Художник не просто пишет, он размышляет…

Время не расшатало, не обрушило главные черты и глубинные особенности его личности. Прежде всего, неизменным осталось стремление к постижению и пониманию всего того, с чем он соприкасается.

Из воспоминаний писателя Виктора Лыкова.


Чем отличается художник от всех нас, людей других профессий? Наверное, силой любви. Любовь для него – источник добра и силы, источник света, теней и красок.

Творчество Евгения Ивановича Спиридонова буквально наполнено чувством любви – любви к Отечеству, его природе, его истории, любви к людям, в особенности к стражам правопорядка. Правоохранительная тема стала доминантой в его творчестве – он её разрабатывает более тридцати лет. Сейчас без компьютера невозможно подсчитать всё то, что сделано Е.И. Спиридоновым за минувшие годы. Впрочем, не стану подводить итоги. Художник продолжает творить. Но с чего всё началось, сказать необходимо…

Евгений Иванович Спиридонов родился 20 ноября 1934 года в Нижегородской области, местах сказочных и красочных, в которых художник не мог не появиться. Женя потянулся к бумаге и краскам, и юное дарование определили в художественное училище. И чем больше Евгений погружался в природу искусства, тем больше и лучше хотелось рисовать. Однако воинский долг потребовал от него иных занятий; карандаши и кисти пришлось на время отложить и сполна отдать положенное Военно-морскому флоту.

Затем была работа в театрально-художественном комбинате, учёба в Московском полиграфическом институте. Появилась тяга к иллюстрированию книг, художественному оформлению печатной продукции – Спиридонов становится во главе отдела иллюстраций ленинградской молодёжной газеты «Смена», позже – «Комсомольской правды», а затем – журнала «Дружба народов».

Талантливого человека вскоре заметил и журнал «Советская милиция», который в то время переходил на цветную печать. Спиридонова пригласили на должность главного художника – начальника отдела иллюстраций. Евгений Иванович не предполагал долго задерживаться в органах внутренних дел (что можно создать в правоохранительной сфере?), но ошибся: служба в милиции оказалась настолько важной и интересной, что пришлось коренным образом поменять свои взгляды. Да что поменять? Спиридонов почувствовал «свою» тему и «ушёл» в неё. Окончательно и бесповоротно. Если применить к его творчеству статистические методы оценки, то в цифрах и фактах оно выглядит примерно так: оформлены сотни номеров газет и журналов, вышедших под эгидой Объединённой редакции МВД России, в которой службой оформления руководил главный художник полковник милиции Евгений Спиридонов. Лично им проиллюстрировано более 60 книг, в частности, серия «Современный детектив», поэтические сборники, «МВД – 200 лет. Энциклопедия», «Действительно народная», «Журналисты в погонах» и т.д.

Книжное искусство приносит широкую известность – Спиридонов выдвигается в ряды лучших художников-иллюстраторов периодической печати правоохранительной направленности. Он становится лауреатом многих творческих конкурсов, участвует в выставках российских и московских художников, организует и персональные выставки.

Количество сделанного свидетельствует о творческой силе художника, а качество сделанного таково, что с годами оно не только не страдает, но, напротив, всё более обнаруживает глубину мысли, применённой к нашему бурному времени. Спиридонов ничего не выдумывает, он всё берёт из жизни, изображает правоприменительную практику такой, какая она есть, героическую и трагическую, но всегда помнит о главном – добро не должно уступать место злу. По этому пути он идёт, не оглядываясь, ибо устремлён в будущее и всегда летит к нему, как птица домой. Художник понимает: мир надо строить заново, как и дома строить по-новому, с иными окнами, иными дверями, иными стенами, поэтому и краски, и линии он соединяет по-новому, чтобы в душу проникло нечто новое, светлое, оптимистическое…

Сложная и опасная служба у сотрудников органов внутренних дел. Что же необходимо сделать, чтобы она не ожесточала их, чтобы придавала силы для укрепления правопорядка и отстаивания законных прав и интересов граждан? Спиридонов выстраивает художественные эпизоды так, будто, рассматривая их, невольно приходишь к мысли: «Если ты устал от праведных трудов, то долго гляди на мои иллюстрации, и они приведут тебя в норму».

Художник не просто пишет, он размышляет об общечеловеческих ценностях, смотрит не в одну сторону, а вокруг, вовлекая нас в мир своих художнических ощущений. В произведениях Спиридонова заложен глубокий нравственный смысл, обладающий зримым воспитательным зарядом. Из бесконечного потока событий, эпизодов и деталей Евгений Иванович отбирает самые существенные, чтобы создать тот искомый образ солдата правопорядка, который был бы притягателен для всех. И надолго. В малых и больших формах он постоянно утверждает приоритет общечеловеческих ценностей: совесть, честность, сострадание, законопослушание и т.д.

Я покривил бы душой, сказав, что Е.И.Спиридонов занят лишь одной правоохранительной тематикой. Круг его творческих интересов, конечно же, значительно шире: он автор многих портретов и пейзажей, в которых передал своё созерцание природы в минуты её неповторимости, когда в ней совершается то, что далеко не всегда можно увидеть.

За тридцать лет службы в Объединённой редакции МВД России Е.И. Спиридонов все свои творческие усилия направлял на то, чтобы её издания имели неповторимое лицо и надолго оставались в памяти широкой читательской аудитории.

Уйдя в отставку, Евгений Иванович продолжает оставаться членом редакционного коллектива и активно участвует в разработке художественной части многих издательских проектов с присущим ему творческим пафосом и неожиданной изобретательностью. Можно с уверенностью утверждать, что заслуженный работник культуры России, член Союза художников и Союза журналистов России, полковник милиции в отставке Евгений Иванович Спиридонов пребывает в расцвете творческих сил.

Сейчас ему восемьдесят три, а когда мы познакомились, ему было всего сорок. За минувшие годы этот человек внешне чуть изменился, а внутренне остался прежним.

Время не расшатало, не обрушило главные черты и глубинные особенности его личности. Прежде всего, неизменным осталось стремление к постижению и пониманию всего того, с чем он соприкасается. Наблюдать, как Евгений Иванович, отбрасывая все поверхностное и наносное, добирается до самой сути, – подлинное интеллектуальное наслаждение. Часто бывало, что мы подолгу обсуждали какую-то творческую проблему, приходили к каким-то выводам, а вечером его звонок – оказывается, упустили из виду важные аспекты, и если их учесть, то картина наших размышлений обретёт иной характер.

Евгений Иванович Спиридонов принимает самое деятельное участие в издании ветеранских книг. Он делает их «лицо», чтобы оно выглядело привлекательным и притягательным.

Поражает его неизменное доброжелательное отношение к авторам и действующим лицам. Он никогда и не о ком не выносит окончательных суждений. Неблаговидным поступкам всегда ищет смягчающие объяснения. Он ни на ком не ставит крест. И это не просто свидетельство природной толерантности и мягкости. Это, если хотите, его творческое, художественное отношение к человеку. Думается, что это художественное отношение он распространил на реальную действительность, реальных людей.

Восемьдесят три есть восемьдесят три, но художественный дар не дает ему покоя. Евгений Иванович продолжает активно творить и размышлять.

«Изобразительное искусство, несмотря ни на что, живет и здравствует, –говорит Спиридонов. – Одни художники трудятся в традиционной манере, ставя перед собой новые задачи, другие работают в манере прямо противоположной традиционной живописи».

Спрашиваю: «Появилось понятие актуального искусства, и оно наступает, громко заявляет о себе…»

«Да, в двадцать первом веке оно расцвело, и доминирует в ведущих галереях, крупных выставочных залах».

«Почему?»

«Художники, не все, конечно, больше ориентируются на запад. Там всё и вся принимают. Неслучайно у нас появились центры современного искусства «Гараж», «Винзавод», «Красный Октябрь». В больших пространствах и на голых стенах выставляется всё, что угодно. Искусство, как мне кажется, движется в сторону утраты изобразительности, а взамен этого приходят новые технологии. Появились группы «коллективных действий»: одни придумывают, другие исполняют, четвертые «доводят» на компьютере, пятые реализуют свою продукцию.

Это – не искусство, а что-то другое. Художники не думают, а просто мастерят».

«Выходит, настоящее искусство вырождается?»

«Нет, красота есть красота и её ничем не убить. Затмить гламурными вещами можно, но только на какое-то время. Скажем так, переходное время. И никакие коллективные бригады не заменят художника-одиночку. Он всегда наедине со своим творением, если это настоящее творение. Искусство наше – дело элитарное, штучное. Я предпочитаю работать в классической манере, как учили меня настоящие мастера, что приносит мне удовлетворение. Главное – не стоять на месте. Работа продлевает жизнь».

Вот такой беспокойный человек Евгений Иванович Спиридонов, профессия которого – художник. В свои годы, он и как много лет назад – на рабочем месте. Творит!

Давайте пожелаем ему крепкого здоровья и творческого долголетия. На радость всем нам!


Художник не просто пишет, он размышляет…
Евгений Спиридонов

Художник не просто пишет, он размышляет…

Художник не просто пишет, он размышляет…

Художник не просто пишет, он размышляет…

Художник не просто пишет, он размышляет…

Художник не просто пишет, он размышляет…