Праздник должен быть у всех!
Он всегда в безупречной физической форме. Поражает молниеносной реакцией и глубокими мыслями, искромётным юмором и лучезарной улыбкой. А каким ещё может быть прославленный артист из знаменитой цирковой династии – Аскольд Запашный?!
- Говорят, что вы первый раз в клетку с тиграми вошли в 10 лет.
- Это папа разрешил. А мама была в шоке. Наша семья в этом смысле отчаянная. Поэтому многое, что для любого здравомыслящего человека считается невозможным, у нас – нормально. Мама изначально не была артисткой цирка, потом всё-таки ею стала и много лет отработала в клетке.
У нас в цирке так часто бывает: дети ещё ходить не умеют, а уже на лошадях катаются и разные трюки выполняют. Эти животные появились в моей жизни первыми потому, что по всем правилам до 18 лет нельзя работать с хищниками. Хотя, в принципе, и не было такой задачи – сделать из нас с братом исключительно дрессировщиков.
- Долгие годы мы считали, что наш цирк – лучший в мире. Сейчас это так?
- Да, но только в определённых контексте и вещах. Понимаете, это настолько сложное искусство, что его нельзя обобщать. Оценивать можно только по конкретным критериям и жанрам. Допустим, русский цирк в дрессуре однозначно лучший в мире. Или акробатика – на протяжении какого-то срока наши были и здесь сильнее всех. Можно говорить о превосходстве в определённое время шоу, спектаклей. Вот так рассуждать допустимо.
Есть общемировые величины и конкуренты, их немного – тот же канадский цирк, который имеет очень мощный маркетинг, какого у нас, к сожалению, нет. В данном направлении они сейчас лучшие в мире. Но ни в коем случае не в цирковом искусстве, потому что там другая история. Это прокатчики, которые берут материал, красиво обёртывают и продают. Являются ли они лучшими? В каком-то контексте да, но не в таком, чтобы с ними соревноваться.
А российские артисты как брали высшие награды на самых престижных конкурсах, так и берут. Только что из Китая наши акробаты привезли две медали – золотую и серебряную.
- Какой цирк без клоунов? Здесь мы тоже сильны?
- Клоуны побеждают очень редко. По моим наблюдениям, а я, как профессор ГИТИСа и художественный руководитель цирка, могу рассуждать с высокой колокольни (Смеётся.)… Так вот, мне кажется, дело здесь в том, что наша жизнь стремительно меняется. И то, над чем люди смеялись вчера, сегодня перестаёт быть смешным, а то и просто понятным. В этом беда моего любимого Петросяна с его «Кривым зеркалом». Или вспомните, как покойный Задорнов рассказывал, что водители на Западе впадают в ступор при виде заглохшей посреди дороги машины. Мы хохотали, потому что у нас почти каждый мог промыть карбюратор и пробоину в колесе залатать. А теперь и мы «догнали Америку», тоже плохо понимаем, что там под капотом и над чем смеялись ещё совсем недавно.
С этой же проблемой сталкиваются и клоуны, причём во всём мире. Я был во многих странах, посетил массу цирков и профессиональных конкурсов, где видел совершенно несмешных клоунов. Пытаемся решить эту проблему в своём цирке, ищем актуальные шутки, новые формы.
- Юрий Никулин в своё время заносил в тетрадочку интересные истории, анекдоты и наблюдения, на основе которых позже написал замечательную книгу «Почти серьёзно». А у вас есть такая тетрадь?
- Я очень люблю современные технологии и записи веду в цифровом виде. Фиксирую, что мне нравится из Интернета, свои мысли, идеи. Не знаю, насколько это может быть использовано для создания книги, похожей на ту, что написал Никулин. Ведь сейчас всё интересное немедленно выкладывается в Сеть и перестаёт быть эксклюзивом.
Вообще, мы с братом уже написали несколько книг. Например, есть достаточно лёгкое для чтения издание, которое тем не менее является полноценным руководством к действию, – «Как мы дрессируем собак». А есть художественные произведения, написанные в соавторстве с братом и профессиональной писательницей, в их основу легли мои сценарии к спектаклям. Сейчас с Эдгардом работаем над книгой, она будет основана на нашей биографии. В ней есть всё: шутки, прибаутки, политика, история, размышления.
- Расскажите про музыку в цирке. Обычно у людей манеж ассоциируется с бравурными маршами, духовым оркестром, барабанной дробью…
- Цирк – настолько мощное и многогранное искусство, что рассуждать и воспринимать его можно по-разному. То, о чём вы говорите, это больше стереотипное заведение. Восприятие его в таком виде свойственно людям, которые вообще туда не ходят, либо посещали в далеком детстве. И я против такого, мне кажется, его время кануло в Лету. Остались какие-то непрофессиональные или ретроцирки, которые соблюдают эти традиции. Когда там звучит выходной марш, публика, само собой, ждёт, что сейчас появится шпрехшталмейстер, или, как его ещё называют, инспектор манежа, и крикнет зычным голосом: «Дамы и господа!»
У нас такого давно нет, и даже подобная должность отсутствует, потому что мы в основном делаем спектакли. К ним музыка пишется специально, на заказ. С одной стороны, так художественные задачи решаются качественней. А с другой, сейчас сложная ситуация с авторскими правами, что-то можно использовать, что-то нельзя, гораздо проще взять современную оригинальную музыку. И, кроме этого, я очень люблю живой звук. У нас крутые музыканты, есть своя рок-группа, классический цирковой оркестр. И когда они играют, это очень здорово!
- У вас столько достижений, наград, почётных званий, что невозможно перечислить. А есть заветная мечта?
- Можно я скромно скажу, что хочу завоевать мир? Доказать всем силу российского цирка. И ещё сломать стену, отвратительную и политизированную, построенную Западом против дрессуры в целом. Деятельность разного рода «зоозащитников» чётко координируется. Как дружно они поднимают вой по любому поводу, даже не попытавшись разобраться!
Возьмите недавний случай, когда у Артура и Карины Багдасаровых во время шоу тигрица потеряла сознание. Дрессировщиков тут же обвинили в том, что они якобы не оказали животному помощь, стали его мучить. Я внимательно посмотрел то видео и скажу: артисты поначалу растерялись, но действовали абсолютно правильно. У тигрицы случился приступ эпилепсии, и её надо было срочно убрать из поля зрения остальных животных. Потому что так уж устроены хищники – при виде больных и слабых тут же на них нападают. Вот почему Артур за хвост оттащил тигрицу в сторону и ударами палки показал всем остальным, что это его добыча.
Специалисты такие вещи понимают, люди думающие с выводами не спешат, а экстремальные защитники всего и вся в доводах разума не заинтересованы и моментально отрабатывают заказ.
- Вы активно участвуете в социальной поддержке членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебного долга, недавно были награждены знаком «За содействие МВД». Что для вас эта работа?
- Считаю, если есть возможность помочь тем, кто в этом нуждается, – надо делать. Это не доблесть и не подвиг, это нормально. Тем более, если речь идёт о сотрудниках силовых структур – полицейских, военных, пожарных, спасателях, отдавших жизни за нас с вами. Здесь не может быть разночтений, помогал и буду помогать.
- Аскольд, своими спектаклями и представлениями вы дарите чудо и праздник тысячам российских детей. А чем радуете дочерей – Еву и Эльзу?
- Воспитываю их работягами. Они трудятся с раннего возраста, ходят в музыкальную школу, на гимнастику, в этом году будут впервые выступать с полноценным номером в новогоднем представлении. Казалось бы, лишаю их праздника, каникул. Но такова наша цирковая доля! Стараюсь компенсировать дочкам эти неудобства. Когда они в своё время отработали большой спектакль в главных ролях, отвёз их в Диснейленд и ни в чём не отказывал. Наша мама возмутилась: что ты делаешь, это баловство! На что я ответил: «Сейчас дети находятся в сказке. И пусть там пока остаются. Вот вернутся на работу – и будут дисциплина, порядок, строгие обязанности. А праздник должен быть у всех!»
Беседу вёл Владимир Макаров
Фото автора и из архива Аскольда Запашного
Визитная карточка
Аскольд Запашный родился 27 сентября 1977 года в Харькове. Представитель цирковой династии Запашных в четвёртом поколении. Выступающий артист в жанре дрессировки хищных животных, жонглёр, вольтижёр, канатоходец, акробат на роликах. Художественный руководитель Большого Московского цирка. Заслуженный и народный артист Российской Федерации. Профессор кафедры режиссуры цирка ГИТИСа, который в своё время окончил с отличием.
- Говорят, что вы первый раз в клетку с тиграми вошли в 10 лет.
- Это папа разрешил. А мама была в шоке. Наша семья в этом смысле отчаянная. Поэтому многое, что для любого здравомыслящего человека считается невозможным, у нас – нормально. Мама изначально не была артисткой цирка, потом всё-таки ею стала и много лет отработала в клетке.
У нас в цирке так часто бывает: дети ещё ходить не умеют, а уже на лошадях катаются и разные трюки выполняют. Эти животные появились в моей жизни первыми потому, что по всем правилам до 18 лет нельзя работать с хищниками. Хотя, в принципе, и не было такой задачи – сделать из нас с братом исключительно дрессировщиков.
- Долгие годы мы считали, что наш цирк – лучший в мире. Сейчас это так?
- Да, но только в определённых контексте и вещах. Понимаете, это настолько сложное искусство, что его нельзя обобщать. Оценивать можно только по конкретным критериям и жанрам. Допустим, русский цирк в дрессуре однозначно лучший в мире. Или акробатика – на протяжении какого-то срока наши были и здесь сильнее всех. Можно говорить о превосходстве в определённое время шоу, спектаклей. Вот так рассуждать допустимо.
Есть общемировые величины и конкуренты, их немного – тот же канадский цирк, который имеет очень мощный маркетинг, какого у нас, к сожалению, нет. В данном направлении они сейчас лучшие в мире. Но ни в коем случае не в цирковом искусстве, потому что там другая история. Это прокатчики, которые берут материал, красиво обёртывают и продают. Являются ли они лучшими? В каком-то контексте да, но не в таком, чтобы с ними соревноваться.
А российские артисты как брали высшие награды на самых престижных конкурсах, так и берут. Только что из Китая наши акробаты привезли две медали – золотую и серебряную.
- Какой цирк без клоунов? Здесь мы тоже сильны?
- Клоуны побеждают очень редко. По моим наблюдениям, а я, как профессор ГИТИСа и художественный руководитель цирка, могу рассуждать с высокой колокольни (Смеётся.)… Так вот, мне кажется, дело здесь в том, что наша жизнь стремительно меняется. И то, над чем люди смеялись вчера, сегодня перестаёт быть смешным, а то и просто понятным. В этом беда моего любимого Петросяна с его «Кривым зеркалом». Или вспомните, как покойный Задорнов рассказывал, что водители на Западе впадают в ступор при виде заглохшей посреди дороги машины. Мы хохотали, потому что у нас почти каждый мог промыть карбюратор и пробоину в колесе залатать. А теперь и мы «догнали Америку», тоже плохо понимаем, что там под капотом и над чем смеялись ещё совсем недавно.
С этой же проблемой сталкиваются и клоуны, причём во всём мире. Я был во многих странах, посетил массу цирков и профессиональных конкурсов, где видел совершенно несмешных клоунов. Пытаемся решить эту проблему в своём цирке, ищем актуальные шутки, новые формы.
- Юрий Никулин в своё время заносил в тетрадочку интересные истории, анекдоты и наблюдения, на основе которых позже написал замечательную книгу «Почти серьёзно». А у вас есть такая тетрадь?
- Я очень люблю современные технологии и записи веду в цифровом виде. Фиксирую, что мне нравится из Интернета, свои мысли, идеи. Не знаю, насколько это может быть использовано для создания книги, похожей на ту, что написал Никулин. Ведь сейчас всё интересное немедленно выкладывается в Сеть и перестаёт быть эксклюзивом.
Вообще, мы с братом уже написали несколько книг. Например, есть достаточно лёгкое для чтения издание, которое тем не менее является полноценным руководством к действию, – «Как мы дрессируем собак». А есть художественные произведения, написанные в соавторстве с братом и профессиональной писательницей, в их основу легли мои сценарии к спектаклям. Сейчас с Эдгардом работаем над книгой, она будет основана на нашей биографии. В ней есть всё: шутки, прибаутки, политика, история, размышления.
- Расскажите про музыку в цирке. Обычно у людей манеж ассоциируется с бравурными маршами, духовым оркестром, барабанной дробью…
- Цирк – настолько мощное и многогранное искусство, что рассуждать и воспринимать его можно по-разному. То, о чём вы говорите, это больше стереотипное заведение. Восприятие его в таком виде свойственно людям, которые вообще туда не ходят, либо посещали в далеком детстве. И я против такого, мне кажется, его время кануло в Лету. Остались какие-то непрофессиональные или ретроцирки, которые соблюдают эти традиции. Когда там звучит выходной марш, публика, само собой, ждёт, что сейчас появится шпрехшталмейстер, или, как его ещё называют, инспектор манежа, и крикнет зычным голосом: «Дамы и господа!»
У нас такого давно нет, и даже подобная должность отсутствует, потому что мы в основном делаем спектакли. К ним музыка пишется специально, на заказ. С одной стороны, так художественные задачи решаются качественней. А с другой, сейчас сложная ситуация с авторскими правами, что-то можно использовать, что-то нельзя, гораздо проще взять современную оригинальную музыку. И, кроме этого, я очень люблю живой звук. У нас крутые музыканты, есть своя рок-группа, классический цирковой оркестр. И когда они играют, это очень здорово!
- У вас столько достижений, наград, почётных званий, что невозможно перечислить. А есть заветная мечта?
- Можно я скромно скажу, что хочу завоевать мир? Доказать всем силу российского цирка. И ещё сломать стену, отвратительную и политизированную, построенную Западом против дрессуры в целом. Деятельность разного рода «зоозащитников» чётко координируется. Как дружно они поднимают вой по любому поводу, даже не попытавшись разобраться!
Возьмите недавний случай, когда у Артура и Карины Багдасаровых во время шоу тигрица потеряла сознание. Дрессировщиков тут же обвинили в том, что они якобы не оказали животному помощь, стали его мучить. Я внимательно посмотрел то видео и скажу: артисты поначалу растерялись, но действовали абсолютно правильно. У тигрицы случился приступ эпилепсии, и её надо было срочно убрать из поля зрения остальных животных. Потому что так уж устроены хищники – при виде больных и слабых тут же на них нападают. Вот почему Артур за хвост оттащил тигрицу в сторону и ударами палки показал всем остальным, что это его добыча.
Специалисты такие вещи понимают, люди думающие с выводами не спешат, а экстремальные защитники всего и вся в доводах разума не заинтересованы и моментально отрабатывают заказ.
- Вы активно участвуете в социальной поддержке членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебного долга, недавно были награждены знаком «За содействие МВД». Что для вас эта работа?
- Считаю, если есть возможность помочь тем, кто в этом нуждается, – надо делать. Это не доблесть и не подвиг, это нормально. Тем более, если речь идёт о сотрудниках силовых структур – полицейских, военных, пожарных, спасателях, отдавших жизни за нас с вами. Здесь не может быть разночтений, помогал и буду помогать.
- Аскольд, своими спектаклями и представлениями вы дарите чудо и праздник тысячам российских детей. А чем радуете дочерей – Еву и Эльзу?
- Воспитываю их работягами. Они трудятся с раннего возраста, ходят в музыкальную школу, на гимнастику, в этом году будут впервые выступать с полноценным номером в новогоднем представлении. Казалось бы, лишаю их праздника, каникул. Но такова наша цирковая доля! Стараюсь компенсировать дочкам эти неудобства. Когда они в своё время отработали большой спектакль в главных ролях, отвёз их в Диснейленд и ни в чём не отказывал. Наша мама возмутилась: что ты делаешь, это баловство! На что я ответил: «Сейчас дети находятся в сказке. И пусть там пока остаются. Вот вернутся на работу – и будут дисциплина, порядок, строгие обязанности. А праздник должен быть у всех!»
Беседу вёл Владимир Макаров
Фото автора и из архива Аскольда Запашного
Визитная карточка
Аскольд Запашный родился 27 сентября 1977 года в Харькове. Представитель цирковой династии Запашных в четвёртом поколении. Выступающий артист в жанре дрессировки хищных животных, жонглёр, вольтижёр, канатоходец, акробат на роликах. Художественный руководитель Большого Московского цирка. Заслуженный и народный артист Российской Федерации. Профессор кафедры режиссуры цирка ГИТИСа, который в своё время окончил с отличием.