Притяжение Сущёвской части
Меня, человека, прожившего в Санкт-Петербурге почти четверть века, до недавнего времени, казалось, практически невозможно было удивить музейной экспозицией, выставкой или коллекцией. А уж тем более ведомственным музеем.
Рассказывает Игорь Одушко.
Рад был ошибиться после экскурсии по постоянно действующей выставочной экспозиции, посвящённой созданию и истории министерства, в Центральном музее МВД России.
Ещё на подходе к зданию невольно остановился и залюбовался строгими, лаконичными архитектурными линиями главного корпуса с каланчой, в котором в 80-х годах прошлого столетия начали работать культурно-просветительское учреждение и будущий научно-методический центр всех музеев Министерства внутренних дел. Удачнее и придумать было нельзя. Дело в том, что с 1818 года на этом месте находилась Сущёвская полицейская часть. А сохранившееся до сих пор строение возведено в 1848 году для нужд полиции, и размещались в нём служебные помещения представителей правоохранительного ведомства, а также пожарный пост, телеграф, арестантские и административные комнаты, квартиры полицейских чинов.
Первый экспонат, встречающий посетителей, стоит у главной лестницы – это бумагорезательная машина фирмы «Краузе». Надежная, массивная и практически готовая к работе. Казалось бы, место этого агрегата в музее типографского дела. Но и здесь своя история. Именно с её помощью в конце XIX – начале XX веков в Москве уничтожались все запрещённые литературные произведения. Происходило это лишь в одной из двадцати полицейских частей столицы – Сущёвской. А до 1888 года, пока не появилась машина, полицейские, пользуясь соседством с пожарным постом, сжигали не прошедшие цензора рукописи и печатные издания во дворе. Именно на этом месте сгорел тираж книги бытописателя Москвы и журналиста Владимира Гиляровского «Трущобные люди».
Подборка экспонатов тематических залов музея не просто удивляет, а будоражит воображение. Происходит, на мой взгляд, главное: ты забываешь о времени и погружаешься в историю страны и правоохранительных органов, переживаешь её вместе с современниками тех или иных событий. Здесь хранятся настоящие раритеты. Например, чугунная медаль петровских времен «За пьянство», введённая в оборот Петром I в 1714 году для борьбы среди населения с этой пагубной привычкой. Изделие весит 6,8 килограмма, без учёта цепей, и носилось на шее. «Награждение» происходило в полицейском участке в наказание за чрезмерное употребление алкоголя. Специальные крепления не позволяли снять её досрочно.
А как можно спокойно пройти мимо стенда с материалами и фотографиями царской полиции, датированными октябрём 1874 года, по делу игуменьи Митрофании – настоятельницы одного из женских монастырей в Серпухове. То расследование стало одним из самых «громких» скандалов в России XIX века. Отзвуки его нашли воплощение в произведениях Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Игуменья стала прообразом Мурзавецкой – главной героини комедии Александра Островского «Волки и овцы».
Митрофания (в миру Прасковья Розен – дочь известнейшего генерал-адъютанта Григория Розена), прикрываясь учреждённой ею же общиной сестёр милосердия, завладела сотнями тысяч рублей, придумав и осуществив, как сейчас сказали бы, гениальную мошенническую схему. Её дело вёл прокурор Петербургской судебной палаты знаменитый Анатолий Кони. Полицейским агентам удалось изобличить Митрофанию в совершённых преступлениях, проведя, в том числе, и экспертизу почерка. Кстати, под арестом женщину содержали в одной из камер Сущёвской полицейской части.
В залах, посвящённых первым годам становления рабоче-крестьянской милиции, не обойти вниманием подлинные документы того времени – написанные рукой Феликса Дзержинского приказы о безотлагательном приведении в исполнение приговоров грабителям и убийцам, а также приказы с резолюцией «Освободить немедленно».
Нигде больше невозможно увидеть подлинные печатные станки, механизмы для изготовления клише и другие технические приспособления в полном комплекте, а также образцы «продукции», созданные фальшивомонетчиком № 1 Советского Союза Виктором Барановым. Милиционеры задержали его в 1977 году в Черкесске при попытке продать 77 купюр достоинством в 25 рублей. Сначала его приняли за простого сбытчика фальшивок. Поскольку качество изготовления казначейских билетов приближалось к гознаковскому, сыщики предполагали, что действует хорошо организованная группа, не исключали даже заграничное происхождение купюр. Но то, что деньги выпускал кустарь-одиночка, казалось просто невероятным. Лишь после того, как в сарае на улице Железнодорожной города Ставрополя в ходе следственного эксперимента Баранов на глазах у следователей, оперативников и экспертов изготовил купюры с элементами защиты, все сомнения рассеялись.
Естественно, эти экспонаты – малая толика сохранённого прошлого. Рассказать обо всём невозможно. Это надо увидеть. И ещё. Заканчивая экскурсию, а мне пришлось пройти её с группой студентов московских высших учебных заведений, поймал себя на мысли, что в этом музее погружение в историю интересно не только искушённому человеку. Молодые люди, стоявшие рядом со мной, не скрывали эмоций. Познание нового – сильнейшее душевное переживание. Именно здесь, вполне возможно, они впервые узнали о том, что жестоким, хитроумным и изобретательным преступникам во все времена противостояли талантливые, неравнодушные и отважные люди, среди которых было немало настоящих героев.
А уж какой в музее размах для пытливых умов! Проверьте себя. Известно ли вам, что в первые годы советской власти работникам милиции Петрограда среди прочего вещевого довольствия выдавали лапти? Знаете ли, что в тридцатые годы прошлого столетия Управление рабоче-крестьянской милиции города Москвы отмечало нерадивых водителей таксомоторов орденом «Жоржика»? А как он выглядел? Или до какого года в Советском Союзе можно было встретить светофоры с «перевёрнутым» расположением цветовых сигналов? Проверили? Ответы на многие вопросы невозможно найти даже в Интернете. Уверен, в старинном здании Сущёвской полицейской части вам всегда помогут. Список моих любимых музеев пополнился ещё одним…
Фото Игоря Цирульникова
Рассказывает Игорь Одушко.
Рад был ошибиться после экскурсии по постоянно действующей выставочной экспозиции, посвящённой созданию и истории министерства, в Центральном музее МВД России.
Ещё на подходе к зданию невольно остановился и залюбовался строгими, лаконичными архитектурными линиями главного корпуса с каланчой, в котором в 80-х годах прошлого столетия начали работать культурно-просветительское учреждение и будущий научно-методический центр всех музеев Министерства внутренних дел. Удачнее и придумать было нельзя. Дело в том, что с 1818 года на этом месте находилась Сущёвская полицейская часть. А сохранившееся до сих пор строение возведено в 1848 году для нужд полиции, и размещались в нём служебные помещения представителей правоохранительного ведомства, а также пожарный пост, телеграф, арестантские и административные комнаты, квартиры полицейских чинов.
Первый экспонат, встречающий посетителей, стоит у главной лестницы – это бумагорезательная машина фирмы «Краузе». Надежная, массивная и практически готовая к работе. Казалось бы, место этого агрегата в музее типографского дела. Но и здесь своя история. Именно с её помощью в конце XIX – начале XX веков в Москве уничтожались все запрещённые литературные произведения. Происходило это лишь в одной из двадцати полицейских частей столицы – Сущёвской. А до 1888 года, пока не появилась машина, полицейские, пользуясь соседством с пожарным постом, сжигали не прошедшие цензора рукописи и печатные издания во дворе. Именно на этом месте сгорел тираж книги бытописателя Москвы и журналиста Владимира Гиляровского «Трущобные люди».
Подборка экспонатов тематических залов музея не просто удивляет, а будоражит воображение. Происходит, на мой взгляд, главное: ты забываешь о времени и погружаешься в историю страны и правоохранительных органов, переживаешь её вместе с современниками тех или иных событий. Здесь хранятся настоящие раритеты. Например, чугунная медаль петровских времен «За пьянство», введённая в оборот Петром I в 1714 году для борьбы среди населения с этой пагубной привычкой. Изделие весит 6,8 килограмма, без учёта цепей, и носилось на шее. «Награждение» происходило в полицейском участке в наказание за чрезмерное употребление алкоголя. Специальные крепления не позволяли снять её досрочно.
А как можно спокойно пройти мимо стенда с материалами и фотографиями царской полиции, датированными октябрём 1874 года, по делу игуменьи Митрофании – настоятельницы одного из женских монастырей в Серпухове. То расследование стало одним из самых «громких» скандалов в России XIX века. Отзвуки его нашли воплощение в произведениях Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Игуменья стала прообразом Мурзавецкой – главной героини комедии Александра Островского «Волки и овцы».
Митрофания (в миру Прасковья Розен – дочь известнейшего генерал-адъютанта Григория Розена), прикрываясь учреждённой ею же общиной сестёр милосердия, завладела сотнями тысяч рублей, придумав и осуществив, как сейчас сказали бы, гениальную мошенническую схему. Её дело вёл прокурор Петербургской судебной палаты знаменитый Анатолий Кони. Полицейским агентам удалось изобличить Митрофанию в совершённых преступлениях, проведя, в том числе, и экспертизу почерка. Кстати, под арестом женщину содержали в одной из камер Сущёвской полицейской части.
В залах, посвящённых первым годам становления рабоче-крестьянской милиции, не обойти вниманием подлинные документы того времени – написанные рукой Феликса Дзержинского приказы о безотлагательном приведении в исполнение приговоров грабителям и убийцам, а также приказы с резолюцией «Освободить немедленно».
Нигде больше невозможно увидеть подлинные печатные станки, механизмы для изготовления клише и другие технические приспособления в полном комплекте, а также образцы «продукции», созданные фальшивомонетчиком № 1 Советского Союза Виктором Барановым. Милиционеры задержали его в 1977 году в Черкесске при попытке продать 77 купюр достоинством в 25 рублей. Сначала его приняли за простого сбытчика фальшивок. Поскольку качество изготовления казначейских билетов приближалось к гознаковскому, сыщики предполагали, что действует хорошо организованная группа, не исключали даже заграничное происхождение купюр. Но то, что деньги выпускал кустарь-одиночка, казалось просто невероятным. Лишь после того, как в сарае на улице Железнодорожной города Ставрополя в ходе следственного эксперимента Баранов на глазах у следователей, оперативников и экспертов изготовил купюры с элементами защиты, все сомнения рассеялись.
Естественно, эти экспонаты – малая толика сохранённого прошлого. Рассказать обо всём невозможно. Это надо увидеть. И ещё. Заканчивая экскурсию, а мне пришлось пройти её с группой студентов московских высших учебных заведений, поймал себя на мысли, что в этом музее погружение в историю интересно не только искушённому человеку. Молодые люди, стоявшие рядом со мной, не скрывали эмоций. Познание нового – сильнейшее душевное переживание. Именно здесь, вполне возможно, они впервые узнали о том, что жестоким, хитроумным и изобретательным преступникам во все времена противостояли талантливые, неравнодушные и отважные люди, среди которых было немало настоящих героев.
А уж какой в музее размах для пытливых умов! Проверьте себя. Известно ли вам, что в первые годы советской власти работникам милиции Петрограда среди прочего вещевого довольствия выдавали лапти? Знаете ли, что в тридцатые годы прошлого столетия Управление рабоче-крестьянской милиции города Москвы отмечало нерадивых водителей таксомоторов орденом «Жоржика»? А как он выглядел? Или до какого года в Советском Союзе можно было встретить светофоры с «перевёрнутым» расположением цветовых сигналов? Проверили? Ответы на многие вопросы невозможно найти даже в Интернете. Уверен, в старинном здании Сущёвской полицейской части вам всегда помогут. Список моих любимых музеев пополнился ещё одним…
Фото Игоря Цирульникова