Первые трое из «Золотой дюжины»

Во время Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза были удостоены почти 11,5 тысячи солдат, офицеров и генералов Красной Армии, партизан и подпольщиков. Но лишь двенадцать из них на момент награждения Золотыми Звёздами служили во внутренних войсках НКВД СССР. Формироваться эта «золотая дюжина» начала уже в августе первого военного года.

В последних числах июля 1941 года в Карелии разгорелись яростные бои по деблокированию пробивавшихся из окружения обескровленных подразделений Карело-Финского пограничного округа, изрядно поредевших в жестоких схватках первых недель войны. В них отличился 15-й Краснознамённый мотострелковый полк оперативных войск НКВД под командованием майора Георгия Каретина (он погибнет через несколько дней после описываемых ниже событий).

25 июля у озера Мярет на своих позициях намертво стояла артиллерийская батарея этой воинской части, одним из огневых взводов которой командовал младший лейтенант Александр Дивочкин. Именно он после нескольких оголтелых атак финских батальонов возглавил остававшихся в живых батарейцев, заменив павшего комбата.

В августе 1941 года под Выборгом, прикрывая отход 198-й и 142-й стрелковых дивизий Красной Армии, отличился 14-й Краснознамённый мотострелковый полк оперативных войск НКВД, которым в те дни командовал подполковник Владимир Родионов (войну он закончит генерал-майором и Героем Советского Союза).

Вот как говорится о событиях тех августовских дней в представлении этой воинской части к ордену Ленина: «С 4 августа полк вёл упорные бои с во много раз превосходящими силами противника, прикрывая эвакуацию частей Красной Армии с полуострова Хапалахти с их материальной частью на баржах, сдерживал прорывы белофиннов. Отдельные подразделения, оказавшись в тылу противника, не имея должного количества боеприпасов, при отсутствии продуктов питания по несколько суток, вели упорные бои до последнего человека…»

Сражаясь на позициях 6-й роты, совершили подвиги санинструктор красноармеец Анатолий Кокорин и старший политрук Николай Руденко.

Подразделение занимало оборону близ станции Хиитола, несколько дней обороняясь от яростно наседавших врагов. Когда те ворвались в окопы, завязалась рукопашная. Пятеро финских солдат навалились на Анатолия Кокорина, пытаясь захватить бойца в плен. Ему на помощь, держа наперевес винтовку с примкнутым штыком, бросился уже дважды раненый Николай Руденко. Молниеносные выпады, отработанные ещё на Гражданской – и трое финнов свалились замертво. Двоих остававшихся в живых сбросил с себя санинструктор, достав их ударами ножа.

Но в этот момент в окопы ворвалась новая группа врагов. Руденко, получивший пулю в живот, рухнул, теряя сознание. Последнее, что увидел старший политрук: прижатый к земле санинструктор, которому пытались заломить правую руку, левой вытащил из-за ремня гранату и зубами вырвал из неё кольцо…

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 года старшему политруку Николаю Матвеевичу Руденко, младшему лейтенанту Александру Андреевичу Дивочкину и красноармейцу Анатолию Александровичу Кокорину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Это были первые военнослужащие внутренних войск НКВД, удостоенные высшей награды Родины в ходе Великой Отечественной войны.

Судьбе было угодно, чтобы и Александр Дивочкин, и Николай Руденко, сражавшиеся на фронте с первых дней гитлеровской агрессии, довоевали до Победы.

Александр Андреевич некоторое время служил в центральном аппарате Наркомата внутренних дел, занимал ответственные должности в отделе боевой подготовки Главного управления внутренних войск НКВД СССР. Затем снова оказался на фронте, был заместителем командира полка в 4-й дивизии войск НКВД, а летом 1944-го стал командиром 14-го воздушно-десантного полка. В этой должности в Венгрии и встретил май 1945 года.

Николай Матвеевич после лечения в госпитале продолжил службу в погранвойсках НКВД СССР, был заместителем по политчасти командира 131-го особого пограничного полка, бойцы которого обеспечивали в 1943-м безопасность резиденции советской делегации на конференции глав государств антигитлеровской коалиции в Тегеране. Участвовал в легендарном Параде Победы 24 июня 1945 года в Москве, а после войны до самой своей кончины в 1983 году жил в городе Рубежное Луганской области Украинской ССР.

Том самом, который недавно был освобождён российскими войсками…

Игорь Софронов, заслуженный работник культуры Российской Федерации


Первые трое из «Золотой дюжины»
Александр Андреевич Дивочкин, 1942 год

Первые трое из «Золотой дюжины»
А.А. Дивочкин и сын полка Алексей Рябов

Первые трое из «Золотой дюжины»
На слёте пионеров в Колонном зале, 1942 год

Первые трое из «Золотой дюжины»
Удостоверение к званию Героя Советского Союза

Первые трое из «Золотой дюжины»
Грамота А.А. Дивочкина