А таксисты уже не те…

Лето 1975-года. Москва. По радиосвязи дежурный столичного Управления ГАИ передаёт сообщение: «От посольства Монголии в Спасопесковском переулке угнана чёрная ГАЗ-21 с дипломатическими номерами. Принять срочные меры к задержанию».

Из Москвы сообщает Елизавета Яланжи.


Неподалёку от места происшествия в «стакане» нёс службу инспектор – старший лейтенант милиции Геннадий Аржанов. Через несколько минут он заметил «Волгу», похожую на указанную в ориентировке.

Его пост находился на пересечении Кутузовского проспекта и улицы Барклая – ныне площади Победы. Заподозрив, что одна из приближавшихся к светофору машин и есть тот самый угнанный ГАЗ-21, милиционер включил красный сигнал на пути следования объекта. Чёрная «Волга» оказалась блокирована соседями по потоку. Выскочив из будки, Аржанов убедился: это машина с дипломатическими номерами. Он подошёл к стоящему впереди неё такси и, обратившись к водителю – якобы нарушителю ПДД, сообщил коротко: «Сзади угонщик».

«Раньше таксисты были не то что сейчас: могли и своровать, и посторожить, – шутит 80-летний ветеран столичного ГАИ майор милиции в отставке Геннадий Аржанов. – Мы, сотрудники милиции, не раз обращались к ним за помощью на дороге. Вот и в тот раз я, мгновенно заручившись поддержкой мастера, взял в руки его водительское удостоверение и направился к угонщику. Подойдя к двери, отдал честь, представился и, когда увидел монтировку на пассажирском сиденье, применил физическое воздействие. Таксист помог вытащить злодея из машины и уложить его на газон. Он же по моей просьбе, пока я удерживал преступника, поднялся в будку и по телефону сообщил дежурному: «Угонщик «Волги» с дипломатическими номерами задержан, нужна помощь».

Та прибыла через несколько минут. За это задержание инспектор получил премию 30 рублей. А угонщик – три года колонии.

К тому моменту Аржанов, уроженец деревни Синельниковка Саратовской области, служил в столичном ГАИ уже 15 лет – с 1960-го.

Он крайне серьёзно относился к работе. Маршрут первых лиц государства, следовавших в Кремль и обратно, пролегал как раз через зону его обслуживания. Здесь нельзя было допустить происшествий. Чрезвычайные ситуации, которые случаются на дорогах и затрудняют движение, нужно было разрешать оперативно и профессионально. Правда, однажды, незадолго до появления правительственной колонны, проезжавшей мимо грузовик потерял 6-метровую строительную плиту и почти перекрыл трафик. Одним словом, ЧП. Сопровождающим генсека пришлось выбирать другой путь.

Сколько их было, разных случаев… После «Олимпиады-80» Аржанова перевели на должность оперативного дежурного, далее – старшего дежурного. Имея за плечами 31 год выслуги, он ушёл в отставку в 1991-м. На протяжении 18 лет был председателем Совета ветеранов при 1-м отделении ГАИ на спецтрассе УГАИ ГУВД Москвы, где служил примером доброго, человеческого отношения к представителям старшего поколения. Он до сих пор поддерживает дружеские связи с бывшими коллегами. Ведь это свидетели его молодости и незабываемых милицейских историй…

Фото Сергея Иванова


А таксисты уже не те…