Битва за молодёжь: патриотизм и общество высокого потребления

Вниманию посетителей сайта предлагается статья бывшего начальника Управления информации и общественных связей МВД России, члена Союза журналистов, генерал-майора внутренней службы в отставке Александра Витальевича Фурса.

Сегодня идёт невидимая, открыто не провозглашённая, глобальная битва за молодёжь, определение и формирование её гражданской позиции, жизненных ориентиров и ценностей. Вторая половина XX и начало XXI века принесли информационную революцию – и нет больше ограничений в получении любой самой противоречивой, в том числе негативной информации обо всём и для всех, включая молодёжь.

И эта информация в любом случае имеет свой вектор, свою направленность, вовлекая вольно или невольно молодых людей в информационное противоборство, в информационную войну. Самое широкое распространение получила пропаганда общества высокого потребления, которое возведено в культ на Западе. Главной целью провозглашается потребление и получение благ цивилизации, роскошь и вседозволенность для избранных, которая является ориентиром и стремлением для всех. Эта вседозволенность за полстолетия прошла путь от сексуальной революции, «шведской семьи» до законодательного закрепления и распространения как высоких ценностей западной цивилизации гомосексуализма, «гей-парадов», однополых браков. Настоящее патриотического мировоззрение обеспечивает стремление к благополучию своей традиционной семьи, нынешних и будущих поколений, общества и государства в целом.


Молодёжь России в условиях информационной революции остаётся не защищённой от всех негативных явлений на Западе, чуждых достижениям мировой цивилизации, вечным моральным и этическим ценностям, которые утверждали великие мыслители и традиционные религии, здравому смыслу и естественной природе человека. Ветеранам войны и труда, представителям старшего поколения нашей страны задачу гражданского, патриотического воспитания молодежи приходится решать в условиях этого информационного окружения и погружения сознания молодёжи в сферу идеалов общества высокого потребления, ставящего перед собой главной целью получение развлечений и удовольствий любой ценой.

Такие выводы о деградации духовных ценностей можно сделать, обратившись к песенному жанру, сопровождавшему молодежь за последние 80 лет. Если перед страшной и жестокой Великой Отечественной войной была очень популярна песня «Если завтра война, если завтра в поход!», призывавшая молодежь быть готовыми к защите Отечества, то в середине 90-х повсеместно звучали шлягеры о любви девочки к рэкетиру «Полюбила рэкетира Ксюша», «Мальчик хочет в Тамбов» и т.д. А в начале XXI века стали популярны слова песни «Я буду жить в Лондоне!». Сегодня из числа слушателей радиостанции «Эхо Москвы» 67 % мечтают получить американскую грин-карту, 74% хотели бы уехать из России, 85 % считают Россию угрозой миру, 72 % испытывают чувство тревоги, при том, что 85 % россиян по социальным опросам считают себя счастливыми.

Откровенно свою позицию по поводу патриотизма высказала печально известная сотрудница радиостанции «Эхо Москвы» Ксения Ларина: «От слова «патриотизм» тошнит какими-то червями и вишнёвыми косточками. Я не люблю Родину давно и убеждённо… Патриотизм отвратителен». Так говорят и другие сторонники общества высокого потребления.

Насилие подростков над товарищами в школах и на улицах с выставлением сцен в сети Интернет, подражание антигероям, которые совершали преступления со стрельбой в учебных заведениях, пополнение молодёжью нашей страны рядов террористов в ИГИЛ и участие в экстремистских и террористических организациях – это всё явления из информационного окружения и духовой пустоты.

Битва за молодёжь, её сознание и мировоззрение велась во все времена, в каждую историческую эпоху, в каждом обществе и в каждом государстве. Всегда наряду с содружеством и общими интересами старших поколений и молодёжи были определённые противоречия, споры, так называемые конфликты поколений – «отцов и детей». Ещё в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель отмечал это противоречие, задавая вопрос: «Ну и куда идёт эта молодёжь?»

А молодёжь всегда была в центре главных революционных событий XX века. Именно поэтому один из главных организаторов вооружённого противоборства в годы гражданской войны Лев Троцкий точно отмечал роль молодёжи в решительных переменах общества: «Молодёжь – барометр революции!»

Молодые люди нашей страны были главной созидательной силой в 20-е и 30-е годы, они совершали главные подвиги на полях сражений с нацизмом в 40-е и сегодня способны успешно ответить на самые актуальные вызовы современности для России. Победы над идеологией агрессии и терроризма, надёжная защита нашего Отечества невозможны без патриотического мировоззрения и утверждения её у молодёжи.

В современной жизни российского гражданского общества немало проблемных вопросов утверждения патриотизма, требующих незамедлительного решения. Ответить на них невозможно без анализа тех событий, которые произошли за годы перестройки и последовавший за ним период. Базовой основой формирования мировоззрения у молодежи был и остаётся опыт и преемственность всей системы воспитания, выстроенный в Советском Союзе и получивший продолжение в современной России.

Эту систему формировали все институты советского общества: органы образования и культуры, спортивные союзы и общества, деятели науки и искусства, писатели и режиссёры, но особенно средства массовой информации. Преодоление безграмотности, обучение молодёжи специальностям, в том числе и военным, создание и закрепление образов Героев страны в сознании школьников и студентов, всего населения происходило через формирование системы взглядов всего населения советского государства.

Желание соответствовать положительному стереотипу Героя, защитника Отечества за 20 лет после гражданской войны сформировалось как массовое патриотическое движение и повсеместно распространилось. А к началу Великой Отечественной войны сыграло свою победоносную роль. Вспомним программы ОСОАВИАХИМа, движение «Ворошиловский стрелок», введение БГТО для школьников с 1-го по 8-й класс, ГТО для школьников старше 16 лет и всего населения.

Патриотическое мировоззрение у большинства населения Советского Союза утверждалось возведением заводов и гидроэлектростанций, успехами учёных и изобретателей, комсомольскими стройками в Сибири и на Дальнем Востоке, электрификацией всей страны, рекордами шахтёров, металлургов, достижениями колхозов и совхозов, подвигами и сверхдальними перелётами советских лётчиков. По путёвкам и рекомендациям комсомола молодёжь с гордостью направлялась в военные училища для прохождения службы в армии и на флоте, передовых рубежах нашей Родины – на границе.

К середине 30-х годов в Советском Союзе наряду с произведениями Михаила Шолохова «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы» тиражировались исторические романы Алексея Толстого, других писателей, посвященные истории России, её полководцам, которые прочно вошли в патриотическое мировоззрение советских граждан и самой многочисленной титульной национальности – русских.

В годы войны были восстановлены воинские звания, учреждены ордена «Славы», «Александра Невского», «Дмитрия Донского», «Александра Суворова», «Михаил Кутузова», «Павла Нахимова», «Фёдора Ушакова», «Богдана Хмельницкого».

В действительности непобедимая и легендарная Красная Армия под Москвой и Сталинградом, под Курском и Белгородом нанесла ощутимый удар по мифу о непобедимости вермахта, внесла раскол в ряды союзников гитлеровской Германии, предопределило их выход из войны против Советского Союза.

Тема будущей победы была также знаковой в сражении двух мировоззрений. Осенью 1941 году Гитлер отправил в Подмосковье вагон с железными крестами за взятие Москвы, для вручения наград на параде. Часть этих крестов вместе со знамёнами разгромленных войск вермахта находятся в Центральном музее Вооружённых Сил Министерства обороны России. После ожидаемой победы Гитлер и его окружение планировали возвести огромную стеклянную клетку в городе Веймаре, посадить в неё Сталина, а на огромной крыше-площади этой гигантской клетки праздновать пир победителей.

В Советском Союзе тема будущей победы активно отражалась в выступлениях советских руководителей, полководцев, командиров и политработников, в проповедях православных священников и исламских муфтиев, в публикациях и статьях, песнях и кинофильмах. В 1944 году началась демонстрация кинофильма Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны».

В формировании мировоззрения бесстрашно сражавшихся на фронтах, напряжённо работавших в цехах, на заводах и полях, звучал девиз, как символ веры и убеждения: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!». Сталин уже в 1942 году обсуждал вопрос: каким должен быть памятник победителям в Берлине, столице Германии?

В ноябре 1945 года эта идея воплотилась в мемориале памяти советским воинам в Тиргартене, а мае 1949 года был открыт монумент Воину-освободителю в Трептов-парке. Парад Победы советских войск состоялся в июне 1945 года в Москве, в сентябре 1945 года – в Берлине. Участникам штурма фашистского логова были вручены медали и благодарственные грамоты Сталина, а миллионы советских людей с гордостью носили памятную медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной 1941-1945 гг.»,тем самым утверждая итог противостояния двух идеологий и двух мировоззрений во Второй мировой войне.

В послевоенное время до прихода М.С. Горбачёва на пост Генерального секретаря ЦК КПСС в нашей стране был достаточно высок авторитет участников войны. Воинская служба закономерно считалась в народе школой мужества. Призыв и проводы в армию отмечались как большой праздник. Престиж профессии офицера был в общественном сознании как жизненная высота и жизненная позиция. Выход на экраны таких кинофильмов, как «Судьба человека», «Обыкновенный фашизм», «Освобождение», «Белорусский вокзал», «Офицеры» и многих-многих других встречались с неформальным искренним интересом, укрепляли патриотические чувства и настроения.

С началом «Хельсинского процесса» в яркой витринной упаковке стартовало информационное вторжение в сознание людей пропаганды западного образа жизни, в развитие научных и экономических связей, в формирование в Советском Союзе идеи «потребительского общества».

Но самый серьёзный удар по патриотическому мировоззрению и воспитанию, по всей системе мировоззрения советских граждан, особенно молодёжи, в том числе по процессам образования, нанесли перестройка и гласность, выдвинутая М.С. Горбачёвым.

В социально-экономическом развитии вместо замены не работавших или плохо работавших конструкций гигантской государственной машины была произведена полная остановка. Предпринимательское движение развивалось на идее обогащения любой ценой: «Куй, пока Горбачёв!» Возникали недостижимые цели дружественных равных партнёрских отношений с США, странами Западной Европой путём глобальных геополитических уступок.

Средства массовой информации, прежде стоявшие в очереди за интервью для освещения патриотической тематики, искали только негативные сенсации.

Наносились удары за ударом по традициям дружбы народов, всей военной истории освободительной миссии Вооружённых сил. Это способствовало усилениям сепаратизма в Прибалтике, Закавказье, Северном Кавказе, Средней Азии, Молдове, началу негативных проявлений на Украине, моральному давлению на военнослужащих и их физическому оскорблению. Усилились трудности с получением жилья, продовольствия, имели случаи избиения офицеров, прапорщиков и членов их семей. В Москве, столице Советского Союза, офицеры Министерства обороны, как в городе чужого враждебного государства прибывали на службу в гражданской одежде, поскольку в военной форме очень часто подвергались оскорблениям и избиениям.

Популярный журнал «Огонёк» трансформировался в бульварное издание, типа «Шарли эбдо». В СМИ проблемы финансирования жизни советского общества и уровня жизни населения увязывались, якобы, с необоснованно высокими военными расходами. Либеральные политики дали зеленый свет демилитаризации школ и высших учебных заведений, исключению из программ образования военной подготовки, сокращению и закрытию военных кафедр.

Издание книг по военно-исторической тематике было приостановлено, но резко возросло количество изданий зарубежных авторов, публикаций и воспоминаний некоторых государственных деятелей. Вышла книга Гитлера «Майн Кампф» на русском языке, а также выступления генералов нацистской Германии.

М.С. Горбачёв, как лидер Советского Союза, с ошибочным, аморфным, неопределённым мировоззрением никак не мог определиться в векторе своей идеологии и политики. С приходом к власти в качестве президента России Бориса Николаевича Ельцина начался новый этап деформации военно-патриотического мировоззрения в нашей стране. Россия проходила становление в заимствовании западных рецептов в экономике, финансах, культуре, образовании под прямым влияниям США и всего Запада, стремясь стать их главным партнёром.

Збигнев Бжезинский – известный американский историк, публицист и политолог – в своей книге «Великая Шахматная доска» ещё в 1998 году определял роль России на Западе: «Россия недостаточно сильная и недостаточно привлекательна экономически и маловероятно, что европейские государства выскажут и реализуют намерение вступить в действительно всеобъемлющий геостратегический союз с потерявшей курс Россией». Россия в прогнозах без Украины рассматривалась как более «азиатское» и более далёкое от Европы государство.

На рубеже XX и XXI века США ставили перед собой задачу заниматься укреплением связей в области экономики и безопасности с Украиной на десятилетний период 2005-2015 годы как на приемлемый срок. Одновременно велась работа по убеждению, что Россия выступает в качестве партнёра НАТО и равного участника в «восьмёрке» ведущих стран мира. На деле была издана директива президента США Б. Клинтона № 13 ещё в феврале 1992 года: «Цель НАТО – в будущем ввести миротворческие силы в регионы этнических конфликтов и пограничных разногласий от Атлантического океана до Уральских гор».

В XXI веке западные политики и НАТО сбросили маски и показали свои глобальные интересы с давлением на Россию путём создания новых натовских центров, демонстрацией боевой техники и оружия в странах Восточной Европы, установлением системы «ПРО». Обозначились этапы достижения исключительного военного превосходства над Россией.

Первым этапом стало идеологическое и практическое вовлечение стран Восточной Европы в блок НАТО. Второй этап – включение в состав НАТО стран Балтии, бывших советских республик. И третий этап – борьба за идеологический и практический отрыв Украины от России, использование её политики и территории в противостоянии с Россией.

В этой связи сегодня встаёт как актуальная и крайне жизненно важная задача – формирование патриотического мировоззрения молодежи.

В формировании военно-патриотического мировоззрения особая роль принадлежит высшим учебным заведениям, школам, всей системе образования. Многое зависит от подготовки преподавателей и воспитателей, которые должны осуществлять свою деятельность, имея прежде всего собственное военно-патриотическое мировоззрение.

В начале XXI столетия в Российской Федерации работало 658 государственных и муниципальных и 450 частных вузов, где обучалось около 7,5 миллионов человек. Меняется количество вузов, число обучающихся студентов, но высшие учебные заведения, школы и организации ДОСААФ России были и остаются серьёзной базой, плацдармом формирования и закрепления военно-патриотического мировоззрения.

Главной опорой для решения этого вопроса была и остаётся Великая Победа, прошлый опыт патриотического воспитания. Россия стала отстаивать свои интересы в политике на всех континентах, на политических, географических и экономических границах, включая Сирию, Крым и Арктику. Остались в строю красные боевые знамёна прославленных соединений и частей, гимн России, сохранивший музыку и дух текста гимна Советского Союза, георгиевская ленточка, связавшая все поколения нашей страны общей памятью о Великой Победе. Всё это стало символами возрождения патриотизма.

Вернулось былое значение и значимость парадов Победы, в них вновь участвуют суворовцы и нахимовцы, самими почитаемыми гостями считаются участники Великой Отечественной войны. Военная подготовка в той или иной форме возвращается в школы и образовательные организации. Возрождена программа сдачи норм ГТО. Активизировалась деятельность ДОСААФ России. В общем, есть все условия для возрождения патриотизма в нашей стране.

Воссоединение Крыма с Россией, санкции Запада, поддержка Донбасса, разгром террористов ИГИЛ в Сирии придали значительный импульс патриотическим чувствам и убеждениям, привели к сплочению всех российских граждан.

В настоящее время необходимо учесть все уроки прошлого, проблемы и возможности в формировании военно-патриотического мировоззрения в их тесной связи со всеми процессами, происходящими в обществе.

Каковы их особенности?

Во-первых. Переход от социализма к капитализму потребовал кардинальных перемен в образовании. Исключалась роль марксизма-ленинизма как определяющая весь учебный и воспитательный процесс. Появилось новое содержание учебников по философии, истории, социологии, культуроведению, психологии и педагогике, законодательству, юриспруденции в связи с переходом к капиталистическим отношениям и появлением новых форм собственности. Россия, как и весь мир, живёт в постиндустриальном обществе, где Интернет, планшеты и «Айфоны» стали своего рода иконами получения разнообразной информации современными школьниками и студентами. Утрачено информационное превосходство ветеранов, старшего поколения в объёме знаний. Акцент должен быть сделан на том, чтобы в огромной сумме знаний выработать нужное мировоззрение, о котором великий русский мыслитель Владимир Соловьёв говорил: «Мировоззрение – это окошко в уме».

И это всё должно найти воплощение и развитие в содержании выступлений, лекций, всех статей, всех программ и планов ветеранских организаций, учебных заведений и организаций ДОСААФ России.

Во-вторых. В нашей образовательной и воспитательной базе данных должны содержаться мировоззренческие аспекты, связанные с историей страны, перспективами и проблемами её развития.

Количество чуждой информации в России неизбежно переходит в качество, в появление, например, праздника Хэллоуин (с костюмами разной нечисти), Дня всех влюблённых, Святого Патрика (а почему не Сергия Радонежского?), попытки празднования гей-парадов и т.д.

В-третьих. Мировоззрение, как и образование – это то, что подвержено постоянному дополнению и изменению. Как, впрочем, и в политике, экономике, культуре, в общественной жизни, в сфере новейших информационных технологий, в быстроменяющейся и быстротекущей жизни в России и за рубежом.

Можно только приветствовать традицию политических информаций в школах, которой как ни странно сопротивляется Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей во главе с ответственным секретарем Координационного совета НРА Алексеем Гусевым. Под предлогом того, что для информирования есть уже отведенные уроки.

Военно-патриотическое мировоззрение и чувство ответственности за свою страну формируется на базе истории России и истории Великой Победы, уроков Великой Отечественной войны, на знании реальных угроз и современных вызовов. Именно поэтому всегда были и будут значимыми вопросы формирования патриотического мировоззрения в образовательном и воспитательном процессе нашей молодежи!


Битва за молодёжь: патриотизм и общество высокого потребления

Битва за молодёжь: патриотизм и общество высокого потребления

Битва за молодёжь: патриотизм и общество высокого потребления

Битва за молодёжь: патриотизм и общество высокого потребления

Битва за молодёжь: патриотизм и общество высокого потребления

Битва за молодёжь: патриотизм и общество высокого потребления

Битва за молодёжь: патриотизм и общество высокого потребления

Битва за молодёжь: патриотизм и общество высокого потребления

Битва за молодёжь: патриотизм и общество высокого потребления

Битва за молодёжь: патриотизм и общество высокого потребления

Битва за молодёжь: патриотизм и общество высокого потребления

Битва за молодёжь: патриотизм и общество высокого потребления