Капкан для доверчивых

Возможно ли самому себе устроить семь кругов ада при продаже автомобиля? Да запросто! Рецепт немудрёный: щепотка доверия, немного скупости, пара ложек отсутствия желания беготни по инстанциям и… проблем не оберётесь.

Рассказывает Сергей Башкатов.


Как удалось заварить такую кашу, а потом её расхлёбывать, я и попытаюсь рассказать, чтобы другим неповадно было. Скажу сразу: из капкана, созданного своим же безрассудством, выкарабкиваться пришлось два с половиной месяца. Впрочем, обо всём по порядку.

А дело было так…

Продал-таки я автомобиль, верой и правдой отслуживший мне 10 лет. Практически по трейд-ин. Когда брал на замену другую машину, молодой парень-менеджер в столичном автосалоне положил глаз на моего «железного коня», и мы договорились о сделке и цене. Я же присмотрел себе «корейца». Александр даже пообещал, что при покупке скинет мне ещё 20 тысяч. На том и порешили.

Сделку оформили как положено. И вот два договора купли-продажи у меня на руках. На только что проданную и купленную машины. Довольный возвратился на приобретённом кроссовере домой.

По правилам, прежнему владельцу авто теперь не обязательно ехать с покупателем в ГИБДД для регистрации транспортного средства. Новый хозяин должен сделать это самостоятельно в течение 10 дней. О чём, собственно, мы с Александром и договорились. Он заверил, что на пару деньков отправится в деревню к тётушке, а потом обязательно в срок всё оформит. Поверил на слово. И зря.

«Письма счастья»

Через несколько дней специальное приложение в смартфоне звонко сообщило, что на моё имя «нарисовались»… три штрафа. Случилось это в Тульской области. Читаю дальше: ст. 12.9 ч. 5 - «Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 80 километров в час» и два постановления об административном правонарушении также за превышение, только чуть менее «гоночное». Итого без учёта «половинчатых временных» скидок новый знакомый из автосалона накатал на девять тысяч рублей.

…Хватаюсь за телефонную трубку, благо обменялись номерами. «Как же так?!» – спрашиваю. На что Саша спокойно говорит, чтобы не обращал внимания – штрафы, мол, он обязательно погасит. Успокаиваю себя: ну вышло так, с кем не бывает. Жду, когда оплатит. Но три красных ярлычка-уведомления предательски продолжают высвечиваться.

На второй день – ещё два штрафа! Только уже по Московской области. А на следующий – мой бывший автомобиль четырежды попал в объектив дорожных камер в столице…

Начало противодействия

Стоит ли говорить, что все мои увещевания о порядочности и прочих высоких человеческих качествах канули в пучину безразличия. На моё возмущение Александр практически не реагировал.

Чтобы снять с учёта машину, сам отправился в отдел ГИБДД по месту проживания, но не тут-то было. Ближайший талончик на посещение инспектора – аж через две недели! Выйдя из помещения несолоно хлебавши, вижу много людей, толпящихся у входа. Тихим голосом граждане обращаются скороговоркой ко всем, кто покидает или заходит в здание районной ГАИ: «Снятие-постановка авто на учёт. Сегодня».

Обрадовался поначалу и спросил даму лет шестидесяти: «Сколько?» Ответ шокировал. Стоимость «услуги» оказалась запредельно высокой – шесть тысяч рублей. Поначалу разозлился не на шутку. Как же так, неужели сотрудники ГИБДД заодно с аферистами? Уже потом, общаясь с дорожными полицейскими, понял, что зря так думал. Оказывается, некоторые ушлые товарищи встают ни свет ни заря и устремляются к открытию подразделения. Аппарат выдачи талонов они опустошают дотла. Вот поэтому и запись на ближайшие дни невозможна! И так со сдвигом в несколько недель.

«К каждому отделу не выставишь постового, который бы наводил в этом плане порядок», – сетуют сотрудники Госавтоинспекции. Но это происходит ещё потому, что многие не знают: на сайте Госуслуг можно без проблем записаться на приём по своему вопросу в ГИБДД. Удобно и эффективно! Но вернёмся к моей ситуации.

Интернет-сервисы в помощь!

Когда же наконец дозвонился до Александра и без зазрения совести заявил, что завтра же пойду в ГАИ и… отправлю машину в утиль, тот лишь посоветовал «не играть в юриста». Мол, всё равно ничего не выйдет. Однако на следующий день прислал мне фото справки, свидетельствующей, что машина снята с учёта.
Итак, прошло 19 дней. Ушлый менеджер-продавец практически вдвое от отведённого срока нарушил норму по регистрации вновь приобретённого транспортного средства. Кроме того, девять штрафов на общую сумму 13 тысяч рублей оставались неоплаченными. Несправедливо как-то…

Попытался воспользоваться услугами соответствующих интернет-сервисов. Захожу на портал ГИБДД и в разделе «Проверка штрафов» жму кнопку «Подать обращение». Заполняю форму. А в пустом «окошечке» описываю проблему. Жалобы следовало подавать в центры автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения по месту инцидента. То есть в моём случае – в три региона. С указанием номеров постановлений об административных правонарушениях.
В обращении объясняю, что имеется договор купли-продажи от такого-то числа. В момент совершения правонарушения за рулём находился не я, а новый хозяин авто. На всякий случай пишу от руки письмо, заверенное, как и положено, собственноручной подписью. Отсканировал его и отправил во вложении вместе с ещё двумя файлами (копиями паспорта и договора купли-продажи).

«Закавыки» с электронной подписью

Через неделю в отделение почты по адресу проживания одно за другим пришли три письма. Вскрываю там же впопыхах конверты. Ответы, словно под копирку: «В связи с отсутствием электронной подписи вынесены определения об оставлении жалобы без рассмотрения». На основании того, что в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), рассмотрению подлежит только подписанная лично жалоба. Впрочем, на официальном сайте ГИБДД об этом есть специальная сноска, но её я не приметил сразу.

Поначалу решил обзавестись этой самой электронной подписью. Захожу на специальный сайт организаций, имеющих право выдавать таковую. Долго ищу ту, которая ближе к дому. Звоню. На том конце провода вежливо сообщают, что сделают всё по ускоренному варианту. Но когда слышу цену вопроса – две с половиной тысячи рублей – отказываюсь. И это только на один год. Потом необходимо продлевать. А ещё, как оказалось, надо лично подъехать к ним и получить специальное программное обеспечение и ключ, в котором и будет таиться моя электронная подпись. Словом, овчинка выделки не стоит.

Может, когда-нибудь и стоит этим заняться, но не сейчас. Зарёкся: ни копейки не заплачу за то, чего не делал, – не мои это нарушения ПДД!

В «ручном» режиме

Ничего не остаётся, как ехать в ЦАФАП в ОДД ГИБДД г. Москвы собственноручно писать заявление на аннулирование соответствующих постановлений об административных правонарушениях. Потом отправляюсь в путешествие в Одинцовский район Московской области в рабочий посёлок Большие Вязёмы на улицу Ямскую, где базируется аналогичное подразделение.

А вот с Тульской областью – посложнее. Ну не ехать же в этот регион, хотя по эквиваленту денежной массы именно он оказался самым тяжёлым. На бланке пришедшего письма исполнителем значился сотрудник тульского ЦАФАП Дмитрий Лифанов. Звоню по указанному номеру телефона. Дмитрий поясняет, что необходимо выслать почтовым отправлением на их адрес письмо с написанной от руки жалобой на постановления, приложить оригинал договора купли-продажи и копию паспорта.

- Вы не первый, кто побаивается отправлять документы, – говорит Лифанов, услышав мои сомнения. – Не волнуйтесь, мы после рассмотрения по существу обязательно возвращаем документ отправителю.

Собственно, так и поступил.

Миновало чуть больше недели, и ответы вернулись, но уже с решением жалоб в мою пользу. Как приятно было читать: «Постановление №… по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении Башкатова С.И., отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КРФоАП».

На портале Госуслуг и на официальном сайте ГИБДД по запросу на проверку штрафов – всё чисто. Глаз не нарадуется.

И в заключение полезный совет: требуйте от покупателя подписать два договора купли-продажи. Один при необходимости отнесёте в ГИБДД, а другой пригодится для налоговой. И лучше никогда не ставьте подпись на договоре, пока не зашли в ГИБДД с новым владельцем и не встали в очередь на переоформление.

Многие знакомые говорят, что мне ещё повезло. Последствия могли быть куда хуже, если бы Александр, к примеру, сбил на непереоформленном авто человека и скрылся с места происшествия.

Что ж, безопасной вам дороги и хороших людей по пути!


Капкан для доверчивых