История создания гимна городов-героев
Музыкальное произведение поэта Натальи Бондаревой и композитора Александра Болдыка в ноябре 2001 года было объявлено официальным гимном ассоциации городов-героев стран СНГ.
Ветеранское движение Новороссийска всегда было крепким и сильным, как все стержневое поколение советских людей. Григорий Алексеевич Завертайло на перекрестке тысячелетий возглавлял городской совет ветеранов. Откуда он узнал о том, что в Санкт-Петербурге планируется провести конкурс «Славься, Отечество!», где будут представлены песни, одна из которых станет гимном ассоциации городов-героев стран СНГ, я не знаю. Как он узнал о существовании авторского дуэта «Акцент», в состав которого входила я, композитор и музыкант Александр Болдык, мне тоже неизвестно.
Но в один из осенних вечеров 2000 года на нашу очередную репетицию пришел заместитель Григория Завертайло, ветеран Великой Отечественной войны Николай Анатольевич Забарин. Был он немногословен, представился и парой фраз обозначил цель своего визита к нам: «Здравствуйте, ребята. Меня прислал к вам председатель городского совета ветеранов. Вы должны написать песню, которая станет гимном всех городов-героев. Как вы это сделаете, думайте сами». Сказал и ушел, тихонько прикрыв за собой дверь.
Саша Болдык положил передо мной тетрадь с черновиками текстов, ручку и сказал: «Думай, Наташа...» И тоже ушел. В тот день репетиция закончилась. И началась работа над текстом будущего гимна.
Сначала мне хотелось все названия городов-героев разбросать по куплетам, а припев, по законам песенного жанра, сделать легко запоминающимся и коротким. Написала несколько вариантов, но все они улетели в корзину. Не было нужной мне целостности, монолитности, знаковости. Все то, что я чувствовала внутри, вся суть размазывалась как кисель по тарелке. Это были не те слова, не те предложения. Бросила. А среди ночи молнией пронзила мысль: «Все названия городов-героев должны лечь в припев». Вот тут началось самое сложное. Двенадцать городов-героев и одна крепость-герой никак не соглашались рифмоваться. Нужно было Москву и Ленинград поставить в первую очередь. А дальше задумалась: по очередности присвоения звания городам-героям никак не получалось. Ни рифма, ни ударение, ни размер слова по слогам – ничего не могло вместить все названия в восьмистрочный припев. И снова мысль: «Не надо выстраивать города по какой-то схеме, они все равны в своем подвиге». И тогда буквально за несколько минут родился припев:
Москва, блокадный Ленинград,
Новороссийск и Сталинград,
Одесса, Киев, Тула, Керчь
Сумели Родину сберечь.
Смоленск и Мурманск, Минск и Брест –
Все шли врагу наперерез.
И легендарный Севастополь
Явил и мужество, и честь.
А в куплеты легли картинки событий, художественные образы, вобравшие в себя огромный пласт времени – от огненных сороковых двадцатого до начала двадцать первого века и до нового тысячелетия.
Короткими, запоминающимися, рублеными фразами куплеты гимна повествуют о событиях Великой Отечественной войны.
Города-герои в этих куплетах – не улицы, дома, парки, дороги, дворы, а живые образы наших солдат, победивших в той священной для всех советских людей войне. Они вместе с защитниками Отечества держали оборону, шли в атаку, жили и погибали, но не сдавались.
Четыре года шла война.
В огне пылала вся страна.
Солдаты шли на смертный бой
С фашистской чёрною ордой.
Свистели пули у виска.
Была Победа далека.
Во имя мира и добра
Гремело грозное «Ура!»
Не только люди – города
Сражались яростно тогда,
И город был в бою – герой,
В атаку рвался, как живой.
Он ранен был. Он воевал.
Он на врага стеной вставал.
В нём крепостью был каждый дом.
Он шёл к Победе день за днём.
Союз героев-городов
Рождён был в зареве боёв,
И каждый город-ветеран
Забыть не может старых ран.
Салют Победы каждый год
Его, героя, в бой зовёт.
Пылала Родина в огне.
Мы победили в той войне.
Повторы в тексте идут как смысловые акценты, они усиливают значение событий, и в своей маршевости показывают монотонность и вязкость военных действий, принятие неизбежности и ожидания окончания войны. Это как – «левой-правой, левой-правой».
Текст был написан. Теперь уже пришла очередь создания музыки.
Все песни Саша Болдык писал на старенькой шестиструнной гитаре. И этот раз не был исключением. Но в отличие от меня, требующей для творческого процесса тишины и уединения, ему необходимо было мое присутствие. Он всегда спрашивал, так ли он чувствует мои стихи, тот ли стиль, темп, тональность? Тот ли характер окончательного произведения, который я предполагала, когда писала текст для новой песни. А я была рада сотворчеству с одаренным, глубоко и тонко чувствующим человеком, музыкантом, композитором. Я была просто счастлива.
У гимна городов-героев не два автора, а три. Я считаю что аранжировщик, который прописывал звучание каждого музыкального инструмента, соединяя их воедино до звучания оркестра; пропускал через свое сердце, через умение слышать и слушать слова и музыку новой авторской песни, – равнозначный соавтор, не менее чем поэт и композитор. Его имя знают и помнят все музыканты нашего города. Это – Николай Алексеев.
К сожалению, Александр Болдык и Николай Алексеев уже никогда не смогут выйти со мной на сцену. Но они вечно будут жить в музыке и в первоначальной аранжировке этого музыкального произведения.
Мы написали песню. Имели здоровую дерзость сразу назвать ее «Гимном городов-героев».
Оказалось, это было не самым сложным в нашем деле. Сложнее было убедить руководство управления культуры в те годы в нужности и необходимости поездки дуэта «Акцент» с этой песней в город Санкт-Петербург. Какой же это гимн? Песня была высмеяна, ей дали характеристику, как не имеющей художественной ценности. Саша меня утешал тогда: «Термин «гимн» сам по себе имеет в виду торжественную песню. А наш гимн – это торжественной песня и есть». А я рыдала взахлеб...
У городского совета ветеранов на этот счет было свое особое мнение. Григорий Алексеевич Завертайло пригласил нас на аудиенцию, позвонил на железнодорожный вокзал, заказал до Питера и обратно два места на поезд, достал из кошелька свои личные деньги и сказал: «Идите, покупайте билеты, готовьтесь к участию в конкурсе, я в вас верю».
Марина Суворова – талантливая дизайнер – сшила мне за пару дней и ночей очень красивое концертное платье. Точную копию того, в котором я выступала на городских мероприятиях. Оно было на балансе управления культуры. Мне просто велели концертное платье сдать. А про Сашу забыли. И он выступал в Питере в «золотом» пиджаке и с «золотой» бабочкой. Но мне очень хотелось в Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге выступить в том образе, в каком меня видел в те годы мой любимый Новороссийск...
Почти четверть века благодарю Марину Суворову за то, что я была самой красивой на конкурсе «Славься, Отечество!» И это видели пять тысяч зрителей.
Наше произведение в начале ноября 2001 года в городе на Неве было объявлено официальным гимном ассоциации городов-героев стран СНГ. И впервые в этом качестве прозвучал на очередном слете Союза городов-героев в Туле в декабре того же года.
А через 10 лет, 22 июня 2011 года, по приглашению правительства Москвы я пела «Гимн городов-героев» на Белорусском вокзале. На том самом вокзале, откуда в далеком сорок первом году уходили первые эшелоны на фронт.
Благодарю мой родной город-герой Новороссийск за то, что уже много лет это произведение звучит в День Победы и в дни разгрома немецко-фашистских войск под Новороссийском на легендарной Площади Героев у Вечного огня.
Благодарю за то, что почти двадцать лет к могиле автора музыки «Гимна городов-героев» Александра Болдыка новороссийцы несут живые цветы.
Наталья Бондарева, заслуженный деятель культуры Российской Федерации, член Союза писателей России
Ветеранское движение Новороссийска всегда было крепким и сильным, как все стержневое поколение советских людей. Григорий Алексеевич Завертайло на перекрестке тысячелетий возглавлял городской совет ветеранов. Откуда он узнал о том, что в Санкт-Петербурге планируется провести конкурс «Славься, Отечество!», где будут представлены песни, одна из которых станет гимном ассоциации городов-героев стран СНГ, я не знаю. Как он узнал о существовании авторского дуэта «Акцент», в состав которого входила я, композитор и музыкант Александр Болдык, мне тоже неизвестно.
Но в один из осенних вечеров 2000 года на нашу очередную репетицию пришел заместитель Григория Завертайло, ветеран Великой Отечественной войны Николай Анатольевич Забарин. Был он немногословен, представился и парой фраз обозначил цель своего визита к нам: «Здравствуйте, ребята. Меня прислал к вам председатель городского совета ветеранов. Вы должны написать песню, которая станет гимном всех городов-героев. Как вы это сделаете, думайте сами». Сказал и ушел, тихонько прикрыв за собой дверь.
Саша Болдык положил передо мной тетрадь с черновиками текстов, ручку и сказал: «Думай, Наташа...» И тоже ушел. В тот день репетиция закончилась. И началась работа над текстом будущего гимна.
Сначала мне хотелось все названия городов-героев разбросать по куплетам, а припев, по законам песенного жанра, сделать легко запоминающимся и коротким. Написала несколько вариантов, но все они улетели в корзину. Не было нужной мне целостности, монолитности, знаковости. Все то, что я чувствовала внутри, вся суть размазывалась как кисель по тарелке. Это были не те слова, не те предложения. Бросила. А среди ночи молнией пронзила мысль: «Все названия городов-героев должны лечь в припев». Вот тут началось самое сложное. Двенадцать городов-героев и одна крепость-герой никак не соглашались рифмоваться. Нужно было Москву и Ленинград поставить в первую очередь. А дальше задумалась: по очередности присвоения звания городам-героям никак не получалось. Ни рифма, ни ударение, ни размер слова по слогам – ничего не могло вместить все названия в восьмистрочный припев. И снова мысль: «Не надо выстраивать города по какой-то схеме, они все равны в своем подвиге». И тогда буквально за несколько минут родился припев:
Москва, блокадный Ленинград,
Новороссийск и Сталинград,
Одесса, Киев, Тула, Керчь
Сумели Родину сберечь.
Смоленск и Мурманск, Минск и Брест –
Все шли врагу наперерез.
И легендарный Севастополь
Явил и мужество, и честь.
А в куплеты легли картинки событий, художественные образы, вобравшие в себя огромный пласт времени – от огненных сороковых двадцатого до начала двадцать первого века и до нового тысячелетия.
Короткими, запоминающимися, рублеными фразами куплеты гимна повествуют о событиях Великой Отечественной войны.
Города-герои в этих куплетах – не улицы, дома, парки, дороги, дворы, а живые образы наших солдат, победивших в той священной для всех советских людей войне. Они вместе с защитниками Отечества держали оборону, шли в атаку, жили и погибали, но не сдавались.
Четыре года шла война.
В огне пылала вся страна.
Солдаты шли на смертный бой
С фашистской чёрною ордой.
Свистели пули у виска.
Была Победа далека.
Во имя мира и добра
Гремело грозное «Ура!»
Не только люди – города
Сражались яростно тогда,
И город был в бою – герой,
В атаку рвался, как живой.
Он ранен был. Он воевал.
Он на врага стеной вставал.
В нём крепостью был каждый дом.
Он шёл к Победе день за днём.
Союз героев-городов
Рождён был в зареве боёв,
И каждый город-ветеран
Забыть не может старых ран.
Салют Победы каждый год
Его, героя, в бой зовёт.
Пылала Родина в огне.
Мы победили в той войне.
Повторы в тексте идут как смысловые акценты, они усиливают значение событий, и в своей маршевости показывают монотонность и вязкость военных действий, принятие неизбежности и ожидания окончания войны. Это как – «левой-правой, левой-правой».
Текст был написан. Теперь уже пришла очередь создания музыки.
Все песни Саша Болдык писал на старенькой шестиструнной гитаре. И этот раз не был исключением. Но в отличие от меня, требующей для творческого процесса тишины и уединения, ему необходимо было мое присутствие. Он всегда спрашивал, так ли он чувствует мои стихи, тот ли стиль, темп, тональность? Тот ли характер окончательного произведения, который я предполагала, когда писала текст для новой песни. А я была рада сотворчеству с одаренным, глубоко и тонко чувствующим человеком, музыкантом, композитором. Я была просто счастлива.
У гимна городов-героев не два автора, а три. Я считаю что аранжировщик, который прописывал звучание каждого музыкального инструмента, соединяя их воедино до звучания оркестра; пропускал через свое сердце, через умение слышать и слушать слова и музыку новой авторской песни, – равнозначный соавтор, не менее чем поэт и композитор. Его имя знают и помнят все музыканты нашего города. Это – Николай Алексеев.
К сожалению, Александр Болдык и Николай Алексеев уже никогда не смогут выйти со мной на сцену. Но они вечно будут жить в музыке и в первоначальной аранжировке этого музыкального произведения.
Мы написали песню. Имели здоровую дерзость сразу назвать ее «Гимном городов-героев».
Оказалось, это было не самым сложным в нашем деле. Сложнее было убедить руководство управления культуры в те годы в нужности и необходимости поездки дуэта «Акцент» с этой песней в город Санкт-Петербург. Какой же это гимн? Песня была высмеяна, ей дали характеристику, как не имеющей художественной ценности. Саша меня утешал тогда: «Термин «гимн» сам по себе имеет в виду торжественную песню. А наш гимн – это торжественной песня и есть». А я рыдала взахлеб...
У городского совета ветеранов на этот счет было свое особое мнение. Григорий Алексеевич Завертайло пригласил нас на аудиенцию, позвонил на железнодорожный вокзал, заказал до Питера и обратно два места на поезд, достал из кошелька свои личные деньги и сказал: «Идите, покупайте билеты, готовьтесь к участию в конкурсе, я в вас верю».
Марина Суворова – талантливая дизайнер – сшила мне за пару дней и ночей очень красивое концертное платье. Точную копию того, в котором я выступала на городских мероприятиях. Оно было на балансе управления культуры. Мне просто велели концертное платье сдать. А про Сашу забыли. И он выступал в Питере в «золотом» пиджаке и с «золотой» бабочкой. Но мне очень хотелось в Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге выступить в том образе, в каком меня видел в те годы мой любимый Новороссийск...
Почти четверть века благодарю Марину Суворову за то, что я была самой красивой на конкурсе «Славься, Отечество!» И это видели пять тысяч зрителей.
Наше произведение в начале ноября 2001 года в городе на Неве было объявлено официальным гимном ассоциации городов-героев стран СНГ. И впервые в этом качестве прозвучал на очередном слете Союза городов-героев в Туле в декабре того же года.
А через 10 лет, 22 июня 2011 года, по приглашению правительства Москвы я пела «Гимн городов-героев» на Белорусском вокзале. На том самом вокзале, откуда в далеком сорок первом году уходили первые эшелоны на фронт.
Благодарю мой родной город-герой Новороссийск за то, что уже много лет это произведение звучит в День Победы и в дни разгрома немецко-фашистских войск под Новороссийском на легендарной Площади Героев у Вечного огня.
Благодарю за то, что почти двадцать лет к могиле автора музыки «Гимна городов-героев» Александра Болдыка новороссийцы несут живые цветы.
Наталья Бондарева, заслуженный деятель культуры Российской Федерации, член Союза писателей России