Дорогой наш человек

В Москве, в Доме на Набережной, где без малого 30 лет прожил Алексей Баталов, в честь народного артиста СССР открыли мемориальную доску. Помимо актёров и родственников в церемонии приняли участие сотрудники и слушатели Академии управления МВД России.

Из Москвы сообщает Алексей Малышев.


В течение нескольких лет Алексей Владимирович возглавлял действующий при образовательной организации Университет культуры. Будучи его ректором, он стремился повысить культурный уровень стражей правопорядка и духовно обогатить сотрудников органов внутренних дел.

На церемонию пришли друзья и коллеги Алексея Баталова: актёр и кинорежиссёр Владимир Меньшов, кинорежиссёр Владимир Наумов, актрисы Вера Алентова, Тамара Сёмина, Наталия Дрожжина, Зинаида Кириенко.

Памятная доска установлена на фасаде дома, где несколько десятилетий жил и работал сценарист и режиссёр. На мемориале изображён сам Баталов, сидящий за столом. На лацкане его пиджака нагрудный знак народного артиста СССР. Также на металлическом полотне выгравированы летящие журавли. В 1958 году картина «Летят журавли» получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. История любви разлучённых Великой Отечественной войной Бориса и Вероники, которых сыграли Алексей Баталов и Татьяна Самойлова, покорила весь мир. И, несмотря на то, что на этом фильме выросло уже три поколения, он по-прежнему остаётся одним из самых пронзительных киноповествований о войне и любви.

Съёмки едва не стоили Баталову жизни: актёр сорвался с отвесного берега и сильно ударился лицом о разлом подпиленного дерева. Всё разрешилось благополучно. Его доставили в больницу города Дмитрова, где и прооперировали.

Любопытно, но именно в то время, когда артист находился на лечении, ему предложили ознакомиться со сценарием киноэпопеи «Дорогой мой человек», где Баталову предстояло сыграть врача. А потому прооперировавший Алексея Владимировича хирург не только лечил пациента, но и учил держать медицинские инструменты, помогал вживаться в образ.

«Дорогой мой человек» признан лучшим фильмом 1958 года, согласно опросу журнала «Советский экран». Характер героя Баталова – честный, бескорыстный, самоотверженный, готовый всем пожертвовать ради других – стал идеалом для многих поколений.

Нашлось место на мемориальной доске и силуэту статуэтки американской киноакадемии «Оскар» – напоминание о награде за фильм, который не только советский, но и российский зритель знает наизусть. Ну, кто не знаком с Гошей – «он же Гога… он же Жора» – из ленты «Москва слезам не верит»?

Сыгранный Баталовым рабочий-интеллигент Алексей Журбин в фильме «Большая семья» Иосифа Хейфица вернулся на экран 25 лет спустя в образе слесаря Георгия. Сниматься в этой роли, как признавался актёр, категорически не хотел. Погрузившись в преподавательскую работу во ВГИКе, Баталов подумывал о завершении кинокарьеры, но Владимир Меньшов его уговорил и попросил, в свою очередь, убедить родителей юной Натальи Вавиловой разрешить дочери исполнить роль Александры. Увидев на пороге своей квартиры любимого артиста, мама будущей знаменитости растаяла и уступила. По словам Баталова, такого успеха от фильма никто не ожидал, и никто во время съёмок не кричал: «Гениально!»

«Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но в третьей серии он мог ударить её бутылкой по голове. А почему нет? Гоша от первой жены ушёл, пристаёт к незнакомой женщине в электричке, пьёт, дерётся. Одинокие советские женщины не рассмотрели моего героя как следует», – говорил Баталов.

Пожалуй, «милицейской» из всей фильмографии актёра можно назвать картину «Дело Румянцева». Это вторая главная роль, на которую Баталова пригласил Иосиф Хейфиц. На сей раз Алексей Владимирович играл водителя грузовика Александра Румянцева, ставшего жертвой преступных махинаций начальника автобазы. Карающая длань закона предстаёт перед арестованным шофёром двумя прямо противоположными характерами – не в меру ретивого капитана милиции и рассудительного полковника милиции. Благодаря чуткости к допрашиваемому, которое проявляет старший по званию, преступление было раскрыто.

Впрочем, Баталов одинаково правдоподобен в ролях простых советских парней, как Саша Румянцев или Гоша, интеллигентов, как чеховский Гуров и булгаковский Голубков, и персон голубых кровей, вроде князя Трубецкого. Бесстрашный канатоходец Тибул в сказке «Три толстяка» и благородный Гущин в «Поздней встрече», мудрый дедушка в детской комедии «Внимание, черепаха!» и острожный сотрудник КГБ из «Досье человека в «Мерседесе» – всё это тоже Алексей Баталов.

Кроме того, он сам ставил картины как режиссёр и писал сценарии. А его мягкий голос озвучил десятки мультипликационных, художественных и документальных фильмов. Его можно услышать в таких мультиках, как «Ёжик в тумане», «Приключения пингвинёнка Лоло» и «Лягушка-путешественница».

…Идея композиции памятной доски принадлежит дочери Алексея Баталова Марии. В дань уважения актёру сотрудники полиции возложили к мемориалу цветы от руководства и личного состава образовательной организации Академии управления МВД России.

Знаете ли вы, что Кинодебют Баталова состоялся в 16 лет в фильме «Зоя» о Зое Космодемьянской.

***

Актёр был женат на дочери советского художника-карикатуриста Константина Ротова. Как-то тестю поступил заказ нарисовать иллюстрации к «Дяде Стёпе» Михалкова. Тот срисовал героя со своего высокого зятя.

***

Исполняя роль Тибула в «Трёх толстяках», Баталов ходил по канату сам, отказавшись от дублёров. Этому его научила вторая супруга – цирковая артистка.

***

После съёмок драки в «Москва слезам не верит» Баталов попал в больницу. На роли хулиганов режиссёр пригласил самбистов, один из которых не рассчитал удар и перешиб артисту кадык. Пришлось лечиться и восстанавливать голос.

***

Баталов с детства курил, но никогда не пил. Он вырос в войну, в голодные годы многие курили, чтобы заглушить голод. Тогда же он переболел болезнью печени, от чего случались приступы при употреблении алкоголя. Это и послужило причиной отказа от спиртного.


Дорогой наш человек

Дорогой наш человек

Дорогой наш человек

Дорогой наш человек