Снайпер с улицы Снайперской

14 февраля этого года ветеран Великой Отечественной войны Фёдор Барилов отметил 100-летний юбилей. Однако прожитые годы не легли на его плечи тяжелым бременем. Фронтовик продолжает вести активный образ жизни. Встречается с коллегами, сотрудниками органов внутренних дел, представителями молодого поколения. Не так давно был на торжественном приеме в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации. Бывший снайпер, живет в московской девятиэтажке на улице Снайперской. Поэтому и разговор с ним начался с военных воспоминаний…

Фёдора призвали в Красную армию в январе 1943 года, за месяц до 18-летия. Он из многодетной семьи, которая в голодные 30-е годы переехала с Алтая в Павлодарскую область. Но война докатилась и до казахстанских степей.

«Нас, восьмерых ребят-односельчан, на двух санях отвезли в райвоенкомат, который находился в 50 километрах от нашего поселка, – вспоминает Фёдор Барилов. – А потом эшелоном направили в Читинскую область, в район станции Даурия. Там новобранцев расселили в землянках, начали готовить к войне с Японией. Хотя шел 1943 год, и главным врагом был немец, все понимали, что придется воевать и с японцами. Нам сообщили, на каком участке будем переходить советско-китайскую границу. Вот только когда? Два с половиной года находились в постоянной боевой готовности, спать ложились в обмундировании, не раздевались».

Фёдора сразу же отобрали в школу снайперов, где формировалась отдельная рота. Учили стрелять по всем правилам. На полигоне выдавали по 12 патронов для поражения различных целей. Барилов стрелял метко, был отличником боевой подготовки.

И вот пробил час, когда 770-й стрелковый полк 209-й Хинганской стрелковой дивизии 17-й армии получил приказ о наступлении.

«В составе войск Забайкальского фронта мы перешли границу на рассвете 9 августа 1945 года, старались соблюдать тишину, никто не стрелял, – рассказывает ветеран. – Наш полк находился в боевом охранении, двигались цепью. Японцы серьезного сопротивления не оказали, в первый день мы преодолели 74 километра. Так пешком и прошли всю Маньчжурию. Потом освобождали Северо-Восточный Китай, гнали Квантунскую армию до самого Желтого моря. Война для меня закончилась в городе Чифыне на реке Ляохэ. В начале сентября с самолетов стали сбрасывать листовки, что Япония капитулировала».

В ходе этого наступления рядовой Барилов получил первую фронтовую награду – медаль «За боевые заслуги». Солдата также отметили орденом Отечественной войны II-й степени и медалью «За победу над Японией».

Однако военная служба с разгромом японских милитаристов для Фёдора не закончилась. В Забайкальском военном округе он служил еще два года. Весной 1947-го младшего сержанта перевели в Москву, во 2-ю гвардейскую Таманскую ордена Суворова Краснознамённую стрелковую дивизию. Правда, снайперы здесь не требовались. Он стал командиром минометного расчета. Прослужил в этой элитной части до 1950 года, демобилизовался в звании старшего сержанта. Участвовал в семи парадах на Красной площади, в двух из них как ветеран войны.

Ни дня без строчки

Фёдор Барилов – прирожденный журналист. Эту профессию он осваивал не в вузе, на журфаке, а непосредственно в редакциях различных печатных изданий, общаясь с опытными репортерами. Конечно, без искры таланта не обошлось. Еще в 16-летнем возрасте он начал писать в районную газету «Максимо-Горьковец», которая выходила в Казахской ССР. В 1940-1943 годах, до призыва в армию, был активным сельским корреспондентом. Комсомолец, работавший трактористом, не боялся критиковать председателя колхоза и других начальников. До сих пор Фёдор Фёдорович хранит свои заметки с рубящими заголовками: «Плохо готовятся к посевной», «Ликвидировать отставание», «Взятые обязательства не выполняются». Затем, когда стал красноармейцем, посылал корреспонденции в дивизионную газету «В бой на врага». В его архиве есть одна весточка из 1945 года – статья «Снайперы стреляли отлично». И после войны Барилов сотрудничал с армейскими изданиями, рассказывал о солдатской жизни на страницах газеты Таманской дивизии «Гвардейское знамя» и в «Красном воине» – газете Московского военного округа. Тогда командующим округом был маршал Советского Союза К.А. Мерецков. От него Фёдор получил две благодарности за активное участие в работе с печатью.

12 июня 1950 года наш герой сменил военную форму на милицейскую. Поступил на службу в Управление милиции на Московской железной дороге, в отдел МГБ станции Москва-Казанская. Был сначала рядовым, потом командиром отделения. Вместе с товарищами сопровождал электропоезда, охранял порядок на вокзале. И тут без газетного творчества не обошлось.

«В 1955 году я впервые увидел на Казанском вокзале, в ленинской комнате, газету «На боевом посту», освещавшую работу московской милиции, – говорит ветеран. – Она мне понравилась. Нашел в номере адрес и в тот же день поехал в редакцию. Меня принял Евгений Кречет, заместитель ответственного редактора. Показал ему опубликованные материалы. Он сразу за меня ухватился: «Да ты настоящий корреспондент. Давай, пиши нам!» Так с легкой руки Евгения Ивановича я вновь приобщился к журналистике».

Все заметки фронтовика печатались, ни одну из них строгий редактор подполковник милиции Фёдор Гребенников автору не возвратил. В декабре 1956 года Барилова наградили медалью «За отличную службу по охране общественного порядка». Это была высокая оценка его работы не только как милиционера, но и как внештатного корреспондента.

«С Кречетом связан еще один неожиданный поворот в моей жизни, – делится воспоминаниями ветеран. – В 1961 году Евгений Иванович, которого назначили ответственным редактором, вызвал меня и говорит: «Фёдя, ты пишешь только про железнодорожную милицию, а надо бы и про городскую». Оказывается, он предварительно договорился с начальником Управления милиции на Московской железной дороге, чтобы меня откомандировали в редакцию. Конечно, я согласился. Работать в газете «На боевом посту» было почетно. Но и трудностей хватало. В каждый номер я должен был сдавать по 500 строк. Газета выходила три раза в неделю, ее четыре полосы нужно было чем-то заполнять, а коллектив редакции был небольшой, всего человек восемь. Все корреспонденты помещались в одной комнате на Петровке. К тому же я учился во Всесоюзном юридическом заочном институте. Нагрузка приличная. И все-таки время было замечательное: хрущевская оттепель, полет Юрия Гагарина в космос. Нам всем хотелось дерзать и творить».

В газете «На боевом посту» Фёдор Барилов проработал три с половиной года – до октября 1964-го. Приобрел здесь много друзей. С Натальей Вавиловой они до сих пор общаются, звонят друг другу. Тогда Наталья Михайловна была молодым литсотрудником, а сейчас она – мэтр тележурналистики, ведет по субботам на ТВЦ программу «Православная энциклопедия». Да и сам фронтовик, вернувшийся на милицейскую службу, репортерское дело не бросил. В 1965 году был принят в Союз журналистов Москвы. За 60 лет, прошедшие с тех пор, написал почти тысячу материалов в разные издания.

Когда душа поет

Подполковник милиции Барилов вышел в отставку в 1975 году, отслужив в органах внутренних дел 25 лет. Прошел путь от милиционера до заместителя начальника отдела милиции на станции Москва-Казанская. Имеет ведомственные медали «За безупречную службу» двух степеней, другие награды. Поэтому считает своим долгом и дальше оставаться в строю защитников правопорядка. Сейчас он сотрудничает с журналом «Ветеран МВД России», газетой «Щит и меч» и, конечно, пишет в «Петровку, 38». Для нашей газеты на этот раз Фёдор Фёдорович передал свои воспоминания о Герое Советского Союза Константине Василенко, с которым вместе служил в милиции. Высокое звание Героя Константин Петрович получил за форсирование Вислы в августе 1944 года. А еще коллега признался, что собирает материалы о легендарном полководце Великой Отечественной Г.К. Жукове.

Барилов строит и другие планы. В основном они связаны с большой общественной работой, которая на него возложена. Его избрали членом Совета ветеранов первичной организации № 2 района Вешняки. Он – известный человек в Восточном округе, отвечает за военно-патриотическую работу. Часто бывает в школах, ведет уроки мужества. Сейчас готовится выступить перед жителями Восточного административного округа столицы с рассказом об отважной партизанке Зое Космодемьянской.

Выяснилось, что увлекается Фёдор Фёдорович не только журналистикой. Он еще и артист. С 1999 года является постоянным участником театрального коллектива «Серебряные струны», действующего при КЦСО «Вешняки». Читает со сцены рассказы Зощенко и стихи Есенина, играет в спектакле по пьесе Василия Шукшина «Одни». Более того, более 10 лет выступал в хоре «Вешняковские зори». Большой был коллектив – 27 человек. К сожалению, из-за отсутствия помещения для репетиций творческий коллектив распался. Но как солист Барилов продолжает выступать, радуя посетителей Центра социального обслуживания своими песнями.

Подготовил Александр Роменский


Снайпер с улицы Снайперской

Снайпер с улицы Снайперской

Снайпер с улицы Снайперской

Снайпер с улицы Снайперской

Снайпер с улицы Снайперской

Снайпер с улицы Снайперской

Снайпер с улицы Снайперской