Прозрение пришло слишком поздно

О необходимости хорошо организованной и вооружённой силы в лице конно-полицейской стражи, лояльной властям и готовой к выполнению специфических задач, стало окончательно понятно в ходе Первой мировой войны.

Созданием силовых формирований для борьбы с массовыми проявлениями неповиновения по-настоящему озаботились в МВД после отмены крепостного права в 1861 году. Вкупе с другими ожидаемыми законодательными актами реформа всколыхнула патриархальное русское общество и повлекла за собой массовые волнения среди верноподданных. Штатная полиция, особенно в сельской местности, оказалась к этому не готова. Надежды возложили на конно-полицейскую стражу…

Под давлением реформ

27 марта 1811 года Указом императора Александра I был создан Отдельный корпус внутренней стражи. Но в то время его назначение сводилось больше к конвойным функциям. Ведь при царе, названном народом Благословенным, не было необходимости в специальных силовых структурах для подавления массовых и вооружённых беспорядков. Террор, захлестнувший Россию в конце победоносно начавшегося XIX столетия, ещё не вошёл в жизнь русского общества, не будоражил умы и сердца молодёжи.

А вот спустя полвека была создана уездная конно-полицейская стража. Правда, появилась она лишь на бумаге…

В период с 1861 по 1868 годы ведомство возглавлял министр Пётр Валуев.

Нововведение было принято именно при нём – 25 декабря 1862 года «Временными правилами об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых». Связано это напрямую с отменой крепостного права и грядущей земской реформой 1864 года – обе разрабатывались непосредственно в недрах министерства. И обе повлекли за собой массовые волнения. Неподготовленность полиции к такому повороту событий стала причиной недоразумений и жертв. Но сам министр слыл либералом, и своё решение о введении конной полиции до конца так и не довёл.

Сменивший его на посту в 1868 году Александр Тимашов, служивший до назначения начальником штаба Корпуса жандармов и управляющим Третьим отделением, был человеком более последовательным и при этом консервативно настроенным. В 1873 году он представил в Государственный Совет свой, доработанный вариант проекта закона об устройстве конно-полицейской стражи. Однако даже его убедительные доводы были плавно спущены на тормозах в кулуарах не менее могущественного министерства финансов.

Банальная проблема

Денег, выделяемых на формирование мобильных подразделений полиции, было явно недостаточно. Тимашов не сдался и продолжил добиваться поставленной задачи. В 1878 году он представил в Госсовет очередной документ – «Об усилении средств полиции» – и направил сопроводительную записку министру финансов Империи Михаилу Рейтерну. В ней убедительно изложил, что необходимо «образовать отдельную конно-полицейскую стражу во всех значительных по своему населению городах, за исключением столиц, Одессы и Нижнего Новгорода».

Почему Тимашов их перечислил – не ясно. Возможно, власти не понимали, что именно в столицах необходимо контролировать ситуацию. Но вероятнее, что в Москве, Петербурге и двух других бурно развивающихся городах эти подразделения уже были сформированы.

Вопрос создания мобильных полицейских подразделений продвинулся после назначения на пост министра финансов Самуила Грейга. Во многих губерниях эти прообразы ОМОНов наконец были созданы. Особенно к месту они пришлись в Царстве Польском, известном своим сепаратизмом и доставляющем немало неприятностей властям.

В полицию по призыву

Следующий этап становления спецподразделений относится к началу ХХ века, когда в разгар так называемой первой русской революции 29 декабря 1905 года вышел царский указ о повсеместном формировании уездной конно-полицейской стражи. Эти формирования стали крайне востребованными и появились во всех уездах необъятной империи. Служить туда попадали отнюдь не добровольцы, набранные, как можно было бы полагать, из наиболее опытных сотрудников полиции. Штат формировался за счёт системы организованного призыва на службу через соответствующие структуры. То есть примерно так, как это было в советское время с военнослужащими ВВ МВД СССР.

До этого функции конно-полицейской стражи на местах часто исполняли казачьи части или солдаты. Это не входило в их прямые обязанности, ведь они призывались на службу отнюдь не для борьбы с недовольными соотечественниками. А потому вызывало недовольства среди служивых.

По законам военного времени

О необходимости хорошо организованной и вооружённой силы в лице конно-полицейской стражи, лояльной властям и готовой к выполнению специфических задач, стало окончательно понятно в ходе Первой мировой войны. Череда поражений на фронте весной – летом 1915-го повлекла за собой ряд немецких погромов и массовых демонстраций, в ходе которых наряду с экономическими стали выдвигаться и политические требования. В тот год наметился резкий всплеск массовых забастовок – их число увеличилось в 3,5 раза. Своими силами полицейским справиться с ситуацией удавалось с трудом. Но только в начале 1916 года была создана Особая комиссия по вопросу организации отрядов полицейской стражи.

В записке тогдашнего министра внутренних дел Алексея Хвостова своему заместителю Степану Белецкому от 13 января 1916 года указывалось, что пока «выделена стража для Галиции, и необходимо образовать комиссию по страже под предводительством командующего Отдельным корпусом жандармов графа Татищева, для образования внутри России пяти отрядов по тысяче человек с необходимым комплектом офицеров и снабжённым пулемётами». Усиление численности до размеров полка обосновывалось тем, что существующая конно-полицейская стража, находящаяся в распоряжении губернаторов, благодаря своей малочисленности не всегда в силах подавить и прекратить беспорядки и погромы… Вызывать воинские части – затруднительно. «А поэтому желательно образовать из наличного количества стражников, эвакуированных из губерний, занятых неприятелем, и находящихся в командировке в Галиции, более крупные тактические боевые единицы». Цель – «при демобилизации армии в руках МВД во время могущих возникнуть беспорядков и погромов иметь на несколько губерний боевые единицы, хорошо дисциплинированные и сплочённые… Эти четыре полка конно-полицейской стражи должны находиться в распоряжении министра внутренних дел».

Прямо пишет о задачах этой структуры исследователь вопроса полковник полиции Игорь Потёмкин, автор монографии «МВД Российской Империи в обеспечении безопасности в условиях Первой мировой войны»: «Конно-полицейская стража создавалась для наведения общественного порядка, когда сил полиции было явно недостаточно. Но эта грозная сила и для подавления беспорядков в случае массового выступления и недовольства народа».

«Лучше идти на позиции, чем голодать на службе…»

В марте 1916-го вышел ведомственный циркуляр, адресованный губернаторам, который определял способы управления и тактику применения конной полиции. Необходимо было: «заранее выработать по соглашению с местными военными властями мероприятия для предупреждения и подавления …беспорядков и для воспрепятствования образованию больших скопищ народа…, а также разработать план распределения и вызова полицейских и воинских нарядов и составить инструкции о порядке действия чинов городской уездной полиции отдельно и совместно с войсковыми частями, призванными для содействия гражданским властям».

При этом, несмотря на острую востребованность в конных стражниках, их обеспечение и финансирование по-прежнему оставляло желать лучшего. Так, пермский губернатор сообщал в министерство о бедственном положении своих стражников. Они, по его мнению, «вследствие переживаемой теперь дороговизны, положительно голодают и сильно обносились, новую одежду приобрести им абсолютно не на что, лошадей конные стражники так же заморили… стражники, не стесняясь, заявляют, что лучше идти на позиции, чем голодать на полицейской службе… При крайней необеспеченности нижних чинов полицейской стражи едва ли возможно рассчитывать, что при возникновении и подавлении беспорядков, а тем более при объявлении демобилизации войск они не оставят службы».

Выполняя свой долг до конца

На совещании губернаторов выявилось повсеместное плачевное положение «полицейского спецназа». Речь шла о том, что «нераспространение на стражников прибавок, данных чинам общей полиции, произвело удручающее впечатление. Такая жизнь впроголодь и сопоставление с нею предложения отлично оплачиваемого частного заработка создают то положение, что на следующий же день после мобилизации ни один стражник не останется на службе, момент же будет наиболее острый в них необходимости, т.к. недоразумений и осложнений с возвращающимися солдатами надо ждать».

Тревога была вполне обоснованная, но осознанная слишком поздно. После решения о формировании пяти полков деньги на их содержание нашлись, но это уже не могло переломить ситуацию, стремительно менявшуюся не в пользу власти.

- Конно-полицейская стража явилась мощным инструментом в наведении порядка при большом скоплении народа, протестующего по любому поводу, массовых беспорядках и погромах, – подмечает полковник полиции Игорь Потёмкин. – Ошибка руководства МВД заключалась в том, что решение о комплектовании пяти отрядов полицейской стражи по тысяче человек было принято достаточно поздно – только в 1916 году.

К чести конных стражников, когда в феврале 1917-го начались беспорядки, они проявили свои лучшие качества. Факты свидетельствуют, что даже когда некоторые представители войск и казачества были разагитированы и перешли на сторону мятежников, оказавшиеся без поддержки конные стражники до конца выполняли служебные обязанности и оставались верны долгу и присяге…

Подготовил Роман Илющенко


Прозрение пришло слишком поздно

Прозрение пришло слишком поздно