О насилии и ненасилии

Что с нами происходит? Белым днём – воровство, мошенничество, коррупция, вымогательство, захваты заложников, убийства, финансовые пирамиды, кровавые разборки. И это только видимые выбросы пылающего огня. А какой вулкан кипит в человеческих душах?

Размышление полковника милиции в отставке Виктора Лыкова, писателя, заслуженного работника культуры России.

И что отражают сегодняшние наши кино, радио, телевидение, литература, театр, газеты и журналы? Насилие, буйство страстей, глумление над детьми.

Наружу вылились потоки бескультурья и озлобленности; верх взяло стремление победить, растолкать, оскорбить, унизить. Лексический окрас и действия сплошь пронизаны милитаризованной терминологией. Лозунги у нас – боевые, логика – железная, аргументы – убийственные, отчизна – непобедимая. На работе мы всегда за что-то боремся, берем какие-то высоты, а в общественной жизни объединяемся во всевозможные фронты, движения, фракции – и все для того, чтобы, как мягче выразиться, насолить друг другу. Окружающая атмосфера так пропиталась парами жестокости, что дышать становится невыносимо.
Стремление к ненасилию, к мирному сосуществованию, уже воспринимается как нечто призрачное, как идеал, дающий надежду на выживание. По ненасилию мы просто скучаем, оно желанно везде и всюду: на работе, в армии, в полиции на улице, в семье.

Предвижу возражение: правомерно ли ставить вопрос о ненасилии в период тотального насилия? Это что? Непротивление злу, разгулу преступности, моральная деградация?

Дабы уяснить истину, сначала обратимся к понятию "насилие". В широком значении под насилием можно понимать все то, что ведет к отставанию физического и духовного становления индивидов по сравнению с теми возможностями, которые существуют на данном этапе исторического развития. В узком смысле насилие расшифровывается как прямое применение силы или угрозы такого применения: убийство, шантаж, рабство, лишение постоянного места жительства, заключение под стражу и т.д. Насилие, наверное, самый ключевой и самый острый вид человеческих отношений, который проявляется тогда, когда благо одних приобретается за счет других. Во имя этого используются сила и прямое принуждение.

Так можно ли трактовать ненасилие как отрицание насилия или безответную реакцию? Нет, нельзя! Ибо это означало бы бездействие. Ненасилие – один из самых достойных человека способов борьбы с насилием. Непротивление, безучастность, смирение – не его признаки. Главный симптом ненасилия – активные действия за справедливость.

На насилие и несправедливость возможны три реакции: пассивность, ответное насилие и ненасильственные действия. Насильственный ответ на насилие в этом смысле значительно предпочтительнее покорности и трусости. Но обе эти реакции с этической точки зрения ущербны, так как не выводят нас за пределы зла.

Ненасильственные же действия – адекватные средства в достижении справедливости, которые переводят человеческие отношения на новую основу – основу сотрудничества, переговоров, консультаций, убеждений. Суть их состоит в том, чтобы понять противоборствующую сторону, учесть ее интересы, найти такой выход из конфликта, когда выигрывают обе стороны и ни одна не оказывается в положении побежденной.

Ненасилие требует значительно большего мужества, чем насилие. Наряду с обычным преодолением естественного страха здесь необходима чрезвычайно высокая нравственная стойкость. По мнению психологов, мужество, мотивированное справедливостью и любовью, значительно выше и труднее, чем мужество, мотивированное злобой и мстительностью. Но самое главное: ненасильственные средства не только более органичны самой цели – борьбе за справедливость, но и более эффективны в укреплении миропорядка.

Эффективность ненасильственных средств многим покажется преувеличенной, так как на первый взгляд, представляется, что силой можно добиться больше и быстрее. И таких примеров в повседневной жизни великое множество. Однако для того, чтобы судить об эффективности тех или иных ненасильственных действий, надо брать достаточно большой временной промежуток, охватывающий срок жизни как минимум одного-двух поколений. Жёсткая карательная политика Ивана Грозного не только принесла успокоение обществу, но и вызвала небывалую волну ненависти к опричнине, породила неслыханные виды преступности.

Насильственные реформы Петра Великого привели к ураганному разгулу противоправных посягательств в Российской империи, которые не удавалось унять на протяжении многих десятилетий.

Екатерина II – первая и единственная из русских царей пришла к однозначному выводу, что жестокая насильственная политика вредит любому делу и резко препятствует поступательному развитию гармонических отношений в обществе.

Обратимся к более близким временам. Сразу после революции 1917 года в стране практически был уничтожен зажиточный слой крестьянства (кулаки) и молниеносно решена задача снабжения города хлебом. Однако что произошло дальше? Деревня на глазах стала хиреть. И я глубоко убежден, что насилие над крестьянами явилось главной причиной нашего сегодняшнего бедственного положения в сельском хозяйстве.

Давайте вспомним и о том, к чему привели недавние шоковая терапия в экономике, молниеносная приватизация и удушающие налоги. Спору нет, государственную машину удалось сломать мигом. А что получили взамен? Затянувшийся экономический кризис, обнищание населения, развал промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, медицины и образования, снижение продолжительности жизни, превышение смертности над рождаемостью, накат преступности, обострение межнациональных отношений. Сиюминутные победы по замене одной общественно-политической формации другой обернулись неизмеримо более крупными платежами.

Если говорить о преступности, то голая карательная политика – и это совершенно очевидно – не приносит желаемых результатов. В стране ежегодно совершаются сотни убийств, в том числе по найму. Невосполнимый моральный и материальный урон наносят террористические акты, поджоги, грабежи, разбои, захваты заложников, мошенничество, преступления против собственности. От рук убийц ежегодно гибнет свыше 60 работников органов внутренних дел. Их преждевременная смерть зачастую связана с неправомерными и неоправданными действиями. Ставка на ненасилие, на разумные действия в экстремальных ситуациях может значительно сократить эту цифру.

То, что насилие сеет семена зла, – это аксиома. Во имя каких бы целей оно не применялось, каким бы вынужденным не было, оно всегда будет делать свою черную работу?! И совершенно иной оттенок носят ненасильственные действия разрешения конфликтов и спорных вопросов: от бытовых и криминальных до региональных и международных. Когда речь зашла об отделении прибалтийских республик, то ориентир в политике был взят не на силу, а на диалоги и переговоры, и проблемы' были разрешены цивилизованно, мирными средствами. И совершенно иные традиции взыграли в политике по Северному Кавказу.

"Конечно, – скажут некоторые, – идеи ненасилия сами по себе притягательны и обворожительны, но реальная жизненная практика не всегда согласуется с философской мудростью и исторической дальнозоркостью". Это так, но, тем не менее, идеи ненасилия уже сейчас имеют определенные стимулы, чтобы стать реально значимыми в повседневной жизни. Наши граждане, общество в целом уже не хотят жить в условиях конфронтации, террора и вала преступности, недоверия друг к другу. Как бы там ни было, но на разных уровнях и в разных социальных слоях просматривается тенденция роста интереса к переговорным механизмам, партнерским отношениям, поиску баланса и равновесия. Большая часть нашего населения отчетливо сознает, что нет необходимости ударяться в насильственные катаклизмы, а целесообразнее двигаться эволюционным путем, что нужно искать модели ненасилия, что отсутствие морали действует на человека и общество самым разрушительным образом.

Реалистичность этих суждений подтверждается, в частности, наметившимся поворотом в мировой политике от конфронтации к диалогу, к ненасильственному миру. Чем это обусловлено? В решающей степени – глобальными опасностями, грозящими человечеству смертельным исходом. Правда, Фома Аквинский считал, что абсолютное зло в принципе невозможно, ибо оно уничтожило бы само себя. Сейчас общественное зло, выступающее в форме глобальных опасностей, как мне кажется, достигает именно таких, абсолютно самопожирающих пределов.

Переход от насилия к ненасилию, от подозрительности к доверительности – проблема чрезвычайно сложная, ибо каждому из нас придется по несколько раз сдирать старую кожу, менять взгляды на действительность и способы мышления. Нет другого пути, как путь решительного скачка в личностном, человеческом развитии, смены этических оснований человеческого бытия.

Ненасилие – не только нравственный выбор, но и большое искусство, которое наряду с душевными качествами потребует прочных знаний, умений и практических действий. По традиции мы все еще думаем и направляем духовную энергию не на то, как построить добрый мир, а на то, как не проиграть войну. Так как же защититься, если не опираться на силу? Исключительно методами ненасильственной борьбы. Их около двухсот. Но в первую голову в обществе должна существовать установка (идеология) ненасильственной борьбы. И не только существовать, но и постоянно культивироваться и развиваться. А чтобы такое произошло, о взглядах на ненасилие нужно открыто и широко говорить о нём.

К насильственным действиям мы так привыкли, что без них вроде бы и жить нельзя. Но сегодня совершенно ясно, что в XXI веке настоящим капиталом и предметом первой необходимости станут не материальные, не финансовые, а интеллектуальные факторы. Поэтому на утверждение ненасилия есть смысл бросить весь накопленный человечеством интеллектуальный потенциал. Ибо только он способен сформировать прочную этическую базу и оградить общество от насилия. Ну а пример в этом должны подать депутаты Государственной Думы, депутаты региональных органов законодательной власти, разрабатывающие и принимающие законодательные акты, которые по логике вещей должны нести в себе ненасильственный потенциал. Психологи утверждают, что само обсуждение и принятие законов должно проходить в атмосфере согласия, без мордобоя и надрыва голосовых связок.

Аналогичного подхода требует и исполнение законов. Пока, к сожалению, они исполняются с помощью силовых механизмов и без внятных объяснений. В правоохранительные органы подозреваемых редко доставляют без оскорблений и побоев. Резиновые палки и наручники из моды не выходят. Привыкли, да и так проще: рявкнул, заломил руки – и в "обезьянник". Не потому ли почти половина населения страны не доверяет работникам полиции и не обращается к ним за защитой попранных прав?

А ведь ненасильственные действия являются одним из мощных факторов укрепления доверия между правоохранительными органами и гражданами. Между тем грубость и бестактность буквально гуляют по коридорам тех ведомств, которые призваны стоять на страже законных интересов граждан. Например, посмотрите, как проводятся оперативно-профилактические операции или задержания? Только с ревом и мордобоем. Одни реплики чего стоят: "Мордой в снег!" "Мордой об асфальт!" Чем это объяснить? Не чем иным, как отсутствием профессионализма и образованности.

Успех любой операции решает интеллект, а не сила. В медицине принято: прежде чем резать по живому, человеку дают наркоз. А хирург Пирогов в свое время "прописывал" стакан водки, чтобы хоть как-то облегчить страдания своим пациентам. У нас с этим самым стаканом очень большие проблемы. Если правоохранительные органы будут продолжать работать в "скандальном" режиме, то криминальная обстановка в стране будет всегда оставаться напряженной. Между тем, отказ от жестокости принесёт, думается, блестящие результаты. В свое время МВД издало приказ о вежливом и внимательном отношении работников милиции к гражданам, который сыграл чрезвычайно важную роль в сближении милиции и населения страны. Не обернуть ли прошлый опыт на благо сегодняшнего дня?!

Однако в первую очередь надо подумать о модели ненасилия и широко ее обсудить. Нельзя доверять свою судьбу узкому кругу должностных лиц. Сейчас в тему ненасилия нужно внести как можно больше тревожности с тем, чтобы приковать к ней всеобщее внимание, определить пути и критерии ее вживления в повседневную действительность. Быстрых результатов ожидать не приходится, но стремиться к ним надо.

Ненасилие утверждается медленно и трудно. Многое зависит от системы образования и воспитания, формирования правосознания. Из этого сложного семени может вырасти плодоносное дерево. Правда, при условии, что образование должно быть непрерывным и глубоким. Даже окончив вуз, новые знания необходимо приобретать всю жизнь. Сейчас, кстати, у людей обострилась потребность в получении такого образования. Пока оно дается по предметам, и молодые люди вынуждены в стенах вузов овладевать знаниями, умением, навыками, без которых, как считается, не состоится специалист. Однако, обладая этой триадой, человек не задумывается над сущим миропониманием. Настоящее же знание заключается не в умении отвечать на заранее готовые вопросы, а в умении формулировать их. Настоящее знание – это постоянное движение к истине, способность погружаться в неведомое. Стремление к "заглублению" развивает профессионализм, спасает от деформации и избавляет от применения насильственных действий. Добротное образование, помимо всего прочего, делает людей самостоятельными и способными независимо мыслить. Такими людьми невозможно манипулировать. Они не способны быть молчаливыми сторонниками зла. Истинное знание всегда нравственно.

С образованием неразрывно связано воспитание. Они взаимодействуют настолько сильно, что порой даже трудно провести границу. Воспитанием, как и образованием, тоже нужно заниматься всю жизнь, а накопленный нравственный опыт передавать из поколения в поколение. Кирпичики в фундамент образования и воспитания закладываются в семье, и цепочка к формированию ненасильственной жизни начинается именно здесь. Остается пожалеть, что в образовательных учреждениях ребят не учат разрешать конфликты ненасильственным путем. Не учат этому и специалистов-силовиков, не готовят специальных переговорщиков по урегулированию острых ситуаций. У населения не культивируется дух доброжелательности и сострадания. От телевидения и литературы за версту пахнет кровью. Кому выгодны такие творения? Кто ходит в героях? Бандиты, мошенники, проститутки? А как представлены работники правоохранительных органов? Идиотами, предателями и взяточниками. Куда же подевался герой, на которого можно было бы молиться? Где люди, которые ведут честную и бескомпромиссную борьбу с преступностью во имя общественного спокойствия? Коррупционеров, хапуг, скуловоротов никто никогда не поддержит. Напротив, интеллектуальным стражам порядка население отдаст последнюю рубашку.

Обсуждая тему ненасилия, мы отдаем себе отчет: конфликты были и будут. Но разрешать их необходимо с помощью ненасильственных, переговорных действий. Предвижу уничтожающий вопрос: "Силовикам" и без силы? На гранату – с улыбкой? Бред сумасшедшего!" Ответ будет таким: надо искать опору в профессионализме. Упредить действия противника и вынудить его лечь на лопатки – это искусство. Им нужно владеть в совершенстве: противник изобретателен, хитер и коварен.

Оперуполномоченный, следователь, судья вправе рассчитывать на интеллектуальную победу только при добротной юридической и нравственной "оснастке", психологической установке на ненасилие. Где все это можно приобрести? Сначала в учебном заведении, будь то университет или Центр подготовки рядового и младшего начальствующего состава полиции, а затем в повседневной правоохранительной практике. Применить оружие или использовать методы убеждения – зависит от психологической установки на насильственные или ненасильственные действия. Делая ставку на те или иные приемы, надо всегда учитывать, к каким последствиям они приведут. Нажать на спусковой крючок или накинуть наручники – большого ума не надо. И прежде чем вскинуть автомат, следует подумать, надо ли это делать? Задержание, арест, допросы крайне болезненны для человека. Работники правоохранительных органов помнят об этом далеко не всегда. И уж вовсе забывают, что своими грубыми действиями приносят дополнительные страдания правонарушителям, чего в принципе следовало бы избегать.

Считаю идею преодоления насилия ненасилием перспективным фактором стабилизации криминальной обстановки и предупреждения правонарушений.

Конфронтационный путь борьбы с преступностью – тупиковый путь.


О насилии и ненасилии
Профессор Виктор Михайлович Лыков

О насилии и ненасилии

О насилии и ненасилии