и остаются базовыми для русской культуры и заложены изначально в русской ментальности.
Самый ранний из сигнальных экземпляров плаката, хранящихся в Российской государственной библиотеке, датирован 4 июля 1941 года – когда и был подписан в печать первый тираж. К концу июля плакат увидела вся страна. Он висел на сборных пунктах и вокзалах, в госучреждениях и колхозных конторах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, да и просто на улицах, на заборах, на стенах, в домах и на кухнях. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица.
Известны случаи, когда, вынужденно оставляя тот или иной населённый пункт, наши солдаты напоследок срывали плакаты с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный тираж плаката «Родина-мать зовёт!» размером чуть меньше обычной почтовой открытки – они хранились в карманах гимнастёрок у многих фронтовиков рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами. Плакат «Родина-мать зовёт!» стал своего рода и оберегом, подобно изображениям иконы с образом Божьей Матери, которые в Первую мировую войну солдаты носили при себе.
Оригинал рисунка для легендарного плаката хранится в Третьяковской галерее и выставлялся для публичного просмотра в год 75-летия Великой Победы. После войны Ираклий Тоидзе сделал для разных музеев ещё десять авторских повторений этого плаката.
После уникального точного попадания в художественный образ в плакате «Родина-мать зовёт!» Ираклий Тоидзе неоднократно пытался найти парафразы образа в своих последующих работах. Таких, например, как плакаты «За Родину-мать!» 1943 года и «Во имя мира», созданный в 1959 году в ознаменование начала эры освоения космоса. Они не уступают плакату «Родина-мать зовёт!» по своим художественным достоинствам, но уже не могут сравниться с ним по силе своей выразительности и пронзительности образа.
Примечательно, что в советский период Ираклий Тоидзе создал агитационные плакаты для Министерства внутренних дел СССР – «Будьте достойным гражданином СССР! Работники милиции! Повышайте культуру в работе паспортных столов!» (1956) и «Участковый уполномоченный! Постоянно опирайся в своей работе на помощь общественности!» (1957).
Знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны «Родина-мать зовёт!», созданный советским живописцем и графиком Ираклием Тоидзе в июне 1941 года, – один из самых известных советских агитационных плакатов, число изданий и тиражи которого поражают воображение. Выразительный, лаконичный и ёмкий образ, точно найденный художником, производил на людей сильное воздействие. Этот плакат оказался настолько пронзительным и проникновенным, что стал подлинным шедевром, не утратив своей эмоциональности и сегодня. Общепризнанное мнение: сравниться с ним по уровню воздействия на людей могла только песня Александра Александрова «Священная война».
В руках Родина-мать держит Присягу, принятие которой было обязательным перед отправкой на фронт. Но, безусловно, главной доминантой стал сам образ Родины-матери и визуальный контакт этого образа со зрителем «глаза в глаза».
Прообразом Родины-матери послужила жена художника – Тамара Тоидзе. Согласно воспоминаниям самого Ираклия Тоидзе, услышав 22 июня 1941 года сообщение о нападении нацистской Германии на СССР, его супруга, с шумом распахнув дверь, вбежала к нему в мастерскую с криком, полным отчаяния: «Война!» Художник, поражённый выражением лица жены, сразу же сказал ей: «Стой так и не двигайся!» – и начал делать рисунок. Женщине на тот момент было всего 37 лет, и выглядела она значительно моложе, но художник сознательно изобразил её старше. Это был символ Родины, символ жизни и родного дома, символ Матери, которой так нужна была сейчас защита её сыновей и которая сама была полна решимости защитить своих детей.
Образ матери, образ Родины, а если проводить иконографические параллели, то важно назвать и образ Богоматери – отчётливо прослеживаются как ключевые в русской философии и идеологии на протяжении всей истории культуры России. Эти образы всегда были и остаются базовыми для русской культуры и заложены изначально в русской ментальности.
Самый ранний из сигнальных экземпляров плаката, хранящихся в Российской государственной библиотеке, датирован 4 июля 1941 года – когда и был подписан в печать первый тираж. К концу июля плакат увидела вся страна. Он висел на сборных пунктах и вокзалах, в госучреждениях и колхозных конторах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, да и просто на улицах, на заборах, на стенах, в домах и на кухнях. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица.
Известны случаи, когда, вынужденно оставляя тот или иной населённый пункт, наши солдаты напоследок срывали плакаты с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный тираж плаката «Родина-мать зовёт!» размером чуть меньше обычной почтовой открытки – они хранились в карманах гимнастёрок у многих фронтовиков рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами. Плакат «Родина-мать зовёт!» стал своего рода и оберегом, подобно изображениям иконы с образом Божьей Матери, которые в Первую мировую войну солдаты носили при себе.
Оригинал рисунка для легендарного плаката хранится в Третьяковской галерее и выставлялся для публичного просмотра в год 75-летия Великой Победы. После войны Ираклий Тоидзе сделал для разных музеев ещё десять авторских повторений этого плаката.
После уникального точного попадания в художественный образ в плакате «Родина-мать зовёт!» Ираклий Тоидзе неоднократно пытался найти парафразы образа в своих последующих работах. Таких, например, как плакаты «За Родину-мать!» 1943 года и «Во имя мира», созданный в 1959 году в ознаменование начала эры освоения космоса. Они не уступают плакату «Родина-мать зовёт!» по своим художественным достоинствам, но уже не могут сравниться с ним по силе своей выразительности и пронзительности образа.
Примечательно, что в советский период Ираклий Тоидзе создал агитационные плакаты для Министерства внутренних дел СССР – «Будьте достойным гражданином СССР! Работники милиции! Повышайте культуру в работе паспортных столов!» (1956) и «Участковый уполномоченный! Постоянно опирайся в своей работе на помощь общественности!» (1957).