Сергей Беликов: «Я никакой не сбитый лётчик»

В 70-х годах молодой вокалист Сергей Беликов привлёк внимание знаменитых композиторов. Сегодня экс-солист групп «Самоцветы», «Аракс», обладатель лирического тенора Сергей Беликов рассказал, почему из артистов подался в футболисты, как достучался в закрытые двери и чем завоёвывает публику.

- Известно, что в музыкальной школе вы занимались по классу баяна, а когда овладели игрой на гитаре?


- Инструмент взял в руки, наверное, классе в пятом и довольно быстро освоил. Тогда до нас докатилась волна популярности рок-музыки, и гитары обрели магическую привлекательность. В 1970 году, после восьмого класса, поступил в музыкальное училище имени Октябрьской революции на факультет народных инструментов. Конечно, сразу же начал знакомиться со старшекурсниками, которые занимались рок-музыкой, пытались создавать коллективы. На первых порах играл на бас-гитаре, клавишных, барабане. А через пару лет уже сам стал руководителем полупрофессионального вокально-инструментального ансамбля.

- Вы также окончили музыкально-педагогическое училище, а после – Московский государственный университет культуры и искусств. Какие предметы вас интересовали больше всего? Может, были любимые?

- В то время я увлекался сольфеджио и теорией музыки. Имел хорошие оценки по этим дисциплинам, мне всегда они давались достаточно легко. В дальнейшем, как композитору и певцу, это очень пригодилось.

В институте учился и параллельно работал в театре Ленинского комсомола, в группе «Аракс». На каком-то этапе трудился в ансамбле «Самоцветы». Таким образом, знания, полученные в стенах вуза, успешно закреплял на практике.

- Сергей Григорьевич, ваша карьера началась со студенческих лет: вы собрали первую группу из однокурсников. Как долго пробыли в этом составе? Почему решили перейти в ВИА «МЫ»?

- Дело в том, что самодеятельные коллективы на курсах – это мимолётные явления. Ребята просто собирались поиграть, порепетировать. Но у каждого из нас были свои заботы. Не все хотели связать свою карьеру именно с музыкой: кому-то она мешала учиться, кто-то уходил выступать в ресторан. Тогда это считалось достаточно уважаемым занятием. Поэтому скоротечность и короткая жизнь таких команд – обычное дело.

Один из первых моих полновесных коллективов, в которых действительно стал формироваться как музыкант, – это популярнейший ансамбль «МЫ» из Красногорска. В нём мне удалось проработать достаточно большой срок – три года.

- Сложно ли было заново перестраиваться с рока на поп?

- Многие думают, что рок-музыка – это что-то узкоформатное. Именно это убеждение является большим заблуждением. Рок имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, до агрессивных – дэт-металла и грайндкора.

Вот, например, были коллективы, которые играли достаточно серьёзную музыку, а звучали очень мягко. При этом позиционировались они как рок-группы.

Перестраиваться несложно, потому что мне легко удаются разные музыкальные стили.

- С чем связан ваш уход в сольную карьеру и почему выбрали совершенно другой жанр?

- Скажем так, в силу своего характера я всегда ориентировался на такую композицию, которая ближе к поп-музыке. А так как искусство с годами трансформировалась, то получилось, что мягкая рок-музыка 70-х стала, по сути, попсой.

Однажды мне предложили исполнить несколько знаменитых песен в лирическом ключе. После выступления осознал: публика почувствовала всё то, что я хотел передать через музыку. Это стало удачным попаданием. Все песни, исполненные мною в романтическом стиле, постоянно «выстреливают». Их запоминают, они становятся популярными.

- Широкую известность вам принесли шлягеры «Сон-трава», «Живи, родник», «Снится мне деревня», «Всё, что в жизни есть у меня». Как вы считаете, почему они стали хитами? Какая песня любимая?

- Дело в том, что у меня нет предпочтений. К любому из произведений отношусь с уважением. Они сделали мне имя. Каждая композиция отражает личные переживания, напоминает тот или иной период в жизни.

А секрет успеха, наверное, заключается в том, что когда-то были правильно подобраны слова и музыка. Всё очень просто. Но я считаю, что особенно важно быть понятным слушателю.

- В начале девяностых годов вы пережили тяжёлые времена, когда вам отказывали в организации выступлений. В чём причина?

- Карьера в какой-то момент оказалась заблокирована. Меня постоянно пытались убедить, что публика потеряла интерес к моему творчеству. Именно под этим предлогом все двери передо мной закрыли. Но прошло много лет, и эта тёмная история уже в далёком прошлом. Я из неё вылез весьма помятым, но всё-таки остался на ходу.

- И неожиданно решили податься в спорт. Почему выбрали именно футбол?

- В тот период футбол на фоне социально-экономического кризиса забрал всё моё внимание, потому что это было интересно. Благодаря увлечению этим видом спорта в юношестве, меня сразу взяли в состав футбольной сборной звёзд российской эстрады «Старко». Члены команды инициировали проект крупномасштабных шоу, в которых сочетаются футбольные поединки с гала-концертами популярнейших исполнителей России в жанре поп- и рок-музыки. Яркие зрелища собирали стадионы. Нас приглашали в разные регионы на день города, где мы устраивали не традиционный концерт, а выступление в новой «эстрадно-футбольной» форме. В то время публика охотно шла посмотреть на наше ноу-хау. Я с удовольствием принимал участие. Так же пел свои песни, имевшие большой успех. Таким образом, всё становилось на свои места.

- После двенадцатилетней «футбольной эпопеи» вы написали песню «Ночная гостья», которая вас и вернула на сцену…

- «Ночная гостья» вырвалась и обозначила, что я на правильном пути. Она мне доказала, что я есть и буду! Несмотря на различные преграды, моё творчество ценят и любят. А всё потому, что произведения простые. Музыка – это часть моей жизни.

- В вашей деятельности случались непредвиденные ситуации? Как вы находили из них выход?

- Таких моментов хватало. В них самое главное – не растеряться. Вот, например, помню случаи, когда нас приглашали выступить в больнице или в каких-то заведениях, где отсутствовала профессиональная аппаратура. Приходилось работать с тем, что есть. Или в самый неподходящий момент отказывал микрофон. Но я не терялся в таких ситуациях, спокойно убирал его в сторону и вживую начинал петь под гитару. Из любого положения всегда можно найти выход. Никогда не нужно паниковать, всё в твоих руках.

- После карьеры футболиста продолжаете заниматься спортом?

- Всегда любил физические нагрузки. Неподалёку от моего дома есть стадион, где практически каждый день занимаюсь спортивной ходьбой, выполняю упражнения на тренажёрах. Бегать не могу, так как повреждён коленный сустав. Самое большое внимание уделяю прогулкам на свежем воздухе. Это очень полезно для организма.

- Расскажите о ближайших планах.

- Мне исполнилось 65 лет. А когда ты в таком возрасте, то первая задача – оставаться здоровым. Не прекращаю тур по городам. Мне всё так же нравится давать концерты. Вижу отдачу от зрителя, чувствую, что меня хотят слышать. В таком духе буду продолжать, потому что мои выступления дарят людям радость и вдохновение.

Беседу вела Людмила Горелая

Фото из личного архива Сергея Беликова

Визитная карточка


Сергей Беликов – заслуженный артист России, советский и российский певец, музыкант, композитор, участник группы «Аракс» и ВИА «Самоцветы». Появился на свет 25 октября 1954 года. Его отец был шофёром, а мама работала в автотранспортной колонне. Детские годы мальчика прошли в небольшом городке Московской области. Родной Красногорск подарил Сергею счастливые воспоминания о безмятежном отрочестве... Профессиональную музыкальную карьеру певец начал в возрасте 17 лет. Он сотрудничал с рок-группой «МЫ», «Аракс», ВИА «Самоцветы», а после начал сольную карьеру. Наибольшую известность Беликову, пик популярности которого пришёлся на конец 1970-х и 1980-е годы, принесли лирико-романтические шлягеры «Сон-трава (У беды глаза зелёные)», «Живи, родник», «Снится мне деревня».


Сергей Беликов: «Я никакой не сбитый лётчик»

Сергей Беликов: «Я никакой не сбитый лётчик»

Сергей Беликов: «Я никакой не сбитый лётчик»

Сергей Беликов: «Я никакой не сбитый лётчик»

Сергей Беликов: «Я никакой не сбитый лётчик»

Сергей Беликов: «Я никакой не сбитый лётчик»