Человек культуры

Сегодня заместителю начальника Центрального музея МВД России полковнику в отставке Вячеславу Павловичу Гаврилову исполнилось 75 лет.

Рассказывает заслуженный работник культуры Российской Федерации, писатель Виктор Лыков.

В общей сложности на поприще культуры Вячеслав Павлович трудится свыше пятьдесят лет. Ну, а если быть предельно точным, то культура захватила его с самого раннего возраста. Поэтому можно смело говорить, что Вячеслав Павлович Гаврилов – человек культуры.


Вячеслав Гаврилов родился 3 августа 1941 года в деревне Романка Ярославской области в семье военнослужащего. Детство протекало в самых отдалённых военных гарнизонах – с севера на юг, с запада на восток. Если отец офицер и если вся жизнь мальчика протекала в военной среде, то кем он мог стать? Только офицером!

Вячеслав, конечно же, хотел носить погоны со звёздами, но только в сфере военной культуры. Почему? Ещё в ранние годы он пристрастился к народному творчеству. Пел, плясал, освоил гармонь, словом, душа постоянно тянулась к «возвышенному и прекрасному».

Архангельский край всегда славился творчеством. В Архангельске Вячеслав завершал учёбу в средней школе. Мысль была одна – поступить в культурно-просветительное училище. Мечта осуществилась. Он стал студентом Сыктывкарского культурно-просветительного училища. Знания постигал старательно и с увлечением. Поэтому сразу после выпуска был назначен директором клуба, где состоял и руководителем художественной самодеятельности, и солистом. Более того, на плечи молодого специалиста легли заботы о библиотеке, организации лекций и бесед, демонстрация кино и устройство вечеров для молодёжи. Энергии было хоть отбавляй, а значит, со всеми обязанностями справлялся.

В 1961 году Вячеслава Гаврилова призвали в армию с добротной характеристикой. Направили в школу младших специалистов, а затем в Хабаровское командное военное училище. Обучаясь военному искусству, курсант понял, что в конкретной среде и в конкретных условиях культура может иметь свои особенности и свои очертания. Вполне допустимо понятие армейской или воинской культуры, так как имеет хождение среди людей, занятых военным делом. С этими мыслями в 1964 году лейтенант Гаврилов приступил к обязанностям начальника клуба полка в посёлке Юрья Кировской области.

За три года руководства клубом, при поддержке вышестоящих начальников и командиров, он превратил его в настоящее культурно-просветительское учреждение. Напряжённая и кропотливая работа дала веские основания утвердиться во мнении, что клуб – не место для развлечений и забав, а является одной из важных составляющих боевой подготовки воинской части.

Клуб – это духовная пища, без которой не может существовать ни одно воинское подразделение.

Клуб – это центр нравственного, эстетического и морального воспитания, а также развития творческих способностей солдат и офицеров. Наполняя весь клубный арсенал конкретным содержанием, Гаврилов добился того, что об этом очаге культуры заговорили в других воинских частях. Ставили его в пример, так как он подкупал новизной и занимательностью.

Старание, энергичность и ответственность старшего лейтенанта не остались незамеченными вышестоящими начальниками. Гаврилова назначили на должность старшего инструктора по культурно-массовой работе политотдела соединения – более высокую ступень организации воинской культуры. Вячеслав не только обобщал практику культурно-просветительных учреждений воинских формирований и готовил методические материалы, но и организовывал крупные мероприятия: фестивали, конкурсы, конференции, встречи с деятелями литературы и искусства и т.д.

За какое бы дело он ни брался, ко всему подходил творчески и ответственно. Офицера всегда волновали вопросы качества материала и его восприятия. И всё же деятельность думающего «культпросветчика» носила в основном общий, организационный характер. Хотелось, однако, больше конкретики и живого творчества.

В 1971 году Гаврилов возглавил гарнизонный офицерский клуб. Время требовало новых подходов в работе с командирами и их семьями. Изыскивать неординарные средства и методы пришлось по ходу дела.

Вячеслав Павлович стремился сочетать яркие формы с добротным содержанием, будь то концерты, лекции, вечера отдыха, чествование юбиляров или встречи со знаменитыми людьми. Каждое мероприятие он тщательно продумывал и подбирал талантливых исполнителей. Отсюда и уровень работы клуба, и всеобщий интерес к нему.

Как известно, творческая деятельность невозможна без накопления знаний и расширения образовательного ценза. Гаврилов поступил на заочное отделение Львовского высшего военно-политического училища, и в 1973 году успешно закончил его.

Период службы в гарнизонном клубе, а он длился шесть лет, Вячеслав Павлович считает самым плодотворным. Здесь ему удалось воплотить в жизнь практически все задумки: подобрать профессионалов, создать художественную самодеятельность, организовать кружки по интересам и лектории, реализовать концертную программу с выездом в воинские части, провести серию запоминающихся встреч, конкурсов, конференций и фестивалей.

Здесь Гаврилов состоялся, как специалист и руководитель высшего класса, получил признание, обрёл известность и уважение.

Гарнизонный клуб стал своеобразной стартовой площадкой для новых назначений, связанных с организацией культурно-просветительной работы в войсках.

В 1981 году Гаврилова назначили инструктором Политического управления Приволжского военного округа, а в 1982 году – инструктором Политического управления Группы советских войск в Германии. Новые назначения предполагали иной размах, иные масштабы и иные подходы к организации культурно-просветительной работы. Но они уже не пугали опытного офицера. Выручали все те же основательные черты его характера: неустанный поиск и высочайшая ответственность.

Находясь в Германии, Вячеслав Павлович снова ощутил необходимость заняться живой, «земной культурой». Его назначили сначала заместителем, а затем и начальником Дома офицеров ГСВГ, который по содержанию своей деятельности сопоставим с работой Центрального Дома Советской армии (теперь Российской армии). Здесь подполковнику Гаврилову пришлось учитывать и отдалённость воинов от Родины, и содействовать всему тому, ради чего существует армия. При этом он располагал всем необходимым для духовного воспитания личного состава. Кроме того, находил возможность привлекать к работе клуба известные художественные коллективы, а также выдающихся деятелей науки и культуры. Перед защитниками Родины нередко выступали Сергей Михалков, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Михаил Глузский, Игорь Лученок, Илья Резник и многие другие.

Организация встреч со знаменитостями требовали от Вячеслава Павловича большой предварительной подготовки, творческого напряжения, дисциплины и самоотдачи. Зато посетители клуба получали истинное наслаждение от проведённых мероприятий.

Подполковнику Гаврилову и самому нередко приходилось выступать и в роли сценариста, и режиссёра, и артиста, и художественного руководителя, и ведущего концертных программы, и обыкновенного хозяйственника.

В 1986 году, по завершении службы, Гаврилов покинул Германию, и был назначен на должность заместителя начальника отдела ЦДСА имени М.В. Фрунзе. Вячеслав Павлович с головой ушёл в далеко непростую работу в условиях перестройки и нового мышления. Он остался верен своей любимой теме – продвижению культуры в самые широкие воинские слои. Говорил и делал то, что считал нужным и важным. Умел четко расставить акценты, сформулировать мысль без всяких допущений и неоднозначных толкований. Не уходил от прямых вопросов в дебри рассуждений. Никогда не «держал фигу в кармане», чтобы кому-то насолить и выдвинуть себя на передний план. Об этом, кстати, свидетельствуют и официальные документы. В одном из них говорится:

«Подполковник В.П. Гаврилов, возглавляя такой важнейший участок, каким является военно-массовая работа, уделяет большое внимание поиску её новых форм и методов, повышению действенности всех мероприятий, которые всегда тщательно готовит и интересно проводит.

Для него характерными являются такие черты, как: высокая ответственность, творческое отношение к делу, разрешению проблем культурно-просветительной работы. Постоянно поддерживает деловые контакты с командованием главных и центральных управлений Министерства обороны, домами офицеров, клубами воинских частей и военно-учебных заведений, а также клубами молодёжи. Лично оказывает им постоянную практическую помощь в подготовке и проведении культурно-массовых мероприятий, в реализации задач, осуществляемых в рамках военной реформы и военного законодательства».


В 1992 году полковник Гаврилов завершил службу в армии и занял свое скромное место под солнцем в ранге военного пенсионера. Остались позади тридцать лет пребывания в военных учреждениях культуры. Далеко не каждый офицер способен служить в одной и то же сфере.

Прошу Вячеслава Павловича подвести итоги армейской культурной деятельности.

«Итог один, – отвечает он. – Я способствовал личному составу держать порох сухим».

Огромный культурно-просветительный багаж постоянно давал о себе знать и требовал реализации. Вячеслав Павлович, не задумываясь, принял приглашение Центрального музея МВД России, посчитав работу в нём, продолжением армейской культуры. В 1992 году он переступил порог этого учреждения с мыслью на непродолжительное время, но так уж случилось, что оно растянулось на 24 года.

Музей, как и армия, стал ему близким и родным. Он полюбил его всей своей пылкой душой.

Из досье. Центральный музей МВД России основан в 1981 году. По историческим меркам он молод, ему всего тридцать пять лет, но благодаря стараниям творческого коллектива, приобрёл широкую популярность. Музей является своеобразным хранилищем памятников материальной и духовной культуры. В его залах экспонируется более двух тысяч экспонатов. В фондах содержится 73 тысячи единиц хранения: документы, награды, боевое оружие, личные вещи героев.

Материалы стендов рассказывают о создании МВД и деятельности его органов в прошлом и настоящем. Для повышения культурного уровня сотрудников ОВД музей использует самые различные средства и методы работы, в частности, проводит экскурсии, организует встречи с ветеранами, учащейся молодёжью, принятие присяги, вручение боевого оружия.

За большой вклад в героико-патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел и активную просветительскую работу среди широких слоёв населения, музею вручена премия МВД России. Он неоднократно завоёвывал призовые места в конкурсах среди музеев Москвы.


В музее работают опытные специалисты, знатоки своего дела: Альфия Алькинская, Лидия Безрукова, Андрей Белодуб, Владимир Евдокимов, Лора Кропачёва, Ирина Пикина, Ольга Рогачёва, Марина Цверкун и другие.

Значительный вклад в его развитие внес и заместитель начальника музея Вячеслав Гаврилов. В какой бы уголок учреждения вы ни заглянули, всегда обнаружите присутствие следов знающего свое дело ветерана. Без преувеличения можно сказать, что благодаря его активности музей содержится в добром «здравии» и надлежащем виде.

Разумеется, музей живёт не без проблем, но они должны решаться на принципиально ином уровне.

Мы сидим в крохотном кабинете Гаврилова на первом этаже трёхэтажного здания с каланчой, постройки 1846 года. В давние годы здесь размещалась Сущёвская полицейская часть. Сюда за революционную деятельность трижды доставляли юного поэта Владимира Маяковского. Здесь уничтожали «опасные» книги, в частности, был сожжён знаменитый труд Владимира Гиляровского «Трущобные люди». Здесь работала первая в Москве полицейская карета скорой медицинской помощи.

За окном разгуливал свежий летний ветер. Мы ведём разговор о культуре вообще и отраслевой, в частности. Вячеславу Павловичу – семьдесят пять лет, из которых свыше пятьдесяти он отдал работе в культурно-просветительных учреждениях.

- С высоты прожитого времени вы могли бы, Вячеслав Павлович, ответить на волнующий вопрос: «Что есть культура в вашем понимании»?

- Спросите, что-нибудь полегче? Я не учёный и не теоретик. Я – практик от сохи, культпросветчик. Всю жизнь занимаюсь тем, что продвигаю плоды культуры в массы. А плодов этих несть числа. Ни один железнодорожный состав не в состоянии вместить их, чтобы развести по всей матушке-земле.
Одежда, обувь, пища, книги, кино, телевидение, радио, театр, картины, архитектура, парки, газеты, журналы, поведение людей – всё это культура. А теперь попробуйте дать ей однозначное определение? Напрасная затея. Впрочем, существует масса словарей, которые определяют культуру с философских, психологических, педагогических, филологических и культурологических позиций. По мнению специалистов, культура – это определённый уровень развития общества и творческих способностей человека.

- Хорошо. Ваша точка зрения совпадает с определением творцов науки?

- Кто же будет оспаривать академиков и профессоров? Я думаю так: культура – есть сам человек и результаты его труда. Нет, не слова и речи, а конкретные дела, которые можно услышать, увидеть и потрогать. Дела не разрушительные, а созидательные. По своему опыту знаю, что культура – это мощнейший нравственный допинг, который придаёт нам дополнительные силы. Формирует характер и мужество, сеет добро и справедливость, помогает пересилить робость и страх. Я убеждён, что культура в состоянии обеспечить «человека с ружьём» держать порох сухим в постоянной готовности. Другое дело, что культура тоже нуждается в создании определённых условий, в том числе организационных и финансовых. В то же время она не должна быть только вопросом денег. Когда речь заходит о культуре, то разговор должен идти по пути строгой взыскательности и честной откровенности, а не привычных похлопываний по плечу друг друга.

- Мы все страдаем от отсутствия национальной идеи. Могла бы культура стать нашей национальной идеей?

- Вполне. Если не целиком и полностью, то хотя бы её составной частью. В прошлом, чего таиться, так и было. Вспомним: ведь это культура выдвигала на передний план героев и одухотворяла их. Где они теперь? Само понятие героя сейчас резко девальвировалось, что, например, меня приводит в уныние.

У нашей страны великое героическое прошлое. Поэтому без героев она существовать не может. Герои всегда были и будут. Наша задача находить их и высвечивать в полный рост. Герои несут заряд небывалой духовной мощи.

- Много говорят о свободе культуры и расширении её границ.

- Да пусть говорят, только помнят, что абсолютной свободы не бывает. И потом, культура – дело тонкое, лезвие бритвы, требует строжайшей дисциплины и ответственности. Испытал на собственной шкуре. Не надо забывать и о работниках культуры, которые нуждаются в уважительном отношении к себе.

- Раз вы затронули тему работников культуры, то какими они должны быть на ваш взгляд?

- Буду говорить только о культпросветработниках. О других деятелях культуры пусть говорят другие.
Во-первых, культпросветработники должны быть талантливыми и одержимыми, мастерами своего дела. Никто лучше не может рассказать об армии, чем человек, который в ней служит. В противном случае он скажет часть правды, а значит – ничего.

Во-вторых, быть артистами, сценаристами, режиссерами, музыкантами, певцами, танцорами и менеджерами. Кроме того, людьми уважаемыми и привлекательными. Они трудятся для большого числа зрителей, слушателей и посетителей. Без артистизма, радушия, интеллекта, такта и тонкого юмора в нашей работе никак не обойтись.

В-третьих, наша продукция обязана быть качественной и интересной – удивлять и привлекать. Иначе она сработает вхолостую.

Впрочем, всё это верно, как и то, что только упорный труд способен шлифовать грани таланта, довести его до яркого свечения.

Любопытно, обладает ли всем сказанным сам Гаврилов? Знаю, Вячеслав Павлович – человек скромный. О себе рассказывает мало, больше говорит о других. Выход один – прибегнуть к помощи бывших и нынешних сослуживцев.

Вот мнение армейских товарищей:

«Офицер Гаврилов – талантливый организатор клубного дела, художественной самодеятельности, фестивалей, конкурсов, «круглых столов», вечеров отдыха и концертов. Нередко выступал в роли режиссера-постановщика, музыканта, певца, ведущего концертных программ. Его работы подкупали новизной и актуальным содержанием. В войсках пользовался большой популярностью».

А вот отзыв коллег по Центральному музею МВД России:

«К любому делу Вячеслав Павлович подходит с глубочайшей ответственностью. Каждое проводимое мероприятие – для него, прежде всего, вопрос качества исполнения. Он – сторонник трепетного отношения к посетителям, особенно к молодёжи и ветеранам. Стремится, чтобы музей находился в образцовом состоянии, имел широкую аудиторию и реально способствовал формированию этических, эстетических и правовых качеств у населения. Содействовал развитию музейного дела не только в органах внутренних дел России, но и странах ближнего зарубежья.

Гаврилов является заместителем председателя совета ветеранов Центрального музея МВД России. Старается привлечь ветеранов к таким творческим мероприятиям, как принятие присяги молодыми сотрудниками полиции, вручение боевого оружия, встречи с молодёжью. Он участвует в организации стационарных и передвижных выставках».


Беседуя с Вячеславом Павловичем, я записал несколько его любопытных фраз:

«Культуру могут делать самые мощные волы. Наша профессия отличается тем, что мы всё время работаем. Где бы ни находились: наблюдаем, изучаем, формулируем».

«Желательно, чтобы каждое культурное мероприятие становилось, пусть маленьким, но событием».

«В творчестве нет готовых схем, но задумки надо осуществлять так, чтобы получалось хорошо».

«Все победы в культуре начинаются с побед над самим собой».

«В сфере культуры, помимо всего прочего, положено иметь ум, совесть и душу».

«В культуре опасно стареть. Надо быть вечно молодым. Если этого не делать, то невозможно зажечь массовую аудиторию».


Так может говорить только человек, живущий культурой и в культуре. Для Вячеслава Павловича Гаврилова понятие «культура» превратилось в образ жизни и образ мыслей.


Человек культуры

Человек культуры

Человек культуры

Человек культуры