Евгений Спиридонов: «Я предпочитаю работать в классической манере…»
Время не расшатало, не обрушило главные черты и глубинные особенности его личности. Прежде всего, неизменным осталось стремление к постижению и пониманию всего того, с чем он соприкасается.
Из воспоминаний полковника милиции в отставке Виктора Лыкова, члена Союза писателей СССР.
Чем отличается художник от всех нас, людей других профессий? Наверное, силой любви. Любовь для него – источник добра и силы, источник света, теней и красок.
Творчество Евгения Ивановича Спиридонова буквально наполнено чувством любви – любви к Отечеству, его природе, его истории, любви к людям, в особенности к стражам правопорядка. Правоохранительная тема стала доминантой в его творчестве – он её разрабатывает более тридцати лет. Сейчас без компьютера невозможно подсчитать всё то, что сделано Е.И. Спиридоновым за минувшие годы. Впрочем, не стану подводить итоги. Художник продолжает творить. Но с чего всё началось, сказать необходимо…
Евгений Иванович Спиридонов родился 20 ноября 1934 года в Нижегородской области, местах сказочных и красочных, в которых художник не мог не появиться. Женя потянулся к бумаге и краскам, и юное дарование определили в художественное училище. И чем больше Евгений погружался в природу искусства, тем больше и лучше хотелось рисовать. Однако воинский долг потребовал от него иных занятий; карандаши и кисти пришлось на время отложить и сполна отдать положенное Военно-морскому флоту.
Затем была работа в театрально-художественном комбинате, учёба в Московском полиграфическом институте. Появилась тяга к иллюстрированию книг, художественному оформлению печатной продукции – Спиридонов становится во главе отдела иллюстраций ленинградской молодёжной газеты «Смена», позже – «Комсомольской правды», а затем – журнала «Дружба народов».
Талантливого человека вскоре заметил и журнал «Советская милиция», который в то время переходил на цветную печать. Спиридонова пригласили на должность главного художника – начальника отдела иллюстраций. Евгений Иванович не предполагал долго задерживаться в органах внутренних дел (что можно создать в правоохранительной сфере?), но ошибся: служба в милиции оказалась настолько важной и интересной, что пришлось коренным образом поменять свои взгляды. Да что поменять? Спиридонов почувствовал «свою» тему и «ушёл» в неё. Окончательно и бесповоротно. Если применить к его творчеству статистические методы оценки, то в цифрах и фактах оно выглядит примерно так: оформлены сотни номеров газет и журналов, вышедших под эгидой Объединённой редакции МВД России, в которой службой оформления руководил главный художник полковник милиции Евгений Спиридонов. Лично им проиллюстрировано более 60 книг, в частности, серия «Современный детектив», поэтические сборники, «МВД – 200 лет. Энциклопедия», «Действительно народная», «Журналисты в погонах» и т.д.
Книжное искусство приносит широкую известность – Спиридонов выдвигается в ряды лучших художников-иллюстраторов периодической печати правоохранительной направленности. Он становится лауреатом многих творческих конкурсов, участвует в выставках российских и московских художников, организует и персональные выставки.
Количество сделанного свидетельствует о творческой силе художника, а качество сделанного таково, что с годами оно не только не страдает, но, напротив, всё более обнаруживает глубину мысли, применённой к нашему бурному времени. Спиридонов ничего не выдумывает, он всё берёт из жизни, изображает правоприменительную практику такой, какая она есть, героическую и трагическую, но всегда помнит о главном – добро не должно уступать место злу. По этому пути он идёт, не оглядываясь, ибо устремлён в будущее и всегда летит к нему, как птица домой. Художник понимает: мир надо строить заново, как и дома строить по-новому, с иными окнами, иными дверями, иными стенами, поэтому и краски, и линии он соединяет по-новому, чтобы в душу проникло нечто новое, светлое, оптимистическое…
Сложная и опасная служба у сотрудников органов внутренних дел. Что же необходимо сделать, чтобы она не ожесточала их, чтобы придавала силы для укрепления правопорядка и отстаивания законных прав и интересов граждан? Спиридонов выстраивает художественные эпизоды так, будто, рассматривая их, невольно приходишь к мысли: «Если ты устал от праведных трудов, то долго гляди на мои иллюстрации, и они приведут тебя в норму».
Художник не просто пишет, он размышляет об общечеловеческих ценностях, смотрит не в одну сторону, а вокруг, вовлекая нас в мир своих художнических ощущений. В произведениях Спиридонова заложен глубокий нравственный смысл, обладающий зримым воспитательным зарядом. Из бесконечного потока событий, эпизодов и деталей Евгений Иванович отбирает самые существенные, чтобы создать тот искомый образ солдата правопорядка, который был бы притягателен для всех. И надолго. В малых и больших формах он постоянно утверждает приоритет общечеловеческих ценностей: совесть, честность, сострадание, законопослушание и т.д.
Я покривил бы душой, сказав, что Е.И.Спиридонов занят лишь одной правоохранительной тематикой. Круг его творческих интересов, конечно же, значительно шире: он автор многих портретов и пейзажей, в которых передал своё созерцание природы в минуты её неповторимости, когда в ней совершается то, что далеко не всегда можно увидеть.
За тридцать лет службы в Объединённой редакции МВД России Е.И. Спиридонов все свои творческие усилия направлял на то, чтобы её издания имели неповторимое лицо и надолго оставались в памяти широкой читательской аудитории.
Уйдя в отставку, Евгений Иванович продолжает оставаться членом редакционного коллектива и активно участвует в разработке художественной части многих издательских проектов с присущим ему творческим пафосом и неожиданной изобретательностью. Можно с уверенностью утверждать, что заслуженный работник культуры России, член Союза художников и Союза журналистов России, полковник милиции в отставке Евгений Иванович Спиридонов пребывает в расцвете творческих сил.
Сейчас ему восемьдесят три, а когда мы познакомились, ему было всего сорок. За минувшие годы этот человек внешне чуть изменился, а внутренне остался прежним.
Время не расшатало, не обрушило главные черты и глубинные особенности его личности. Прежде всего, неизменным осталось стремление к постижению и пониманию всего того, с чем он соприкасается. Наблюдать, как Евгений Иванович, отбрасывая все поверхностное и наносное, добирается до самой сути, – подлинное интеллектуальное наслаждение. Часто бывало, что мы подолгу обсуждали какую-то творческую проблему, приходили к каким-то выводам, а вечером его звонок – оказывается, упустили из виду важные аспекты, и если их учесть, то картина наших размышлений обретёт иной характер.
Евгений Иванович Спиридонов принимает самое деятельное участие в издании ветеранских книг. Он делает их «лицо», чтобы оно выглядело привлекательным и притягательным.
Поражает его неизменное доброжелательное отношение к авторам и действующим лицам. Он никогда и не о ком не выносит окончательных суждений. Неблаговидным поступкам всегда ищет смягчающие объяснения. Он ни на ком не ставит крест. И это не просто свидетельство природной толерантности и мягкости. Это, если хотите, его творческое, художественное отношение к человеку. Думается, что это художественное отношение он распространил на реальную действительность, реальных людей.
Восемьдесят три есть восемьдесят три, но художественный дар не дает ему покоя. Евгений Иванович продолжает активно творить и размышлять.
«Изобразительное искусство, несмотря ни на что, живет и здравствует, – говорит Спиридонов. – Одни художники трудятся в традиционной манере, ставя перед собой новые задачи, другие работают в манере прямо противоположной традиционной живописи».
Спрашиваю: «Появилось понятие актуального искусства, и оно наступает, громко заявляет о себе…»
«Да, в двадцать первом веке оно расцвело, и доминирует в ведущих галереях, крупных выставочных залах».
«Почему?»
«Художники, не все, конечно, больше ориентируются на запад. Там всё и вся принимают. Неслучайно у нас появились центры современного искусства «Гараж», «Винзавод», «Красный Октябрь». В больших пространствах и на голых стенах выставляется всё, что угодно. Искусство, как мне кажется, движется в сторону утраты изобразительности, а взамен этого приходят новые технологии. Появились группы «коллективных действий»: одни придумывают, другие исполняют, четвертые «доводят» на компьютере, пятые реализуют свою продукцию.
Это – не искусство, а что-то другое. Художники не думают, а просто мастерят».
«Выходит, настоящее искусство вырождается?»
«Нет, красота есть красота и её ничем не убить. Затмить гламурными вещами можно, но только на какое-то время. Скажем так, переходное время. И никакие коллективные бригады не заменят художника-одиночку. Он всегда наедине со своим творением, если это настоящее творение. Искусство наше – дело элитарное, штучное. Я предпочитаю работать в классической манере, как учили меня настоящие мастера, что приносит мне удовлетворение. Главное – не стоять на месте. Работа продлевает жизнь».
Вот такой беспокойный человек Евгений Иванович Спиридонов, профессия которого – художник. В свои годы, он и как много лет назад – на рабочем месте. Творит!
Давайте пожелаем ему крепкого здоровья и творческого долголетия. На радость всем нам!
Из воспоминаний полковника милиции в отставке Виктора Лыкова, члена Союза писателей СССР.
Чем отличается художник от всех нас, людей других профессий? Наверное, силой любви. Любовь для него – источник добра и силы, источник света, теней и красок.
Творчество Евгения Ивановича Спиридонова буквально наполнено чувством любви – любви к Отечеству, его природе, его истории, любви к людям, в особенности к стражам правопорядка. Правоохранительная тема стала доминантой в его творчестве – он её разрабатывает более тридцати лет. Сейчас без компьютера невозможно подсчитать всё то, что сделано Е.И. Спиридоновым за минувшие годы. Впрочем, не стану подводить итоги. Художник продолжает творить. Но с чего всё началось, сказать необходимо…
Евгений Иванович Спиридонов родился 20 ноября 1934 года в Нижегородской области, местах сказочных и красочных, в которых художник не мог не появиться. Женя потянулся к бумаге и краскам, и юное дарование определили в художественное училище. И чем больше Евгений погружался в природу искусства, тем больше и лучше хотелось рисовать. Однако воинский долг потребовал от него иных занятий; карандаши и кисти пришлось на время отложить и сполна отдать положенное Военно-морскому флоту.
Затем была работа в театрально-художественном комбинате, учёба в Московском полиграфическом институте. Появилась тяга к иллюстрированию книг, художественному оформлению печатной продукции – Спиридонов становится во главе отдела иллюстраций ленинградской молодёжной газеты «Смена», позже – «Комсомольской правды», а затем – журнала «Дружба народов».
Талантливого человека вскоре заметил и журнал «Советская милиция», который в то время переходил на цветную печать. Спиридонова пригласили на должность главного художника – начальника отдела иллюстраций. Евгений Иванович не предполагал долго задерживаться в органах внутренних дел (что можно создать в правоохранительной сфере?), но ошибся: служба в милиции оказалась настолько важной и интересной, что пришлось коренным образом поменять свои взгляды. Да что поменять? Спиридонов почувствовал «свою» тему и «ушёл» в неё. Окончательно и бесповоротно. Если применить к его творчеству статистические методы оценки, то в цифрах и фактах оно выглядит примерно так: оформлены сотни номеров газет и журналов, вышедших под эгидой Объединённой редакции МВД России, в которой службой оформления руководил главный художник полковник милиции Евгений Спиридонов. Лично им проиллюстрировано более 60 книг, в частности, серия «Современный детектив», поэтические сборники, «МВД – 200 лет. Энциклопедия», «Действительно народная», «Журналисты в погонах» и т.д.
Книжное искусство приносит широкую известность – Спиридонов выдвигается в ряды лучших художников-иллюстраторов периодической печати правоохранительной направленности. Он становится лауреатом многих творческих конкурсов, участвует в выставках российских и московских художников, организует и персональные выставки.
Количество сделанного свидетельствует о творческой силе художника, а качество сделанного таково, что с годами оно не только не страдает, но, напротив, всё более обнаруживает глубину мысли, применённой к нашему бурному времени. Спиридонов ничего не выдумывает, он всё берёт из жизни, изображает правоприменительную практику такой, какая она есть, героическую и трагическую, но всегда помнит о главном – добро не должно уступать место злу. По этому пути он идёт, не оглядываясь, ибо устремлён в будущее и всегда летит к нему, как птица домой. Художник понимает: мир надо строить заново, как и дома строить по-новому, с иными окнами, иными дверями, иными стенами, поэтому и краски, и линии он соединяет по-новому, чтобы в душу проникло нечто новое, светлое, оптимистическое…
Сложная и опасная служба у сотрудников органов внутренних дел. Что же необходимо сделать, чтобы она не ожесточала их, чтобы придавала силы для укрепления правопорядка и отстаивания законных прав и интересов граждан? Спиридонов выстраивает художественные эпизоды так, будто, рассматривая их, невольно приходишь к мысли: «Если ты устал от праведных трудов, то долго гляди на мои иллюстрации, и они приведут тебя в норму».
Художник не просто пишет, он размышляет об общечеловеческих ценностях, смотрит не в одну сторону, а вокруг, вовлекая нас в мир своих художнических ощущений. В произведениях Спиридонова заложен глубокий нравственный смысл, обладающий зримым воспитательным зарядом. Из бесконечного потока событий, эпизодов и деталей Евгений Иванович отбирает самые существенные, чтобы создать тот искомый образ солдата правопорядка, который был бы притягателен для всех. И надолго. В малых и больших формах он постоянно утверждает приоритет общечеловеческих ценностей: совесть, честность, сострадание, законопослушание и т.д.
Я покривил бы душой, сказав, что Е.И.Спиридонов занят лишь одной правоохранительной тематикой. Круг его творческих интересов, конечно же, значительно шире: он автор многих портретов и пейзажей, в которых передал своё созерцание природы в минуты её неповторимости, когда в ней совершается то, что далеко не всегда можно увидеть.
За тридцать лет службы в Объединённой редакции МВД России Е.И. Спиридонов все свои творческие усилия направлял на то, чтобы её издания имели неповторимое лицо и надолго оставались в памяти широкой читательской аудитории.
Уйдя в отставку, Евгений Иванович продолжает оставаться членом редакционного коллектива и активно участвует в разработке художественной части многих издательских проектов с присущим ему творческим пафосом и неожиданной изобретательностью. Можно с уверенностью утверждать, что заслуженный работник культуры России, член Союза художников и Союза журналистов России, полковник милиции в отставке Евгений Иванович Спиридонов пребывает в расцвете творческих сил.
Сейчас ему восемьдесят три, а когда мы познакомились, ему было всего сорок. За минувшие годы этот человек внешне чуть изменился, а внутренне остался прежним.
Время не расшатало, не обрушило главные черты и глубинные особенности его личности. Прежде всего, неизменным осталось стремление к постижению и пониманию всего того, с чем он соприкасается. Наблюдать, как Евгений Иванович, отбрасывая все поверхностное и наносное, добирается до самой сути, – подлинное интеллектуальное наслаждение. Часто бывало, что мы подолгу обсуждали какую-то творческую проблему, приходили к каким-то выводам, а вечером его звонок – оказывается, упустили из виду важные аспекты, и если их учесть, то картина наших размышлений обретёт иной характер.
Евгений Иванович Спиридонов принимает самое деятельное участие в издании ветеранских книг. Он делает их «лицо», чтобы оно выглядело привлекательным и притягательным.
Поражает его неизменное доброжелательное отношение к авторам и действующим лицам. Он никогда и не о ком не выносит окончательных суждений. Неблаговидным поступкам всегда ищет смягчающие объяснения. Он ни на ком не ставит крест. И это не просто свидетельство природной толерантности и мягкости. Это, если хотите, его творческое, художественное отношение к человеку. Думается, что это художественное отношение он распространил на реальную действительность, реальных людей.
Восемьдесят три есть восемьдесят три, но художественный дар не дает ему покоя. Евгений Иванович продолжает активно творить и размышлять.
«Изобразительное искусство, несмотря ни на что, живет и здравствует, – говорит Спиридонов. – Одни художники трудятся в традиционной манере, ставя перед собой новые задачи, другие работают в манере прямо противоположной традиционной живописи».
Спрашиваю: «Появилось понятие актуального искусства, и оно наступает, громко заявляет о себе…»
«Да, в двадцать первом веке оно расцвело, и доминирует в ведущих галереях, крупных выставочных залах».
«Почему?»
«Художники, не все, конечно, больше ориентируются на запад. Там всё и вся принимают. Неслучайно у нас появились центры современного искусства «Гараж», «Винзавод», «Красный Октябрь». В больших пространствах и на голых стенах выставляется всё, что угодно. Искусство, как мне кажется, движется в сторону утраты изобразительности, а взамен этого приходят новые технологии. Появились группы «коллективных действий»: одни придумывают, другие исполняют, четвертые «доводят» на компьютере, пятые реализуют свою продукцию.
Это – не искусство, а что-то другое. Художники не думают, а просто мастерят».
«Выходит, настоящее искусство вырождается?»
«Нет, красота есть красота и её ничем не убить. Затмить гламурными вещами можно, но только на какое-то время. Скажем так, переходное время. И никакие коллективные бригады не заменят художника-одиночку. Он всегда наедине со своим творением, если это настоящее творение. Искусство наше – дело элитарное, штучное. Я предпочитаю работать в классической манере, как учили меня настоящие мастера, что приносит мне удовлетворение. Главное – не стоять на месте. Работа продлевает жизнь».
Вот такой беспокойный человек Евгений Иванович Спиридонов, профессия которого – художник. В свои годы, он и как много лет назад – на рабочем месте. Творит!
Давайте пожелаем ему крепкого здоровья и творческого долголетия. На радость всем нам!