Александр Иванов: «Природа сыграла со мной добрую шутку»

Кто сказал, что певец, отдавший сцене более 35 лет, уже не может фонтанировать свежими идеями?! Драйву популярного исполнителя, лидера группы «Рондо», могут позавидовать молодые коллеги. Мэтр русского рока не собирается почивать на лаврах.

О том, как он начинал творческую карьеру и чем готов порадовать своих поклонников, Александр Иванов рассказал корреспонденту в радиостудии «Милицейская волна».

- Александр, как удаётся многие годы оставаться подтянутым, энергичным, в творческом тонусе?

- Думаю, помогает прошлое – я мастер спорта по дзюдо. В своё время окончил московскую спортивную школу № 210, состоял в «Динамо». Был неоднократным чемпионом столицы и призёром различных соревнований. Грезил о спортивной карьере. Но любовь к музыке перевесила. Не позволяю себе отрастить живот, выкладываюсь на все сто на концертах. Мне нравится движение. Хотя акробатики на сцене стало поменьше, но могу и похулиганить – встать на шпагат, исполнить «колесо» и другие кульбиты.

В творчестве тоже не останавливаюсь, продолжаю экспериментировать.

- А кто первым увидел в вас будущего певца?

- Запел ещё в роддоме. Да так громко, что голос сорвал. С тех пор он у меня с хрипотцой (смеётся)… А если серьёзно, то природа сыграла со мной добрую шутку, подарив связки, которые в одном месте не очень плотно смыкаются. Это и придаёт такую своеобразную тембровую окраску голосу. В детстве всё время пытались лечить моё «простуженное» горло, водили к врачу – фониатру. Но потом смирились с этой «патологией». С годами тембр становился только лучше, приобретая воздушное, шипящее звучание, почти как у Брайана Адамса или Рода Стюарта.

По-настоящему мою особенность оценили в юности, лет в пятнадцать. Помог случай. Закадычный друг позвал во Дворец пионеров, что был на Воробьёвых горах, на прослушивание для участия в рок-опере «Мальчиш-Кибальчиш». Он провалился, а меня взяли. Там педагоги серьёзно преподавали вокал, сольфеджио и сценическое мастерство. Одному из них – Геннадию Потрашкову – понравился мой тембр, и это вдохновило. А то, что у меня хороший музыкальный слух и память, заметила ещё в раннем детстве мама: уж очень легко я запоминал мелодию и стихи.

Отец пытался обучить игре на аккордеоне. Он сам хорошо владел этим инструментом. Но аккордеонист из меня не получился. Зато, когда брат уходил в армию, оставил свою гитару. И я под руководством педагога начал её осваивать. Потом демонстрировал умения в компании сверстников и много раз становился героем вечера.

А первый выход на сцену состоялся в армии, когда в составе ансамбля выступал перед личным составом части. После одного года службы в качестве заряжающего танка Т-55 меня перевели во внештатный оркестр. Тогда и понял, что музыка является самым важным в жизни.

После возвращения из армии был приглашён солистом в московскую группу «Радуга» при Кзыл-Ординской филармонии в Казахстане. Кстати, Кзыл-Орда – родной город Батыра Шухенова. Счастлив, что познакомился с этим прекрасным музыкантом.

- Теперь понятно, почему в вашем репертуаре недавно появилась его композиция «Нелюбимая»…

- Батыр исполнил её в 1996 году и был очень органичен. Песня стала хитом на территории всего постсоветского пространства. Моя версия «Нелюбимой» – это дань памяти замечательному музыканту и другу. Конечно, было желание спеть шлягер по-своему, «по-рондовски», немного в другом ключе: чуть менее сентиментальном, более драматичном. Насколько это получилось, судить слушателям.

Если говорить о реакции публики на концертах, то, определённо, полюбившиеся музыкальные композиции в нашей интерпретации воспринимаются хорошо. «Замахнулись» даже на Высоцкого. Мне показалось, что его песня «Корабли» сегодня может иметь новое прочтение. Конечно, Владимир Семёнович исполнил её гениально, и мы ни в коем случае не хотели сравниться с ним. Но и наша версия имеет своего слушателя.

- После начала сольной карьеры публика открыла для себя нового Александра Иванова – исполнителя лирических песен в доверительной манере, трогающей душу. В то же время вы всё ещё остаётесь художественным руководителем группы «Рондо», которая играет хард-роковые композиции. Как удаётся совмещать такие разные стили?

- Всегда было интересно творить в разных ключах. Пробовал себя в тяжёлом роке. И при этом у меня есть целый альбом романсов. Не чужды джазовые композиции, баллады и драйвовые вещи.

Группа «Рондо» тоже меняла стиль исполнения. Она создавалась 35 лет назад известным джазовым саксофонистом Михаилом Литвиным. Я пришёл в коллектив, когда мэтр уже два года выступал на сцене. Михаил проповедовал веяния новой волны: много театрализации, декораций, атрибутики. Мы были страшно накрашенные и начёсанные. Не моё это, но приходилось играть по его правилам. А когда Литвинов покинул «Рондо», появилась творческая свобода. Начали играть совсем другую музыку: рок, рок-н-ролл, глэм-рок. Пропуская разный материал через себя, всё равно привношу что-то своё. И мне это нравится.

- Как известно, вы являетесь не только исполнителем, но и автором многих песен.

- В полюбившейся многим композиции «Я буду помнить», которую исполнял в дуэте с Владимиром Пресняковым, и музыка, и стихи мои. Но чаще пользуюсь талантом и благосклонностью других авторов. Давно дружу с Сергеем Трофимовым. Когда он ещё не был популярен, часто сидели у него на кухне, и Серёжа выдавал бесконечный поток потрясающих композиций в совершенно разных стилях. Это были социальные, сатирические песни, симфо-рок, славянская лирика и шансон. Я отобрал несколько баллад для своего первого сольного альбома «Грешной души печаль». Выпуская его в 1997 году на студии «Союз», не знал, примут ли поклонники группы «Рондо» вместо привычных хард-роковых боевиков негромкие песни, да ещё и с серьёзными философскими текстами.

- Помнится, диск имел невероятный успех. Композиции «Боже, какой пустяк», «Ночь», «Я постелю тебе под ноги небо», «Она поверила в сказку» стали настоящими хитами.

- Альбом оставался безоговорочным лидером продаж. И сегодня на гастролях часто просят исполнить эти песни. Сергей Трофимов в это же время «выстрелил» со своим первым диском «Аристократия помойки» и попал в десятку.

Сейчас нередко прошу друга дать из загашника что-нибудь из старых добрых композиций. У него там целый кладезь.

- С какими авторами ещё работаете?

- Со многими. Сотрудничество с замечательным бардом Михаилом Шелегом началось с «Московской осени» в 1997 году и продолжается по настоящее время. Композиция на слова Олега Митяева «В облаках у водопада» имела успех у слушателей, и мы продолжаем работать в тандеме. Тексты для меня пишет и Александр Дзюбин. Сейчас идёт работа над песней прекрасного мелодиста и поэта Андрея Резника, который, по моему мнению, достойно займёт место своего талантливого отца.

Очень много интересных авторов. А значит, будем творить, экспериментировать, удивлять и дальше.

Беседу вела Елена Кузнецова

Фото автора и из личного архива Александра Иванова

________________________________________

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА


Александр Иванов – российский рок-певец, лидер группы «Рондо». Родился 3 марта 1961 года в Москве. В 1997-м, начав сольную карьеру, сразу же стал лауреатом премии «Золотой граммофон» за исполнение хита «Боже, какой пустяк».

12 лет занимался дзюдо, обладатель чёрного пояса.

Участники «Рондо» стали первыми советскими рок-музыкантами, побывавшими на Аляске с миссией мира. Американская пресса и телевидение широко освещали их пребывание. Группе были посвящены материалы на первой полосе таких газет, как «Нью Йорк таймс» и «Дейли ньюис». По телеканалам MTV через каждые два часа показывали видеоклип с участием «Рондо» в течение месяца.


Александр Иванов: «Природа сыграла со мной добрую шутку»

Александр Иванов: «Природа сыграла со мной добрую шутку»

Александр Иванов: «Природа сыграла со мной добрую шутку»