Владимир Винокур: «Наблюдательность для юмориста – хлеб»

Сегодня мы предлагаем вниманию посетителей сайта эксклюзивное интервью корреспондента журнала «Полиция России» Виктора Асаулова с известным юмористом, народным артистом РСФСР Владимиром Винокуром.

– Владимир Натанович, трудная это работа – «валять дурака»?


– Ну и вопрос! Что ж, отвечу. Тем более я знаю, что есть в народе мнение – легко. Кто так считает, пусть попробует найти для разношёрстной публики монолог, что называется, в тему, выучит его и положит на свою манеру исполнения, соблюдёт, где надо, паузы, а что-то недоскажет, да так, чтобы зритель сам всё понял... Такому исполнителю я готов проложить путь на сцену. На похожий вопрос, по-моему, очень ярко и колоритно ответил Ефим Шифрин в монологе «Легко ли языком молоть?». Он спустился в зал, пошёл по рядам и дал возможность зрителям попробовать себя в нашей профессии. Ни один участник экспромта не сумел справиться с залом, сосредоточиться, войти в образ, не говоря уже о повторении предложенных Шифриным скороговорок. Вот и ответы на вопросы «Легко ли валять дурака?» и «Легко ли языком молоть?». В каждой профессии, если в ней не просто работать, а жить, служить ей, надо иметь интерес к тому, чем занимаешься, развивать способности, приобретать всё новые и новые знания, постоянно творить, стойко переносить неудачи, накапливать опыт. Так должно быть во всём. В публичных профессиях особенно.

– Не кажется ли вам, что юмор сегодня опростился: «тёщи», «зятья», русские бабки...

– Это ещё раз говорит о том, что «валять дурака» не так-то легко. Артистам-юмористам необходимо время, чтобы осмыслить происходящее, понять, насколько оно зацепило людей, найти подходящий текст. А хороших пишущих сатириков и юмористов сегодня не так много, как во времена «Крокодила» или знаменитой «16-й полосы» в «Литературной газете». Помню, в одесской газете нашему жанру еженедельно отводили целую страницу – «Полундра» называлась. В каждом печатном издании существовал подобный раздел. И в журнале «Советская милиция» в своё время тоже была очень популярна рубрика «Филькина грамота» – перлы из протоколов заставляли читателя не только смеяться, а и за своей речью следить, учиться великому и могучему.

– В дружеских компаниях вы лидер. А дома, в кругу семьи?

– Подкаблучник жены, дочери, внука… У меня поздняя дочь. Поздний внук – Федя. Стремлюсь, насколько это возможно, чаще с ними общаться. Обожаю с внуком погулять. Дочь Настя по стопам мамы пошла в балет. В Большом театре, где она служит, надо постоянно доказывать свою востребованность, а значит, работать не жалея сил. Настя – характерная артистка. Горжусь ею, её творчеством и строгим отношением к себе. Настю приглашали в кино на роль Матильды. Пробы прошла. Но реально оценила свои возможности и отказалась: «Хороший сценарий, интересная роль, но чрезвычайно сложная». В искусстве тоже надо иной раз сделать два шага назад, чтобы широко и твёрдо шагнуть вперёд.

– Вне сцены «отключаетесь» от жанра?

– А как можно отключиться от того, чем увлечён, чем живёшь? Не замечать смешного? У Михаила Задорнова и Михаила Евдокимова целые программы были, основанные на подмеченных ими же потешных фактах и историях. У первого связаны с глупыми ценниками и объявлениями. У второго – с бытом и языком деревенских мужиков. Наблюдательность для юмориста – хлеб. Разве Клара Новикова могла бы так колоритно передать говор своей Тёти Сони, если бы ходила на одесский Привоз только ради того, чтобы бычков купить и пожарить? Случается, и сам провоцирую комичную ситуацию. Не для сцены, а чтобы жизнь не казалась пресной: голосом известных людей приглашаю друзей поучаствовать в корпоративе за «ну очень большие деньги» или кого-то разыгрываю.

Врезался в память такой случай. Были на гастролях в США. Идём с Муслимом Магомаевым по улице и видим – Рональд Рейган со своей Нэнси стоят. А вокруг никого из охраны. Только фотограф да зеваки. Фотограф щёлкнул и тут же выдал нам по снимку. Потом я показывал свою фотографию и всем рассказывал, как Нэнси захотела познакомиться с Магомаевым. Многие верили. К тому же я не распространялся, что Рейганы-то фанерные…

Как-то позвонил Кобзону женским голосом. Ответили: «Иосиф Давидович на сцене, репетирует. Что передать?» Я в образе: «Передайте, что звонила мама Дмитрия Анатольевича Медведева». Реакция была мгновенная: «Ой, вот он идёт. Репетиция закончилась». Ну, я и начал: «Очень рада вас слышать. Я на ваших песнях выросла…» Кобзон стал расшаркиваться, как он рад звонку, какого замечательного сына я воспитала… Заподозрил неладное, только когда я «предложила» спеть дуэтом мою любимую песню. «Ну, Винокур… Убью!»

– Вопрос на засыпку: почему вы скрываете своё двойное гражданство?

– Не понял… Я гражданин России...

– И подданный Белоруссии...

– Расскажу всё как на духу. Как-то управделами президентской администрации Владимир Кожин пригласил Газманова, Лещенко и меня на саммит президентов стран СНГ, проходивший в Казахстане. После того, как мы выступили в концерте, Нурсултан Назарбаев позвал нашу троицу в загородную резиденцию Чимбулак покататься на горных лыжах. Соответствующим образом нас экипировали. Газманов быстро нашёл общий язык с нашим Президентом Владимиром Путиным: оба мастера спорта, хоть и в разных видах, но закалка спортивная их сблизила. Лещенко тоже не отстал – он был когда-то незаурядным баскетболистом, имел хорошую спортивную перспективу. А я-то как? Да ещё и после автокатастрофы в Германии, где врачи по частям меня собрали и выходили! Что делать?! Все уже на вершине, ждут меня… Рядом только белорусский президент Александр Лукашенко, и тот уже собирается подниматься. Оценив ситуацию, он с улыбкой пожурил: «Ну как же это ты, Володя, не послушался своего Президента?» – «Да ведь, Александр Григорьевич, отец мой родился не в России, – парирую, – а в Калинковичах, в Белоруссии». – «Это меняет дело, – рассмеялся Лукашенко. – Стало быть, ты мой подданный. Ну что ж, тогда счастливо оставаться. Разрешаю». И я остался внизу, а Лещенко, в такой компании поднявшийся на высоту в три километра над уровнем моря, чуть было не остался на вершине навечно. Счастье, что девушка-инструктор на помочах его спустила, а то человечество потеряло бы великого певца.

– Ваш друг Лев Лещенко – динамовец с 65-летним стажем. А какова ваша спортивная судьба?

– Участвовал в чемпионате мира по футболу, проходившем в 1982 году в Испании, в составе сборной СССР, был в группе поддержки. На тренировках стоял за воротами и возвращал мячи Блохину, Гаврилову, когда они мимо цели били. С Иосифом Кобзоном, Леоном Оганезовым и Львом Лещенко. Мячи в сетках мастерам на тренировки подносили. Ни одного указания тренеров сборной СССР по футболу Ахалкаци, Бескова и Лобановского артисты не нарушили. Точно и в срок опорожняли сетки с мячами в центре поля для тренировок. Из нас только Кобзон был в возрасте тренера, остальные ещё могли и в играх поучаствовать – в «золотом запасе», правда. Но тренеры, как на подбор, оказались единодушными в том, чтобы нас и в запасе не было.

– Насколько мне известно, и тут не обошлось без розыгрыша?

– Да. Наша команда отправилась домой. А мы во главе с Иосифом Кобзоном стали готовиться к финальному матчу чемпионата ФРГ – Италия. Сам вице-президент ФИФА, председатель Федерации футбола СССР Вячеслав Колосков нас обнадёжил: «Финал вы точно увидите». И вот в день финала сидим в отеле и ждём обещанные Колосковым билеты. Его нет. Нервничаем. Невозмутим только наш тренер: Кобзон не был бы Кобзоном, если бы поддался паническому настроению. Спустился к портье, взял ключ и пригласил нас в колосковский номер. К самому началу финального матча успели. Стол накрыли запасами из холодильника... Включили телевизор и под футбол всё уничтожили. Прибрались, сдали ключ и ушли. Разбор игры в самолёте провели. Начал Колосков: «Представляете? Какой-то подлец залез ко мне в номер и весь представительский паёк умял». – «Слава, вы обидчивый человек?» – поинтересовался Кобзон. «Не то чтобы обидчивый, но представьте ситуацию: ко мне приходят гости, я открываю холодильник, а он пустой. Это же ни в какие ворота!» – «Почему же? Счёт 1:1. Ничья». – «В каком смысле?» – недоумевает Колосков. Кобзон атакует: «Вы нам обещали билеты на финал?» – «Обещал, но у меня не получилось». – «Ну вот, а у нас получилось», – чистосердечно сознался в содеянном наш тренер.

– Многие артисты пытаются держать себя в форме, изнуряют различными диетами, голодают неделями, налегают на кефир. А как вы сохраняете бодрость духа и тела?

– Комплекция организма располагает к полноте. Так что от сладкого отказался. Ужин отдал врагам. Перебиваюсь перекусами из низкокалорийных продуктов. Но всегда рад попотчевать близких и знакомых чем-то вкусненьким. Ну, например, фаршированным гусем.

– Поделитесь с нашими читателями рецептом?

– Да не вопрос. Записывайте. Возьмите пару яблок, удалите сердцевину, порежьте каждое яблоко на четыре части. Кусочки яблока, горстки чернослива и кураги перемешайте с зубчиками чеснока. В завершение добавьте в тушку столовую ложку мёда. Зашейте кожу гуся или скрепите её зубочистками, натрите хорошенько солью, перцем и поместите такой полуфабрикат в разогретую до 180 градусов духовку часа на три. После этого порадуете гостей фаршированным гусем в гарнире из отварного картофеля, заправленного измельчённым укропом, чесноком и сливочным маслом. Приятного аппетита!

Визитная карточка

Родился 31 марта 1948 года в городе Курске. В детстве пел в хоре во Дворце пионеров.

В 1962 году стал лауреатом международного детского конкурса «Бухенвальдский набат», награду – золотую медаль – получил из рук первого космонавта Юрия Гагарина.

В 1963–1967 годах учился в Курском монтажном техникуме, одновременно занимался на вечернем дирижёрско-хоровом отделении музыкального училища. На последнем году обучения поступал в ГИТИС, на «отлично» прошёл три вокальных тура, но, не имея документов о законченном среднем образовании, выбыл из конкурса. В том же году был призван в армию, служил в ансамбле песни и пляски Московского военного округа. В 1969 году, ещё находясь на военной службе, поступил в ГИТИС.

В 1975 году Юрий Маликов пригласил артиста в свой популярный ВИА «Самоцветы», где Винокур выступал с пародийным номером «Осечка».

В 1977 году стал лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады, начал сольную карьеру.

В 1989 году создал «Театр пародий Владимира Винокура», которым руководит по сей день.

Снимался в художественных фильмах «Ау-у!» (1975), «Пистолет с глушителем» (1993), «Военно-полевой романс» (1998), «Снежная королева» (2003), «Королевство кривых зеркал» (2007), «Золотая рыбка» (2008), «Новогодняя SMS-ка» (2011). Принимал участие в озвучивании ряда мультфильмов.

Автор книг «Артист – это навсегда» (1998) и «Смех без причины» (2011).

Заслуженный артист РСФСР (1984). Народный артист РСФСР (1989).

Награждён орденами «Знак Почёта» (1990), Почёта (2000), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003), «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008), Дружбы (2013), «За заслуги перед Отечеством» II степени (2018), медалями.


Владимир Винокур: «Наблюдательность для юмориста – хлеб»

Владимир Винокур: «Наблюдательность для юмориста – хлеб»

Владимир Винокур: «Наблюдательность для юмориста – хлеб»