Хроника неподписанного соглашения

Начиная новый этап активной борьбы за мир, Советский Союз выступил с предложением о выработке проекта европейского регионального соглашения с участием СССР и Франции. Впоследствии он получил название «Восточный пакт».

Рассказывает кандидат исторических наук Александр Фёдоров.


После назначения 30 января 1933 года лидера национал-социалистической партии Адольфа Гитлера рейхсканцлером Германии в феврале 1933 года на конференции по сокращению и ограничению вооружений в Женеве Советским Союзом было внесено предложение о подписании декларации об определении нападающей стороны (агрессора). Однако державы Запада воспрепятствовали принятию предложенного СССР проекта декларации.

В ответ на это Советское правительство в апреле 1933 года выступило с инициативой о подписании протокола об определении агрессии со странами Восточной Европы, которые заключили с СССР договоры о ненападении. Тогда Польша под надуманным предлогом первоначально отклонила это советское предложение, но затем изменила решение. И 3 июля 1933 года соответствующая конвенция была заключена между СССР, Эстонией, Латвией, Польшей, Румынией, Турцией, Ираном и Афганистаном. На следующий день, 4 июля, аналогичный документ подписали СССР, Румыния, Чехословакия и Королевство Югославия, а 5 июля – СССР и Литва. Дольше всех «раздумывала» Финляндия, присоединившаяся к первой из названных конвенций лишь через несколько недель – 22 июля. Следует отметить, что правительства Англии и Германии пытались противодействовать подписанию этих документов.

СССР был заинтересован в том, чтобы Польша и Прибалтийские государства не стали жертвами германской агрессии, а их территории не превратились в немецкий плацдарм для нападения на него. Поэтому уделял большое внимание укреплению отношений со своими западными соседями, в том числе установлению сотрудничества с ними по предотвращению агрессии. Полагая, что правительство Польши учитывает опасность, нависшую над страной после прихода к власти в Германии фашистов, Советское правительство в декабре 1933 года предложило опубликовать совместную советско-польскую декларацию о заинтересованности обеих стран в сохранении и укреплении мира в Прибалтике. Такой документ придал бы уверенности Прибалтийским государствам, повысил их сопротивляемость германской экспансии и ослабил давление на них Германии.

Обсуждение советского предложения закончилось отказом Польши гарантировать безопасность Прибалтийских стран. Дело в том, что в это время её руководители вели переговоры с нацистами о перспективах совместной войны против СССР. 26 января 1934 года была опубликована германо-польская декларация о дружбе и ненападении. Её подписали на 10-летний срок, главное направление – подрыв усилий СССР по созданию системы коллективной безопасности. В этих условиях Советское правительство посчитало необходимым принять ряд новых мер для прояснения обстановки и упрочения положения на Северо-Востоке Европы. В частности, СССР выступил с предложением о продлении договоров о ненападении со своими западными соседями, а германскому послу в Москве передали официальное предложение подписать советско-германский протокол об учёте СССР и Германией в своей внешней политике сохранения независимости Прибалтийских стран. Немцы же, ссылаясь на то, что независимости Прибалтийских стран никто не угрожает, подписать такой документ отказалась. Протоколы же о продлении договоров о ненападении между СССР и странами Прибалтики, СССР и Финляндией были подписаны в апреле 1934 года. А между СССР и Польшей из-за проволочек с польской стороны – спустя месяц.

Исходя из того, что сохранение мира не могло быть обеспечено усилиями одного Советского Союза и требовало сотрудничества с другими государствами, в декабре 1933 года руководство страны приняло решение о развёртывании борьбы за коллективную безопасность. Где предусматривалась возможность вступления СССР в Лигу наций и заключения регионального пакта о взаимной защите от агрессии с участием широкого круга европейских государств. «Советский Союз заинтересован в укреплении мира повсюду, – писали по этому поводу «Известия», – ибо при теперешнем напряжении международных отношений вооружённое столкновение между великими державами, где бы оно ни началось, имело бы тенденцию перерасти в мировую войну. Тем более СССР заинтересован в сохранении мира в Восточной Европе».

Разъясняя концепцию коллективной безопасности, советские руководители и дипломаты подчёркивали, что предлагавшиеся СССР проекты региональных пактов не имели ничего общего с военными союзами старого образца, нацеленными против конкретного государства или нескольких государств. Региональное же соглашение о коллективной безопасности должно было охватывать все страны определенного географического района и предоставлять каждой одинаковые гарантии помощи в случае нападения. Важной составляющей такого соглашения должно было стать и обеспечение сильными государствами гарантий защиты своим более слабым соседям.

Начиная новый этап активной борьбы за мир, Советский Союз выступил с предложением о выработке проекта европейского регионального соглашения с участием СССР и Франции. Впоследствии он получил название «Восточный пакт». К тому времени сложились все условия для его подготовки и реализации. Международный авторитет Советского Союза возрастал год от года. Он вошёл во вторую «полосу дипломатических признаний», получил приглашение вступить в Лигу наций. С другой стороны, под воздействием ряда факторов, наиболее весомым из которых было резкое усиление в Германии реваншистских настроений, правящие круги Франции в начале 30-х годов взяли курс на сближение с СССР. Приход к власти Гитлера, считавшего Францию смертельным врагом рейха, выход Германии из Лиги наций и лихорадочная деятельность гитлеровцев по вооружению страны ещё больше способствовали тому, что руководство Франции осознало необходимость всё более тесного политического, экономического и военного взаимодействия с Советским Союзом.

К середине 1934 года в результате длительных переговоров проект «Восточного пакта» был подготовлен. От первоначальных вариантов он отличался тем, что предусматривал предложение Германии присоединиться к его участникам. В случае его принятия это лишало бы фашистов возможности реализовать свои агрессивные планы, а в случае отказа – разоблачал бы их как потенциальных агрессоров.

Структура «Восточного пакта» предусматривала заключение двух соглашений, связанных в единую систему: регионального договора о гарантии границ и взаимной помощи между Германией, СССР, Польшей, Литвой, Эстонией, Латвией, Чехословакией и Финляндией («Восточный Локарно») и гарантийного франко-советского договора о взаимной помощи против агрессии. В результате подписания этого документа Франция становилась бы гарантом «Восточного пакта», а Советский Союз – Локарнских соглашений 1925 года.

Понятно, что «Восточный пакт», если бы он был принят в разработанном СССР и Францией варианте, «ставил крест» на гитлеровских планах сокрушения «смертельного врага Германии» и последующего завоевания «жизненного пространства» для немцев на Востоке. Поэтому Берлин сделал всё возможное, чтобы не допустить подписания этого документа, – вплоть до организации убийства наиболее последовательного его западноевропейского сторонника – в то время министра иностранных дел Франции Луи Барту. Гитлер, превративший немецкую дипломатию в послушный инструмент своего вероломства, с удовольствием несколько раз просматривал кинохронику этого убийства.

Противодействие подписанию «Восточного пакта» оказывала и Англия. Её интересы заключались в том, чтобы держать в постоянном напряжении континентальную Европу, вооружить, вопреки положениям Версальского договора, Германию и направить её агрессию на Восток. Добиваясь срыва заключения «Восточного пакта», Лондон подталкивал Париж заключить договор с Германией, к этому стремился и новый министр иностранных дел Франции Пьер Лаваль. Для СССР было важно предотвратить подписание такого соглашения: ведь за обязательство не нападать на Францию Гитлер получил бы «свободу рук» на Востоке. В результате энергичных действий Советского правительства происки Англии в этом направлении были нейтрализованы. 5 декабря 1934 года состоялось подписание франко-советского соглашения, один из пунктов которого гласил, что Франция не будет участвовать в переговорах для подписания договоров, способных противодействовать заключению «Восточного пакта», а также заключать соглашение с Германией без предварительных консультаций с СССР. Так советская дипломатия расчистила путь для последующего заключения франко-советского договора о взаимной помощи.

Антикоммунизм правящих кругов Англии, близорукая политика Польши и ряда других стран Восточной Европы привели к тому, что предложенная Советским Союзом система региональной коллективной безопасности была похоронена. От неё остались только договоры о взаимной помощи между СССР и Францией (подписан 2 мая 1935 года) и между СССР и Чехословакией (подписан 15 мая 1935 года). Причём в последний по предложению чехословацкого правительства включили оговорку, что обязательства СССР и Чехословакии об оказании помощи друг другу будут действовать лишь тогда, если в случае агрессии против них помощь им окажет Франция. Но в результате её мюнхенского предательства эта оговорка сыграла роковую роль в судьбе Чехословакии в 1938 году. Как известно, Франция вместе с Англией и Германией единодушно исключили СССР из числа участников встречи в Мюнхене. «Это, – писал журналист и писатель Уильям Ширер, – был выпад, который Сталин запомнил». Советскому руководству стало ясно, что теперь в борьбе за безопасность СССР ему придётся рассчитывать только на себя.


Хроника неподписанного соглашения
Заседание Лиги наций

Хроника неподписанного соглашения
Передовая статья газеты «Правда»