Весёлые истории услышать не хотите ли?
Этот напев знаком каждому с пелёнок. Всеми любимый «Ералаш» отметил 45-летие. Юбилей отпраздновал и его создатель – режиссёр, сценарист, организатор кинопроизводства, художественный руководитель детского киножурнала Борис Грачевский.
- Борис Юрьевич, в 1974 году вы вместе с Александром Хмеликом основали «Ералаш». Почему был выбран именно такой формат?
- В то время сумасшедшей популярностью пользовался всесоюзный сатирический киножурнал «Фитиль». Он появился в самом конце хрущёвской оттепели, советские граждане испытывали к нему огромную любовь и интерес. В каждой серии снимались всеми любимые артисты, а в конце всегда ждала смешная развязка. Зрители устали от тех десятиминутных, как правило, скучных и нудных роликов, которые запускали до этого в кинотеатрах перед каждым фильмом. Людям это было неинтересно. А когда вместо них появлялся «Фитиль», зал «взрывался».
Спустя 11 лет у кинорежиссёра и сценариста Аллы Суриковой возникла идея создать детский юмористический проект «Фитилёк». Позже Алла ушла в большое кино, и заниматься этим ей стало некогда. Идею подхватили замечательный писатель Александр Хмелик и ваш покорный слуга.
На телевидении того времени по утрам часто шли детские кинофильмы, и перед ними начали показывать «Ералаш». Потом наши короткие весёлые истории ставили и перед взрослыми произведениями, и вместо них. Так «Ералаш» стал самостоятельным.
- А откуда взялось такое название?
- На эту тему ходит много легенд. На самом деле его придумала дочка Александра Хмелика – Маша. Мы с её отцом перебирали массу возможных вариантов для нашего сатирического киножурнала, потому что «Фитилёк» изначально не нравилось никому. Девочка слушала, потом засобиралась куда-то, уже уходя из дома, остановилась на пороге и бросила: «А назовите его Ералаш…»
Единственное, что нас пугало: слово было созвучно фамилии тогдашнего руководителя Госкино Филиппа Ермаша. Боялись, что из-за этого начальство не одобрит наше детище. Но понравилось всё, кроме… названия. Уговаривали полчаса. И оно уступило.
В 2019 году киножурналу исполняется 45 лет. Ну а мне 70. Получается большой юбилей. Думаем, как ярко и интересно отметить эти события.
Сегодня на официальных каналах «Ералаш» появляется нечасто, но в Интернете выпуски разных лет скачивают с сумасшедшей активностью. Мы не можем этого не замечать, ведь количество просмотров некоторых серий доходит до тридцати миллионов.
Съёмки новых эпизодов продолжаются и по сей день. Они выходят практически каждую неделю. Но журнал живёт в основном в глобальной сети.
- Насколько сильно отличаются дети той эпохи от современного поколения? Разное ли у них чувство юмора?
- Иногда мне говорят, что раньше «Ералаш» был смешнее. Поначалу из-за этого расстраивался, но сейчас воспринимаю как комплимент. Мир изменился, и ребята стали другими. Их юмор жёстче, динамичнее. В беседе они рассказывают, что помнят именно новые истории, а сюжеты советских времён им неинтересны.
Например, в одной из современных историй дети на школьном дворе сажают деревья. Часть учеников бегает, хулиганит. Их собирает учитель и говорит: «Что же вы балуетесь? Каждый человек в жизни должен посадить дерево. Главное – это память. Пройдёт много лет, подойдёте к посаженному растению – и память вернётся к вам». Неподалёку, у берёзы, стоит дедушка. Ребята подходят к нему и спрашивают: «К вам память вернулась?» А тот отвечает: «Тут вай-фай лучше ловит! А памяти у меня целая флешка!»
- Лично мне понравился выпуск «Ералаша» № 64 с участием одного из знатоков Георгия Мартынюка и артиста Станислава Садальского. Как родился этот сюжет?
- Автор сценария – Игорь Багин. Поначалу роль преступника должен был играть Леонид Каневский. Для зрителей такой поворот оказался бы неожиданным. Но съёмку отложили. Позже на роли милиционера пригласили Георгия Мартынюка, а задержанного – Станислава Садальского. Причём для роли последний специально побрился наголо.
Выпуск имел огромный успех. С тех пор каждый раз, когда я звонил Стасу, первое, что слышал в трубке: «Согласен!» Он говорил мне, что все его лучшие роли – в «Ералаше».
- Чем вам запомнилась работа с великими режиссёрами Александром Роу, Василием Шукшиным, Марком Донским?
- Все они – абсолютно грандиозные личности, которые нестандартно мыслили и жили.
Когда Марк Донской начинал рассказывать какие-то истории, окружавшие нас люди заслушивались. Я тоже замирал от восхищения. Его фильмы, например, трилогия о жизни Максима Горького, – произведения мирового класса. Он – величайший человек. Но работать с ним было непросто.
Однажды мы снимали картину «Надежда», про знакомство Ленина с Крупской. Она получилась не совсем удачной. Там была сцена с похоронами Тургенева. Атмосфера жуткая – съёмки проходили на кладбище. Массовки – больше 700 человек. В костюмах, гриме, с накладными бородами. Невероятно сложная постановка сцен. Никакой компьютерной графики. У меня в подчинении большая съёмочная группа. Всем этим приходилось как-то руководить.
А потом Марк Семёнович сказал, что этот эпизод показался ему неуместным, и вырезал его. Я сильно расстроился. А он вкрадчиво произнёс: «Боря, никогда не жалей важного ради главного!» Запомнил на всю жизнь.
С Шукшиным мы снимали фильм «Я пришёл дать вам волю». Это был очень масштабный проект. К съёмкам готовились год. И вдруг раздался звонок: «Привезите сценарий в ЦК партии!» Потом оттуда пришло указание закрыть картину. И Василий Макарович переключился на работу над фильмом «Печки-лавочки».
Удивительный человек и Александр Роу. Мне удалось поработать с ним на съёмках трёх картин. Внешне он казался большим, взрослым, а в душе был маленьким мальчишкой, смотревшим на мир наивными глазами. Это помогало снимать кино, которое всегда трогало. На его лентах возникало удивительное единение зрителей.
- В 2009-м вышла ваша первая полнометражная драма «Крыша». Позже – мелодрама «Между нот, или Тантрическая симфония». Чего хотели сказать этими лентами?
- В каждой из них есть важная мысль, которую хотел донести.
«Крыша» – социальная драма о взаимоотношениях детей и родителей. Когда жуткое невнимание к своим отпрыскам довело трёх маленьких девочек до края крыши. Они стоят там и прощаются с жизнью. Поднимается тема любви, взаимоотношений, понимания друг друга. В фильме есть фраза, очень точно передающая один из посылов картины: «А знаете ли вы, с кем ваш ребёнок сидит за одной партой?»
Вторая работа – «Между нот, или Тантрическая симфония» – затрагивает тему отношений взрослого мужчины и молодой девушки. Это то, что общество категорически не принимает. А главные герои, несмотря на это, живут своей любовью.
- Расскажите о проекте «социальная реклама».
- Это было довольно давно. Я получил заказ на 30 роликов, разных по стилю, содержанию. Много внимания уделялось поведению детей на улицах. Имеется в виду не только соблюдение ПДД, но и личная безопасность, общение с посторонними.
Они шли на центральных каналах. Трогательные, смешные, страшные. Мы старались показать максимум возможных ситуаций, чтобы уберечь детей и взрослых. Вся команда со съёмок «Ералаша» на три месяца переключилась на этот проект.
Помню один сюжет, когда мужчина пристаёт к мальчику, мол, давай я тебя на машине покатаю… А ребёнок со всего маху бьёт дядю в пах. Тот корчится от боли. «Ну как, папа, правильно?» – спрашивает парнишка. – «Молодец, сынок, замечательно!» Безопасность детей требует жертв. Без юмора в нашей работе не обойтись.
Беседу вёл Олег Морозов
________________________________________
Визитная карточка
Борис Грачевский родился в 1949 году в Раменском районе Московской области. Окончил Калининградский механический техникум при заводе С.П. Королёва, получил специальность токаря. После службы в армии устроился на киностудию имени Максима Горького грузчиком. В 1969-м году поступил на заочное отделение ВГИКа на факультет «Организация кинопроизводства», которое окончил только через 23 года.
Член Российской академии кинематографических искусств, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат государственной премии Совета министров России и премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за талантливые произведения для детей.
- Борис Юрьевич, в 1974 году вы вместе с Александром Хмеликом основали «Ералаш». Почему был выбран именно такой формат?
- В то время сумасшедшей популярностью пользовался всесоюзный сатирический киножурнал «Фитиль». Он появился в самом конце хрущёвской оттепели, советские граждане испытывали к нему огромную любовь и интерес. В каждой серии снимались всеми любимые артисты, а в конце всегда ждала смешная развязка. Зрители устали от тех десятиминутных, как правило, скучных и нудных роликов, которые запускали до этого в кинотеатрах перед каждым фильмом. Людям это было неинтересно. А когда вместо них появлялся «Фитиль», зал «взрывался».
Спустя 11 лет у кинорежиссёра и сценариста Аллы Суриковой возникла идея создать детский юмористический проект «Фитилёк». Позже Алла ушла в большое кино, и заниматься этим ей стало некогда. Идею подхватили замечательный писатель Александр Хмелик и ваш покорный слуга.
На телевидении того времени по утрам часто шли детские кинофильмы, и перед ними начали показывать «Ералаш». Потом наши короткие весёлые истории ставили и перед взрослыми произведениями, и вместо них. Так «Ералаш» стал самостоятельным.
- А откуда взялось такое название?
- На эту тему ходит много легенд. На самом деле его придумала дочка Александра Хмелика – Маша. Мы с её отцом перебирали массу возможных вариантов для нашего сатирического киножурнала, потому что «Фитилёк» изначально не нравилось никому. Девочка слушала, потом засобиралась куда-то, уже уходя из дома, остановилась на пороге и бросила: «А назовите его Ералаш…»
Единственное, что нас пугало: слово было созвучно фамилии тогдашнего руководителя Госкино Филиппа Ермаша. Боялись, что из-за этого начальство не одобрит наше детище. Но понравилось всё, кроме… названия. Уговаривали полчаса. И оно уступило.
В 2019 году киножурналу исполняется 45 лет. Ну а мне 70. Получается большой юбилей. Думаем, как ярко и интересно отметить эти события.
Сегодня на официальных каналах «Ералаш» появляется нечасто, но в Интернете выпуски разных лет скачивают с сумасшедшей активностью. Мы не можем этого не замечать, ведь количество просмотров некоторых серий доходит до тридцати миллионов.
Съёмки новых эпизодов продолжаются и по сей день. Они выходят практически каждую неделю. Но журнал живёт в основном в глобальной сети.
- Насколько сильно отличаются дети той эпохи от современного поколения? Разное ли у них чувство юмора?
- Иногда мне говорят, что раньше «Ералаш» был смешнее. Поначалу из-за этого расстраивался, но сейчас воспринимаю как комплимент. Мир изменился, и ребята стали другими. Их юмор жёстче, динамичнее. В беседе они рассказывают, что помнят именно новые истории, а сюжеты советских времён им неинтересны.
Например, в одной из современных историй дети на школьном дворе сажают деревья. Часть учеников бегает, хулиганит. Их собирает учитель и говорит: «Что же вы балуетесь? Каждый человек в жизни должен посадить дерево. Главное – это память. Пройдёт много лет, подойдёте к посаженному растению – и память вернётся к вам». Неподалёку, у берёзы, стоит дедушка. Ребята подходят к нему и спрашивают: «К вам память вернулась?» А тот отвечает: «Тут вай-фай лучше ловит! А памяти у меня целая флешка!»
- Лично мне понравился выпуск «Ералаша» № 64 с участием одного из знатоков Георгия Мартынюка и артиста Станислава Садальского. Как родился этот сюжет?
- Автор сценария – Игорь Багин. Поначалу роль преступника должен был играть Леонид Каневский. Для зрителей такой поворот оказался бы неожиданным. Но съёмку отложили. Позже на роли милиционера пригласили Георгия Мартынюка, а задержанного – Станислава Садальского. Причём для роли последний специально побрился наголо.
Выпуск имел огромный успех. С тех пор каждый раз, когда я звонил Стасу, первое, что слышал в трубке: «Согласен!» Он говорил мне, что все его лучшие роли – в «Ералаше».
- Чем вам запомнилась работа с великими режиссёрами Александром Роу, Василием Шукшиным, Марком Донским?
- Все они – абсолютно грандиозные личности, которые нестандартно мыслили и жили.
Когда Марк Донской начинал рассказывать какие-то истории, окружавшие нас люди заслушивались. Я тоже замирал от восхищения. Его фильмы, например, трилогия о жизни Максима Горького, – произведения мирового класса. Он – величайший человек. Но работать с ним было непросто.
Однажды мы снимали картину «Надежда», про знакомство Ленина с Крупской. Она получилась не совсем удачной. Там была сцена с похоронами Тургенева. Атмосфера жуткая – съёмки проходили на кладбище. Массовки – больше 700 человек. В костюмах, гриме, с накладными бородами. Невероятно сложная постановка сцен. Никакой компьютерной графики. У меня в подчинении большая съёмочная группа. Всем этим приходилось как-то руководить.
А потом Марк Семёнович сказал, что этот эпизод показался ему неуместным, и вырезал его. Я сильно расстроился. А он вкрадчиво произнёс: «Боря, никогда не жалей важного ради главного!» Запомнил на всю жизнь.
С Шукшиным мы снимали фильм «Я пришёл дать вам волю». Это был очень масштабный проект. К съёмкам готовились год. И вдруг раздался звонок: «Привезите сценарий в ЦК партии!» Потом оттуда пришло указание закрыть картину. И Василий Макарович переключился на работу над фильмом «Печки-лавочки».
Удивительный человек и Александр Роу. Мне удалось поработать с ним на съёмках трёх картин. Внешне он казался большим, взрослым, а в душе был маленьким мальчишкой, смотревшим на мир наивными глазами. Это помогало снимать кино, которое всегда трогало. На его лентах возникало удивительное единение зрителей.
- В 2009-м вышла ваша первая полнометражная драма «Крыша». Позже – мелодрама «Между нот, или Тантрическая симфония». Чего хотели сказать этими лентами?
- В каждой из них есть важная мысль, которую хотел донести.
«Крыша» – социальная драма о взаимоотношениях детей и родителей. Когда жуткое невнимание к своим отпрыскам довело трёх маленьких девочек до края крыши. Они стоят там и прощаются с жизнью. Поднимается тема любви, взаимоотношений, понимания друг друга. В фильме есть фраза, очень точно передающая один из посылов картины: «А знаете ли вы, с кем ваш ребёнок сидит за одной партой?»
Вторая работа – «Между нот, или Тантрическая симфония» – затрагивает тему отношений взрослого мужчины и молодой девушки. Это то, что общество категорически не принимает. А главные герои, несмотря на это, живут своей любовью.
- Расскажите о проекте «социальная реклама».
- Это было довольно давно. Я получил заказ на 30 роликов, разных по стилю, содержанию. Много внимания уделялось поведению детей на улицах. Имеется в виду не только соблюдение ПДД, но и личная безопасность, общение с посторонними.
Они шли на центральных каналах. Трогательные, смешные, страшные. Мы старались показать максимум возможных ситуаций, чтобы уберечь детей и взрослых. Вся команда со съёмок «Ералаша» на три месяца переключилась на этот проект.
Помню один сюжет, когда мужчина пристаёт к мальчику, мол, давай я тебя на машине покатаю… А ребёнок со всего маху бьёт дядю в пах. Тот корчится от боли. «Ну как, папа, правильно?» – спрашивает парнишка. – «Молодец, сынок, замечательно!» Безопасность детей требует жертв. Без юмора в нашей работе не обойтись.
Беседу вёл Олег Морозов
________________________________________
Визитная карточка
Борис Грачевский родился в 1949 году в Раменском районе Московской области. Окончил Калининградский механический техникум при заводе С.П. Королёва, получил специальность токаря. После службы в армии устроился на киностудию имени Максима Горького грузчиком. В 1969-м году поступил на заочное отделение ВГИКа на факультет «Организация кинопроизводства», которое окончил только через 23 года.
Член Российской академии кинематографических искусств, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат государственной премии Совета министров России и премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за талантливые произведения для детей.