Куинджи, Айвазовский и другие...
Похищение картины «Ай-Петри. Крым» с выставки в Государственной Третьяковской галерее наделало много шума. Злоумышленник, аккурат в день рождения художника, средь бела дня в присутствии смотрителей и многочисленных посетителей лишил столичный храм искусства ценного экспоната.
Благо ненадолго. В течение восьми часов стражи порядка задержали подозреваемого. Но не всегда подобные истории заканчиваются благополучно. Представляем обзор громких краж в эпоху нового тысячелетия.
Спустя восемь месяцев
По данным специалистов, в России ежегодно совершается 50-70 краж культурных ценностей в особо крупных размерах. Хищение полотна Куинджи стало вторым громким происшествием, которое произошло в Третьяковке за минувшие восемь месяцев. Вечером 25 мая 2018 года посетитель галереи Игорь Подпорин повредил произведение Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Мужчина разбил защитное стекло металлическим столбиком ограждения и испортил холст в трёх местах центральной части. Позже вандал пояснил следствию, что выпил лишнего в буфете Третьяковки. «Водку не пью, вот и накрыло чего-то», – пояснил он. В итоге Подпорина отправили на психиатрическую экспертизу. Что касается реставрации повреждённого полотна, то стоимость только первого её этапа достигает 10 миллионов рублей.
«Закат» украли на рассвете»
Такими заголовками пестрили газеты в начале нулевых. В 2001 году из Челябинской областной картинной галереи похитили произведения Куинджи «Развалины в степи» и «На закате». Грабители выдавили оконное стекло на первом этаже. Сигнализация сработала в 5 часов 17 минут утра. Милицейский наряд прибыл через две минуты. Но злоумышленников уже и след простыл. Дело возбудили по ст. 158 УК РФ «Кража», впоследствии переквалифицировали на ст. 164 УК РФ «Хищение предметов, имеющих особую ценность». Следствие полагает, что это преступление носит заказной характер. Похищенное до сих пор не обнаружили, подозреваемых не нашли.
Любопытно, но за месяц до этих событий в Тюмени было раскрыто совершённое три года назад ограбление Центра китайской медицины. Тогда преступник вместе с аппаратурой забрал несколько полотен передвижника, но, не зная об их истинной ценности, даже не попытался их продать.
А в 2017 году в поисках работы Куинджи участвовал Интерпол. Тогда во время ревизии в Вологодской картинной галерее не удалось найти этюд «Днепр» и ряд других экспонатов. Но, естественно, не только этот художник «страдал» от криминальных элементов.
«Культурные» кражи
9 июля 2015 года в Тарусской картинной галерее, расположенной в Калужской области, двое неизвестных в масках связали сотрудников музея, угрожая им предметом, напоминавшим пистолет, и шприцем с красной жидкостью, преступники вынесли «Море у острова Капри» Ивана Айвазовского, «Голову иерусалимского еврея» Василия Поленова и «Распятие с предстоящими и святым Франциском Ассизским» неизвестного художника. Заявленная сумма ущерба составила тогда около 23 миллионов рублей. Пропавшие произведения искусства нашли спустя месяц: два – у похитителей, одно – в ломбарде Москвы. Преступников – 34-летнего Павла Иуса и 32-летнего Сергея Лысенко – приговорили к лишению свободы сроком на 5 лет 6 месяцев и 4 года 6 месяцев соответственно и штрафу по 50 тысяч рублей.
5 августа 2014 года из Мемориального Дома-музея Левитана в Плёсе Ивановской области вынесли полотна живописца: «Розы», «Овраг за забором», «Полустанок», «Тихая речка», «Речная заводь». Ущерб оценивался в 77 миллионов рублей. Злоумышленники украли экспонаты, несмотря на установленную современную сигнализацию и перекрытие дорог после ЧП. Они замазали видеокамеры краской, разбили окно и за считанные минуты скрылись на мотоцикле. Картины обнаружили через два с лишним года. Преступники, успевшие с 2014 года совершить ещё налёты на банк и инкассаторов в Нижнем Новгороде, попытались продать «Тихую речку». О грядущей сделке узнали стражи порядка и задержали похитителей. Украденные шедевры были возвращены.
25 августа 2013 года из Вязниковского историко-художественного музея пропали пейзажи «Рыболов» Константина Коровина, «Первый снег» Станислава Жуковского и «Лес. Ели» Ивана Шишкина. Заявленная цена ущерба – 3,3 миллиона долларов США. Найти удалось лишь последний – в Белоруссии, во время задержания банды наркоторговцев. По некоторым данным, творение Ивана Шишкина после срыва нескольких сделок планировали продать за 100 тысяч евро и 3 килограмма наркотических веществ. Судьба двух других картин неизвестна.
4 декабря 2010 года в Махачкале из Дагестанского музея изобразительных искусств двое неизвестных днём вынесли полотно размером 29 на 31 сантиметр. Это было произведение Исаака Левитана «Бурлаки». Ориентировочная цена ущерба на тот момент – 100 тысяч долларов США. Пока один злоумышленник отвлекал сотрудников охраны, другой занимался похищением. Пропажа, а также сами подозреваемые не обнаружены.
Пикассо под подозрением?
Примечательно, что отечественные похитители не смогли попасть в десятку подобных преступлений по всему миру. 21 августа 1911 года работник Лувра Винченцо Перуджей похитил «Мону Лизу» Леонардо Да Винчи. Ущерб оценивался в 794 миллиона долларов США. Итальянский мастер по зеркалам до сих пор «возглавляет» список самых громких краж шедевров живописи.
Годом раньше директор Лувра Теофиль Омоль заявлял, что покушение на «Мону Лизу» так же вероятно, как попытка похитить колокола собора Парижской Богоматери. Кстати, вскоре после кражи он ушёл в отставку.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Были закрыты границы страны, уволена музейная администрация. Под подозрением находились даже поэт Гийом Аполлинер – его арестовали и позже освободили – и Пабло Пикассо.
Картину нашли спустя два года в Италии. Причём «помог» сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал.
Цель похищения до сих пор не выяснена.
Подготовил Сергей Ванин
Благо ненадолго. В течение восьми часов стражи порядка задержали подозреваемого. Но не всегда подобные истории заканчиваются благополучно. Представляем обзор громких краж в эпоху нового тысячелетия.
Спустя восемь месяцев
По данным специалистов, в России ежегодно совершается 50-70 краж культурных ценностей в особо крупных размерах. Хищение полотна Куинджи стало вторым громким происшествием, которое произошло в Третьяковке за минувшие восемь месяцев. Вечером 25 мая 2018 года посетитель галереи Игорь Подпорин повредил произведение Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Мужчина разбил защитное стекло металлическим столбиком ограждения и испортил холст в трёх местах центральной части. Позже вандал пояснил следствию, что выпил лишнего в буфете Третьяковки. «Водку не пью, вот и накрыло чего-то», – пояснил он. В итоге Подпорина отправили на психиатрическую экспертизу. Что касается реставрации повреждённого полотна, то стоимость только первого её этапа достигает 10 миллионов рублей.
«Закат» украли на рассвете»
Такими заголовками пестрили газеты в начале нулевых. В 2001 году из Челябинской областной картинной галереи похитили произведения Куинджи «Развалины в степи» и «На закате». Грабители выдавили оконное стекло на первом этаже. Сигнализация сработала в 5 часов 17 минут утра. Милицейский наряд прибыл через две минуты. Но злоумышленников уже и след простыл. Дело возбудили по ст. 158 УК РФ «Кража», впоследствии переквалифицировали на ст. 164 УК РФ «Хищение предметов, имеющих особую ценность». Следствие полагает, что это преступление носит заказной характер. Похищенное до сих пор не обнаружили, подозреваемых не нашли.
Любопытно, но за месяц до этих событий в Тюмени было раскрыто совершённое три года назад ограбление Центра китайской медицины. Тогда преступник вместе с аппаратурой забрал несколько полотен передвижника, но, не зная об их истинной ценности, даже не попытался их продать.
А в 2017 году в поисках работы Куинджи участвовал Интерпол. Тогда во время ревизии в Вологодской картинной галерее не удалось найти этюд «Днепр» и ряд других экспонатов. Но, естественно, не только этот художник «страдал» от криминальных элементов.
«Культурные» кражи
9 июля 2015 года в Тарусской картинной галерее, расположенной в Калужской области, двое неизвестных в масках связали сотрудников музея, угрожая им предметом, напоминавшим пистолет, и шприцем с красной жидкостью, преступники вынесли «Море у острова Капри» Ивана Айвазовского, «Голову иерусалимского еврея» Василия Поленова и «Распятие с предстоящими и святым Франциском Ассизским» неизвестного художника. Заявленная сумма ущерба составила тогда около 23 миллионов рублей. Пропавшие произведения искусства нашли спустя месяц: два – у похитителей, одно – в ломбарде Москвы. Преступников – 34-летнего Павла Иуса и 32-летнего Сергея Лысенко – приговорили к лишению свободы сроком на 5 лет 6 месяцев и 4 года 6 месяцев соответственно и штрафу по 50 тысяч рублей.
5 августа 2014 года из Мемориального Дома-музея Левитана в Плёсе Ивановской области вынесли полотна живописца: «Розы», «Овраг за забором», «Полустанок», «Тихая речка», «Речная заводь». Ущерб оценивался в 77 миллионов рублей. Злоумышленники украли экспонаты, несмотря на установленную современную сигнализацию и перекрытие дорог после ЧП. Они замазали видеокамеры краской, разбили окно и за считанные минуты скрылись на мотоцикле. Картины обнаружили через два с лишним года. Преступники, успевшие с 2014 года совершить ещё налёты на банк и инкассаторов в Нижнем Новгороде, попытались продать «Тихую речку». О грядущей сделке узнали стражи порядка и задержали похитителей. Украденные шедевры были возвращены.
25 августа 2013 года из Вязниковского историко-художественного музея пропали пейзажи «Рыболов» Константина Коровина, «Первый снег» Станислава Жуковского и «Лес. Ели» Ивана Шишкина. Заявленная цена ущерба – 3,3 миллиона долларов США. Найти удалось лишь последний – в Белоруссии, во время задержания банды наркоторговцев. По некоторым данным, творение Ивана Шишкина после срыва нескольких сделок планировали продать за 100 тысяч евро и 3 килограмма наркотических веществ. Судьба двух других картин неизвестна.
4 декабря 2010 года в Махачкале из Дагестанского музея изобразительных искусств двое неизвестных днём вынесли полотно размером 29 на 31 сантиметр. Это было произведение Исаака Левитана «Бурлаки». Ориентировочная цена ущерба на тот момент – 100 тысяч долларов США. Пока один злоумышленник отвлекал сотрудников охраны, другой занимался похищением. Пропажа, а также сами подозреваемые не обнаружены.
Пикассо под подозрением?
Примечательно, что отечественные похитители не смогли попасть в десятку подобных преступлений по всему миру. 21 августа 1911 года работник Лувра Винченцо Перуджей похитил «Мону Лизу» Леонардо Да Винчи. Ущерб оценивался в 794 миллиона долларов США. Итальянский мастер по зеркалам до сих пор «возглавляет» список самых громких краж шедевров живописи.
Годом раньше директор Лувра Теофиль Омоль заявлял, что покушение на «Мону Лизу» так же вероятно, как попытка похитить колокола собора Парижской Богоматери. Кстати, вскоре после кражи он ушёл в отставку.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Были закрыты границы страны, уволена музейная администрация. Под подозрением находились даже поэт Гийом Аполлинер – его арестовали и позже освободили – и Пабло Пикассо.
Картину нашли спустя два года в Италии. Причём «помог» сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал.
Цель похищения до сих пор не выяснена.
Подготовил Сергей Ванин