Герман Витке: «Мои композиции – «долгоиграющие»

В гостях у радиостанции «Милицейская волна» Герман Витке. Автор текстов полутысячи шлягеров. Многие хиты на его слова страна поёт уже несколько десятков лет. Перед эфиром с советским и российским поэтом, продюсером удалось пообщаться и нашему корреспонденту Сергею Башкатову.

- Герман Юрьевич, фамилия у вас колоритная и... звучная. Немецкие корни? Расскажите о родословной.


- Наша фамилия «прибыла» в Россию ещё при Петре I. Российский император вызывал из Голландии и Германии людей – корабельных дел мастеров – для помощи в строительстве флота и фортификационных сооружений. Вот мой «четырежды» прадед – его тоже звали Герман Витке – немец из Баварии. Он возводил Кронштадт – крепость, которая, как известно, никогда и никому не покорялась. У нас вся семья по мужской линии состояла на службе у государства – были военными. Это пять поколений. Все – офицеры, защищали Россию.

- А как же вы? Не пошли по стопам предков, потому что решили посвятить себя исключительно творчеству?

- Ну, я тоже, можно сказать, ответственен за благополучие и процветание страны – пишу слова к песням, чтобы люди пребывали в хорошем расположении духа. Радовать человека – это тоже почётная профессия.

- Вы пишете тексты для звёзд нашей эстрады с 1989 года – то есть вот уже более 30 лет. Теперь можно подвести и некий промежуточный итог юбилея творчества. Как оцениваете нынешних исполнителей?

- Итог на самом деле ужасный. Уровень профессионализма многих нынешних «звёзд» катится к нулю. То, с чем сталкивался в 90-х годах – я имею в виду творчество музыкантов, исполнителей – совсем не похоже на нынешнюю ситуацию. Тогда все были профпригодными людьми, заканчивали музыкальные училища... А сейчас? Всё меньше профессионализма, таланта, если хотите. Многие думают, что они великие артисты. Вот, например, просят у меня тексты. Перед тем, как отдать их кому-либо, задаю два вопроса: оканчивал ли он музыкальную школу, знает ли ноты. Если на оба ответ отрицательный, констатирую факт и спрашиваю: «Ты занимаешь чьё-то место, может, лучше найти себе другое применение в этой жизни?» Вот и весь расклад. Иллюзия застит разум. Чего греха таить, частенько начинающие артисты бьют себя в грудь и приговаривают «Вот, смотрите на экране – это я! Меня уже все знают, постоянно по ТВ показывают…» Такие почему-то считают, что из караоке можно сразу «прыгнуть» в звёзды!

Что же касается личного творческого промежуточного итога… Знаете, цели так и не достиг. До сих пор не могу успокоиться из-за этого.

- В чём она состоит?

- Очень хочу, чтобы в нашей стране было больше патриотической музыки, песен… Всё это с распадом Советского Союза куда-то бесследно исчезло. Сколько замечательных произведений на эту тему! Вот песня композитора Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова «День Победы». До сих пор её поют. А сейчас таких глобальных хитов – в лучшем понимании этого слова – никто не делает. Почему? Выходит, это ныне не востребовано. Есть, конечно, авторы и исполнители, которые пропагандируют патриотизм, возьмём, к примеру, Серёжу Трофимова… Но их очень мало. А ведь это чувство необходимо развивать и прививать только по той простой причине, чтобы не потерять молодёжь. Если это случится – страну не удержим. Как бы пафосно ни звучало, но это – факт.

Мне 50 лет, и я прекрасно осознаю, что сейчас происходит. Сумасшедшие деньги вкладывают разные иностранные фонды в проекты, чтобы молодое поколение от нас оторвать, чтобы ребята забыли, кто такой Георгий Жуков, чтобы не знали, как ковалась Победа в Великой Отечественной войне. Историю пытаются переписать неспроста. Наши дети и внуки вырастают на жвачках, гамбургерах, джинсах. У них формируется исключительно потребительское отношение к жизни и больше ничего. Это страшно! Не зря первый канцлер Германской империи сказал: «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя».

- И что делать? Каков выход из сложившейся ситуации? Пропаганда и контрпропаганда?

- А почему бы и нет? Повторюсь, конечно же, патриотические песни присутствуют в отечественном репертуаре. В том числе и я написал слова к песне на музыку Игоря Корнилова «Спецназ ГРУ». И в будущем планирую продолжать в таком духе. Но в «общем котле» шоу-бизнеса таких произведений несравнимо мало. С экранов телевизоров нам насаждают лживые ценности, акцент делается на чём угодно, но только не на добродетелях. У меня есть замечательный друг – Алексей Ефентьев. Прошёл три войны. На его груди – Золотая Звезда Героя России. О таких говорят – на этих людях и стоит земля русская. Знают ли его миллионы, как популярную нынче Ольгу Бузову? Так расскажите лучше о нём, покажите его как пример для подражания.

- Вернёмся к вашему творчеству. Сколько всего написали песен? Есть какая-то любимая, особенная для вас?

- На данный момент – более четырёх сотен. По крайней мере, в каталоге РАО (Российское авторское общество. – Прим. авт.) числятся за мною 425 произведений. Все тексты для меня – родные, как дети. Нельзя одного ребёнка любить больше, а другого меньше. Да, у каждого – свой характер, своя душа. Но все они – плоть от меня, мои кровинушки.

- Слышал, что шлягер в исполнении Анжелики Варум «Ляля фа» вовсе не про ноты. А расскажите подробнее историю создания хита, который звучит уже четверть века?

- Абсолютно верно. Это про девочку, имя которой Ляля, а фамилия – Фамусова. Просто сократил. Когда Юра Варум (отец Анжелики Варум – Прим. авт.) сыграл её на рояле, сказал: «Герман! Там же ноты «си-си-соль», а не «ля-ля-фа». Давай правильно назовём песню, а то как-то…» Оно-то и верно – по тесситуре так и выходит. А я упёрся. Придумал девочку с именем и фамилией, созвучными с нотами. Пущай будет моей знакомой. Кто знает, что это выдумка? Да никто! А ведь песня действительно про девушку, которая переживает расставание с любимым. Люди с музыкальным образованием, конечно, поймут подвох. И всё же настоял на своём – считайте это моим куражом. Тем более, что теперь это уже и не важно. Страна же всё равно песню запела и до сих пор поёт. И я очень рад, что все мои композиции – «долгоиграющие». Ну вот, к примеру, «Босоногий мальчик», «Всё в твоих руках», «Никому не сестра»… Лёня Агутин выходит их петь в «Олимпийском», и 24 тысячи человек тут же подхватывают. Ну, разве не это высшая награда для поэта-песенника?

- Герман Юрьевич, поделитесь секретом создания произведений, которые в мгновение ока становятся шлягерами? Какой волшебной приправой вы «заправляете» свои «вкусности»?

- Да нет особого рецепта. Объяснить словами это очень сложно. У каждого человека в голове происходит какое-то «гудение-движуха». Я, например, первый стих придумал, когда мне было четыре года. Мать приучала меня к гигиене, умыванию. И тут я выдал: «Мама, злой, лохматый енот, кладёт грязные руки в рот». Она слова записала. Считаю это своим первым произведением.

А в школе уже на всех одноклассников придумывал коротенькие рифмованные «дразнилки». За что, признаться, был неоднократно бит. Исключительно женской половиной класса. Надо сказать, девочки всех возрастов не любят, когда о их недостатках говорят вслух, тем более в стихотворной форме. Но мы, мальчики, об этом узнаём позже.

- В прошлом году в Интернете растиражировали новость о том, что ночью в центре Москвы, в сауне, вас ограбили, похитив 90 тысяч рублей. Чем дело закончилось? Помогли ли стражи правопорядка?

- Уж не знаю, зачем и кому понадобилось придумывать такое, но сразу говорю – это абсолютный фейк. Не было «счастья» попадать в такую историю – полностью выдуманную и непонятную. Да, читал про это. Скажу больше: казус тогда случился небольшой. Как только новость опубликовали во Всемирной паутине и СМИ подхватили, мне позвонил давний приятель с Петровки, 38, полковник полиции. Взволнованным голосом стал расспрашивать, что у меня стряслось, нужна ли какая помощь. А я ни сном, ни духом – и знать не знаю про то, что… ограблен. Меня даже в стране не было в то время – находился в группировке российских войск в Сирии. Новость эта, конечно, ошарашила. А когда он сообщил, что стянули почти сто тысяч рублей – расхохотался от души. Никогда при себе такую сумму-то и не носил. Научились бы хоть врать правдоподобнее, что ли. Вот она – слепая вера в «прессу», ну или в написанное кем-то.

- Герман Юрьевич, по опросу известных музыкальных критиков вы вошли в десятку ведущих авторов песен в стране. На ваш взгляд, что способствовало этому?

- Честно признаться, не знаю. Просто пишу. Это уже люди оценивают, насколько произведения хороши. На мой взгляд, композицию и слова к ней надо «переварить» внутри себя, пропустить через душу и сердце… Наверное, банально звучит, но у меня именно так и происходит. А раз любят тексты, значит, хорошо работаю. Я пишу – страна поёт. Не это ли главное в творчестве, да и в жизни любого поэта-песенника? В караоке часто захожу, слышу – мои песни исполняют с душой. Чертовски приятно.

- Сами поёте в караоке?

- Нет, что вы! Не поверите, но… на моих ушах медведь потоптался. Серьёзно! Все поэты-песенники поют. И Саша Шаганов, и Илья Резник… А я не умею. Что-то из разряда сапожник без сапог...

- И последний вопрос: каковы планы на ближайшее будущее?

- Если вы ожидали, что расскажу что-либо о творческих планах, то вынужден разочаровать. Безусловно, любимым делом продолжу заниматься. Но сейчас для меня поставить на ноги сына Артёма Германовича Витке 2001 года рождения – задача первостепенной важности. Вот её усиленно и буду решать.

Фото автора
________________________________________
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА


Герман Витке родился 7 сентября 1968 года в Москве в семье потомственных военных. Проходил службу в Вооружённых Силах СССР и Российской Федерации.

В шоу-бизнесе с 1989 года. Дебютировал в проекте Богдана Титомира «Высокая энергия». Первый телеэфир с участием поэта состоялся в программе «МузОбоз». По словам её ведущего Ивана Демидова, текст песни Витке «Делай, как я» стал социальным гимном нового поколения.

В марте 1992-го вышла первая публикация стихов в журнале «Юность», печатном органе Союза писателей СССР. Тогда же началась работа с музыкантом и композитором Леонидом Агутиным, совместно с которым писался альбом «Босоногий мальчик», давший начало карьере артиста.

В разное время композиции на стихи Германа исполняли Анжелика Варум, Филипп Киркоров, Лайма Вайкуле, Марина Хлебникова, Батырхан Шукенов, Кристина Орбакайте, Борис Моисеев, Николай Басков, Ирина Понаровская, Татьяна Овсиенко и многие другие звёзды.


Герман Витке: «Мои композиции – «долгоиграющие»