«Тебе одной плету венок…»
В наши дни всё полнее и ярче вырисовывается образ Есенина. Сегодня он нам ценен, прежде всего, тем, что оставил великолепное поэтическое наследие: «Сорокоуст», «Анна Снегина», «Пугачёв», «Русь уходящая», «Исповедь хулигана»…
Сергей Александрович Есенин – известный русский поэт. Родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии.
Из воспоминаний заслуженного работника культуры РСФСР полковника милиции в отставке Виктора Лыкова.
Сергей Есенин окончил церковно-учительскую школу. В 1912-м приехал в Москву. Работал в типографии. Служил в армии.
Первый сборник стихотворений «Радуница» вышел в 1916 году. Восторженно был встречен литературной критикой.
Умер поэт 28 декабря 1925 года. Ему исполнилось всего тридцать лет…
Группа ветеранов структурных подразделений центрального аппарата МВД России побывала в селе Константиново, на родине Сергея Есенина и познакомилась с прекрасным музейным комплексом его имени. Под впечатлением увиденного и услышанного на благодатной земле поэта рука невольно потянулась к перу.
С творчеством Есенина я познакомился в 1954 году, прочитав все его произведения, изданные в двадцатые годы. Трепетны и загадочны стихи Сергея Александровича. Восхищаясь его поэзией, я стремился, как можно больше узнать о мотивах её происхождения. Побывал во многих местах, связанных с именем Есенина: в Рязани, Ленинграде, Тбилиси, Баку. Заходил и в пятый номер гостиницы «Англетер», где 28 декабря 1925 года оборвалась жизнь поэта.
В канун дня рождения поэта – 3 октября, я всегда отправляюсь на Ваганьковское кладбище, к могиле Сергея Александровича, чтобы поклониться ему, вспомнить о нём, о его жизни и творчестве.
Пока глядишь на захоронение, о многом передумаешь, о многом вспомнится, всплывут стихотворные строки:
«Душа грустит о небесах, она не здешних нив жилица. Люблю, когда на деревах огонь зелёный шевелится».
Многое я знал о Есенине, но вот об этом приключении впервые услышал в Баку, пребывая в журналистской командировке.
Находясь в районном отделе внутренних дел города, я беседовал с личным составом подразделения. К разговору незаметно подключился начальник отдела по политико-воспитательной работе МВД Азербайджана полковник милиции Георгий Павлович Заплетин:
- А вы знаете, какие люди бывали в этом здании? Сам Есенин однажды пожаловал в дежурную часть.
- Он-то зачем? – засомневался я.
- По скандальному делу, правда, мелкому, но факт остаётся фактом, – покачал головой полковник. – В 1925 году Есенин находился в Баку, где плодотворно работал и весело отдыхал. В один из дней, будучи навеселе, поэт попал в переплёт, и его доставили в отделение милиции.
В ходе разбирательства выяснилось: Есенин неучтиво обошёлся со злой собакой, бросившейся к его ногам. Хозяйка крупной овчарки подняла громкий скандал. На шум сбежались прохожие, ну и, слегка помяв бока стихотворцу, препроводили его в «кутузку».
Есенин, освободившись от тягостного напряжения, попросил друзей прислать ему свежую рубаху, чтобы опрятным отправиться домой.
Да, сложная и противоречивая натура – Сергей Есенин. Мог нагрубить и ввязаться в драку. Мог оказаться в центре событий, хотя и ненавидел склоки и пересуды. Мог быть и невероятно благородным: помогал обездоленным и беспризорникам.
Далеко не первый раз поэт попадал в поле зрения милиции. Против Есенина возбуждали десять уголовных дел. Он, как огня боялся суда, даже прятался от него в психиатрической больнице. Почему это происходило? Может потому, что поэт смотрел на мир другими глазами:
«Я был как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым седоком».
Поэма «Чёрный человек» – о самом страшном, непреодолимом кризисе в эмоциональной жизни Сергея Есенина. Вспомним её начало:
«Друг мой, друг мой! Я очень и очень болен». И далее:«Одержимый тяжёлой падучей, я душой стал, как жёлтый скелет».
Истерзанная душа металась, искала выхода и не находила его. Противоречия с каждым годом обострялись и углублялись, обретая трагический характер, что стало одной из причин ухода поэта из жизни.
13 января 1926 года Максим Горький писал: «Есенина, разумеется, жалко, до судорог жалко, до отчаяния, но я всегда, т.е. давно уже думал, что или его убьют, или он сам себя уничтожит. Слишком «несвоевременна» была голубая, горестная, избитая душа его».
Однако в день рождения поэта больше хочется говорить о его творчестве, которое потрясает тем, что в нём, как в единой симфонии слиты общечеловеческие темы Родины, Природы и Человека. В «поэтический плен» нас захватывает удивительная гармония слова и мысли, единство внешнего рисунка стиха с его внутренней эмоциональностью и задушевностью.
«В стихах моих, – писал поэт в 1924 году, – читатель главным образом обращает внимание на лирическое чувство и на ту образность, которая указала пути многим и многим поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ. Он был и есть основа русского духа и глаза. Но я первым развил и положил основным камнем в своих стихах. Он живёт во мне органически так же, как мои страсти и чувства».
Это обстоятельство, наверное, и превратило Есенина из явления литературы в явление природы. Его поэзия предельно земная и вместе с тем вселенская, озарённая немеркнущим огнём истинной любви ко всему живому в мире:
«Много дум я в тиши передумал. Много песен про себя сложил, и на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».
Природа, по мысли Есенина, – это чудесный храм, в котором всё прекрасно:
«Тихо дремлет река. Тёплый бор не шумит. Соловей не поёт, и дергач не кричит».
Он беззаветно любил свой рязанский край, где отшумела его мечтательная юность. Любил родное Отечество и верил в него:
«Тебе одной плету венок, цветами сыплю стежку серую. О Русь, покойный уголок, тебя люблю, тебе и верую».
Веровал и страдал. Его стихи – это, по сути, дневник мятущейся души. Он горячо ратовал за обновление России и её будущее.
В наши дни всё полнее и ярче вырисовывается образ Есенина. Сегодня он нам ценен, прежде всего, тем, что оставил великолепное поэтическое наследие: «Сорокоуст», «Анна Снегина», «Пугачёв», «Русь уходящая», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая», «Персидские мотивы», «Мой путь», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова».
Во всех этих произведениях прослеживается зримая мужественная исповедальность. Лирический герой поэта – это наш современник, который живёт и страдает в эпоху грандиозных человеческих отношений. В его творчестве половодье чувств и мыслей. Оно, казалось, изучено вдоль и поперёк, но всё же таит немало загадок для повседневных раздумий.
Рано, очень рано пристрастился к стихам мальчик с пшеничными волосами из села Константиново. Поэтический костёр Есенина вспыхнул как спичка, и его жаркое пламя продолжает разгораться, и, надо думать, не угасает ни при любых невзгодах. Люди приезжают в Константиново, приходят на Ваганьковское кладбище, чтобы поклониться большому поэту и сказать, что его помнят, любят и ценят.
…Смотрю на портрет Сергея Александровича Есенина и думаю: «Почему на русской земле, богатой талантами, так много трагических судеб? Почему? Может быть потому, что трагичны сами по себе и Россия, и русская душа?»
Сергей Александрович Есенин – известный русский поэт. Родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии.
Из воспоминаний заслуженного работника культуры РСФСР полковника милиции в отставке Виктора Лыкова.
Сергей Есенин окончил церковно-учительскую школу. В 1912-м приехал в Москву. Работал в типографии. Служил в армии.
Первый сборник стихотворений «Радуница» вышел в 1916 году. Восторженно был встречен литературной критикой.
Умер поэт 28 декабря 1925 года. Ему исполнилось всего тридцать лет…
Группа ветеранов структурных подразделений центрального аппарата МВД России побывала в селе Константиново, на родине Сергея Есенина и познакомилась с прекрасным музейным комплексом его имени. Под впечатлением увиденного и услышанного на благодатной земле поэта рука невольно потянулась к перу.
С творчеством Есенина я познакомился в 1954 году, прочитав все его произведения, изданные в двадцатые годы. Трепетны и загадочны стихи Сергея Александровича. Восхищаясь его поэзией, я стремился, как можно больше узнать о мотивах её происхождения. Побывал во многих местах, связанных с именем Есенина: в Рязани, Ленинграде, Тбилиси, Баку. Заходил и в пятый номер гостиницы «Англетер», где 28 декабря 1925 года оборвалась жизнь поэта.
В канун дня рождения поэта – 3 октября, я всегда отправляюсь на Ваганьковское кладбище, к могиле Сергея Александровича, чтобы поклониться ему, вспомнить о нём, о его жизни и творчестве.
Пока глядишь на захоронение, о многом передумаешь, о многом вспомнится, всплывут стихотворные строки:
«Душа грустит о небесах, она не здешних нив жилица. Люблю, когда на деревах огонь зелёный шевелится».
Многое я знал о Есенине, но вот об этом приключении впервые услышал в Баку, пребывая в журналистской командировке.
Находясь в районном отделе внутренних дел города, я беседовал с личным составом подразделения. К разговору незаметно подключился начальник отдела по политико-воспитательной работе МВД Азербайджана полковник милиции Георгий Павлович Заплетин:
- А вы знаете, какие люди бывали в этом здании? Сам Есенин однажды пожаловал в дежурную часть.
- Он-то зачем? – засомневался я.
- По скандальному делу, правда, мелкому, но факт остаётся фактом, – покачал головой полковник. – В 1925 году Есенин находился в Баку, где плодотворно работал и весело отдыхал. В один из дней, будучи навеселе, поэт попал в переплёт, и его доставили в отделение милиции.
В ходе разбирательства выяснилось: Есенин неучтиво обошёлся со злой собакой, бросившейся к его ногам. Хозяйка крупной овчарки подняла громкий скандал. На шум сбежались прохожие, ну и, слегка помяв бока стихотворцу, препроводили его в «кутузку».
Есенин, освободившись от тягостного напряжения, попросил друзей прислать ему свежую рубаху, чтобы опрятным отправиться домой.
Да, сложная и противоречивая натура – Сергей Есенин. Мог нагрубить и ввязаться в драку. Мог оказаться в центре событий, хотя и ненавидел склоки и пересуды. Мог быть и невероятно благородным: помогал обездоленным и беспризорникам.
Далеко не первый раз поэт попадал в поле зрения милиции. Против Есенина возбуждали десять уголовных дел. Он, как огня боялся суда, даже прятался от него в психиатрической больнице. Почему это происходило? Может потому, что поэт смотрел на мир другими глазами:
«Я был как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым седоком».
Поэма «Чёрный человек» – о самом страшном, непреодолимом кризисе в эмоциональной жизни Сергея Есенина. Вспомним её начало:
«Друг мой, друг мой! Я очень и очень болен». И далее:«Одержимый тяжёлой падучей, я душой стал, как жёлтый скелет».
Истерзанная душа металась, искала выхода и не находила его. Противоречия с каждым годом обострялись и углублялись, обретая трагический характер, что стало одной из причин ухода поэта из жизни.
13 января 1926 года Максим Горький писал: «Есенина, разумеется, жалко, до судорог жалко, до отчаяния, но я всегда, т.е. давно уже думал, что или его убьют, или он сам себя уничтожит. Слишком «несвоевременна» была голубая, горестная, избитая душа его».
Однако в день рождения поэта больше хочется говорить о его творчестве, которое потрясает тем, что в нём, как в единой симфонии слиты общечеловеческие темы Родины, Природы и Человека. В «поэтический плен» нас захватывает удивительная гармония слова и мысли, единство внешнего рисунка стиха с его внутренней эмоциональностью и задушевностью.
«В стихах моих, – писал поэт в 1924 году, – читатель главным образом обращает внимание на лирическое чувство и на ту образность, которая указала пути многим и многим поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ. Он был и есть основа русского духа и глаза. Но я первым развил и положил основным камнем в своих стихах. Он живёт во мне органически так же, как мои страсти и чувства».
Это обстоятельство, наверное, и превратило Есенина из явления литературы в явление природы. Его поэзия предельно земная и вместе с тем вселенская, озарённая немеркнущим огнём истинной любви ко всему живому в мире:
«Много дум я в тиши передумал. Много песен про себя сложил, и на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».
Природа, по мысли Есенина, – это чудесный храм, в котором всё прекрасно:
«Тихо дремлет река. Тёплый бор не шумит. Соловей не поёт, и дергач не кричит».
Он беззаветно любил свой рязанский край, где отшумела его мечтательная юность. Любил родное Отечество и верил в него:
«Тебе одной плету венок, цветами сыплю стежку серую. О Русь, покойный уголок, тебя люблю, тебе и верую».
Веровал и страдал. Его стихи – это, по сути, дневник мятущейся души. Он горячо ратовал за обновление России и её будущее.
В наши дни всё полнее и ярче вырисовывается образ Есенина. Сегодня он нам ценен, прежде всего, тем, что оставил великолепное поэтическое наследие: «Сорокоуст», «Анна Снегина», «Пугачёв», «Русь уходящая», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая», «Персидские мотивы», «Мой путь», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова».
Во всех этих произведениях прослеживается зримая мужественная исповедальность. Лирический герой поэта – это наш современник, который живёт и страдает в эпоху грандиозных человеческих отношений. В его творчестве половодье чувств и мыслей. Оно, казалось, изучено вдоль и поперёк, но всё же таит немало загадок для повседневных раздумий.
Рано, очень рано пристрастился к стихам мальчик с пшеничными волосами из села Константиново. Поэтический костёр Есенина вспыхнул как спичка, и его жаркое пламя продолжает разгораться, и, надо думать, не угасает ни при любых невзгодах. Люди приезжают в Константиново, приходят на Ваганьковское кладбище, чтобы поклониться большому поэту и сказать, что его помнят, любят и ценят.
…Смотрю на портрет Сергея Александровича Есенина и думаю: «Почему на русской земле, богатой талантами, так много трагических судеб? Почему? Может быть потому, что трагичны сами по себе и Россия, и русская душа?»