Партийное поручение выполнил с честью!
Почти четверть века ветеранскую организацию Главного управления МВД России по вопросам миграции возглавляет генерал-майор внутренней службы в отставке Юрий Шарагоров. Недавно он отпраздновал 80-летний юбилей…
Свой трудовой путь Юрий Иванович начал в далеком 1962 году. После окончания средней школы работал на знаменитом оборонном предприятии «Знамя труда». Здесь же получил квалификацию «слесарь 3-го разряда», хотя мечтал юноша о небе. В те годы профессия летчика была очень популярной. Юрий направился в военкомат и попросил зачислить его кандидатом для поступления в летное училище. Прошел военно-врачебную комиссию, и вскоре он уже сдавал вступительные экзамены в Тамбовское высшее военное авиационное училище. Испытания прошел успешно и уже был готов проходить курс молодого бойца, да вот незадача… Как раз в эти дни вышел новый приказ министра обороны, в соответствии с которым к будущим покорителям воздушного океана выдвигались повышенные требования по здоровью. Увы, решение ВВК аннулировали, так как у Шарагорова были проблемы с зубами.
А вскоре он получил повестку из военкомата. Служить его направили на Дальний восток. После окончания школы младших специалистов старшине Юрию Шарагорову доверили весьма ответственную должность начальника радиолокационной станции. Служил молодой командир достойно. Был отличником боевой и политической подготовки, специалистом 1-го класса. Недаром его избрали секретарем комсомольской организации подразделения. И на общественной работе комсорг добился успехов. При увольнении в запас Юрий имел статус кандидата в члены КПСС.
Сменив военную форму на гражданскую одежду, молодой человек направился в райком, чтобы встать на учет, где тут же получил партийное поручение, да не простое, а особенное: пойти работать в милицию. «Партия сказала – надо, комсомол ответил – есть!» Была такая крылатая фраза в 60-х годах. Вскоре старшина милиции патрульно-постовой службы Юрий Шарагоров оберегал покой москвичей. Зоной ответственности молодого сотрудника были площадь Киевского вокзала, гостиница «Украина» и другие прилегающие улицы.
«Однажды ночью приехал проверяющий, – вспоминает Юрий Иванович, – я дежурил возле Киевского вокзала. Вдруг смотрим, два парня идут и несут в руках пишущую машинку. Увидев нас, они бросили ее и побежали в разные стороны. Мы поняли, что это воришки. Я бросился за одним, а проверяющий с милиционером-водителем за другим. Поймали обоих. Посадили их на заднее сидение служебного «Москвича», я сел с ними. А начальник с водителем решили дополнительные улики поискать в сквере. И тут задержанные намекнули: отпусти, мол, начальник, по-хорошему, ты же один, а нас двое. Я схватил одного из них за руку, прижал обоих так, чтобы дернуться не могли и предупредил, что имею второй разряд по боксу. (К слову, Юрий Иванович был серебряным призером чемпионата 14-й армии по боксу. – Прим. Ред.) Подействовало. До прихода коллег злоумышленники сидели тихо. Как потом выяснилось, молодые люди обокрали привокзальную контору».
После окончания средней школы милиции лейтенант Шарагоров был назначен командиром взвода моторизованного полка милиции. А в 1969-м уже переквалифицировался в оперативника. Работал в Кунцеве. В районе Давыдково проживало много семей дипломатов. Естественно, были у них хорошие машины. И вот часто с этих автомобилей по ночам пропадали лобовые стекла и колеса. Юрий Иванович заметил, что кражи происходят не каждую ночь, а как бы по графику. Закономерность повторяющихся преступлений заставила задуматься. То, что у каждого сотрудника уголовного розыска имеется своя агентура, давно уже не секрет. Были свои люди и у Шарагорова. Одна женщина сообщила ему, что несколько раз видела УАЗ с военными номерами, который по ночам колесит по улицам. Район Давыдково в ту пору был закольцован, то есть въехать и выехать из него можно было только в двух местах. Здесь и установили посты.
Сработало! Как-то становили подозрительную машину. Из нее вышел старший лейтенант. Он начал возмущаться: мол, не имеете права военный транспорт останавливать и пригрозил открыть огонь на поражение. Для убедительности своих слов расстегнул кобуру. Сидевшие на заднем сидении солдаты передернули затворные рамы автоматов. Ситуация стала накаляться. Победило хладнокровие. Милиционеры убедили армейского офицера не делать глупости. Подозреваемых доставили в райотдел. Через некоторое время туда прибыл военный комендант и представители военной прокуратуры. В багажнике машины лежали похищенные колеса. Вот и раскрылась тайна закономерности: все кражи совершались в те дни, когда дежурил именно этот старший лейтенант. Впоследствии он был осужден и приговорен к пяти годам лишения свободы. Его подчиненные, а по совместительству, подельники получили по году и были направлены в дисциплинарный батальон.
В 1974 году Юрий Иванович был назначен заместителем начальника по политической части 9-го отделения милиции города Москвы. Но фактически, он совмещал две должности. Заместитель начальника по паспортной работе часто болел, поэтому Шарагорову пришлось исполнять и его обязанности. Наряду с этим ежемесячно он выпускал стенгазету. Все иллюстрации к публикациям рисовал сам. Позже это увлечение стало одним из любимых хобби героя нашего очерка. Сейчас у генерала-майора внутренней службы в отставке интересная коллекция картин. В основном это – пейзажи. А еще Юрий Иванович отменно играет в футбол и хоккей.
Через четыре года старшего лейтенанта милиции направили на партийную работу в Кунцевский райком КПСС. Он курировал административные органы: милицию, пожарную охрану, КГБ, прокуратуру. А в преддверии Олимпийских игр 1980 года Шарагоров вновь надел милицейскую форму. На сей раз он принял должность заместителя начальника Кунцевского РУВД по службе.
«Однажды произошел курьезный случай, – рассказывает Юрий Иванович, – накануне Олимпиады к нам обратился тренер одной из иностранных сборных команд по гребле. У них пропали весла. Гребной канал входил в зону ответственности районного УВД. Мы вызвали кинолога. Собака взяла след. Вскоре нашли пропажу… в колодце. Кто их туда спрятал, так и осталось загадкой. Может быть таким образом кто-то хотел устранить серьезных конкурентов? Расследование тогда прекратили по просьбе самих заявителей».
Однажды Шарагорова чуть не исключили из партии. Было это во времена пресловутой антиалкогольной компании. Борис Ельцин, в ту пору занимавший пост первого секретаря МГК КПСС, как-то проезжал утром мимо одного из универсамов. Высокопоставленный чиновник вышел из машины, заглянул в магазин и… О ужас! На полках стояли бутылки со спиртными напитками. Однако 11.00 еще не было. На заседание парткома сразу вызвали Шарагорова, потому как начальник РУВД находился на больничном. Ельцин предложил исключить из рядов КПСС «виновного». Но Юрий Иванович доказал членам парткома, что нарушений не было. Никто алкогольной продукцией не торговал в неположенное время. Просто бутылки выставлялись на витрины. А продавать начали, как и положено, после 11 утра.
В начале 90-х Юрий Шарагоров был назначен на должность заместителя начальника управления по паспортной работе ГУВД Мосгорисмолкома, а через шесть лет ему предложили должность заместителя начальника управления паспортно-визовой службы МВД России. Но по факту в течении года именно он исполнял обязанности руководителя, так как начальник управления генерал-лейтенант милиции Владимир Воротников постоянно находился в зоне проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе. В 1999 году Юрий Иванович стал первым заместителем начальника управления и вскоре на его погонах появились генеральские звезды. На заслуженный отдых он ушел в 2001 году. Но не сидел сложа руки, трудился в Россгосстрахе, где по страховой линии курировал МВД России.
Именно Юрий Шарагоров стал инициатором создания ветеранской организации Федеральной миграционной службы России. Дело в том, что управление паспортно-визовой службы входило в состав ГУООП МВД России. Соответственно и ведомственные пенсионеры подразделения входили в состав ветеранской организации этого главка. Юрий Иванович нашел среди бывших коллег единомышленников, совместно провели общее собрание, запротоколировали его итоги и направились на прием к руководителю ФМС России. Так и появилась новая «первичка». Кстати, одна из самых активных и работоспособных.
Ветеранам паспортно-визовой службы очень повезло с руководителем и его заместителями. Они проявляют заботу об отставниках, оказывают посильную материальную помощь, посещают нуждающихся на дому, способствуют в приобретении путевок в ведомственные санатории, устраивают встречи с сослуживцами, совместно организуют проведение досуга. Генерал-майор внутренней службы в отставке Юрий Шарагоров и его коллеги регулярно посещают подразделения Главного управления по вопросам миграции МВД России, встречаются с молодыми сотрудниками, щедро передают им свой опыт.
Подготовил Евгений Катышев
Фото из архива Юрия Шарагорова
Свой трудовой путь Юрий Иванович начал в далеком 1962 году. После окончания средней школы работал на знаменитом оборонном предприятии «Знамя труда». Здесь же получил квалификацию «слесарь 3-го разряда», хотя мечтал юноша о небе. В те годы профессия летчика была очень популярной. Юрий направился в военкомат и попросил зачислить его кандидатом для поступления в летное училище. Прошел военно-врачебную комиссию, и вскоре он уже сдавал вступительные экзамены в Тамбовское высшее военное авиационное училище. Испытания прошел успешно и уже был готов проходить курс молодого бойца, да вот незадача… Как раз в эти дни вышел новый приказ министра обороны, в соответствии с которым к будущим покорителям воздушного океана выдвигались повышенные требования по здоровью. Увы, решение ВВК аннулировали, так как у Шарагорова были проблемы с зубами.
А вскоре он получил повестку из военкомата. Служить его направили на Дальний восток. После окончания школы младших специалистов старшине Юрию Шарагорову доверили весьма ответственную должность начальника радиолокационной станции. Служил молодой командир достойно. Был отличником боевой и политической подготовки, специалистом 1-го класса. Недаром его избрали секретарем комсомольской организации подразделения. И на общественной работе комсорг добился успехов. При увольнении в запас Юрий имел статус кандидата в члены КПСС.
Сменив военную форму на гражданскую одежду, молодой человек направился в райком, чтобы встать на учет, где тут же получил партийное поручение, да не простое, а особенное: пойти работать в милицию. «Партия сказала – надо, комсомол ответил – есть!» Была такая крылатая фраза в 60-х годах. Вскоре старшина милиции патрульно-постовой службы Юрий Шарагоров оберегал покой москвичей. Зоной ответственности молодого сотрудника были площадь Киевского вокзала, гостиница «Украина» и другие прилегающие улицы.
«Однажды ночью приехал проверяющий, – вспоминает Юрий Иванович, – я дежурил возле Киевского вокзала. Вдруг смотрим, два парня идут и несут в руках пишущую машинку. Увидев нас, они бросили ее и побежали в разные стороны. Мы поняли, что это воришки. Я бросился за одним, а проверяющий с милиционером-водителем за другим. Поймали обоих. Посадили их на заднее сидение служебного «Москвича», я сел с ними. А начальник с водителем решили дополнительные улики поискать в сквере. И тут задержанные намекнули: отпусти, мол, начальник, по-хорошему, ты же один, а нас двое. Я схватил одного из них за руку, прижал обоих так, чтобы дернуться не могли и предупредил, что имею второй разряд по боксу. (К слову, Юрий Иванович был серебряным призером чемпионата 14-й армии по боксу. – Прим. Ред.) Подействовало. До прихода коллег злоумышленники сидели тихо. Как потом выяснилось, молодые люди обокрали привокзальную контору».
После окончания средней школы милиции лейтенант Шарагоров был назначен командиром взвода моторизованного полка милиции. А в 1969-м уже переквалифицировался в оперативника. Работал в Кунцеве. В районе Давыдково проживало много семей дипломатов. Естественно, были у них хорошие машины. И вот часто с этих автомобилей по ночам пропадали лобовые стекла и колеса. Юрий Иванович заметил, что кражи происходят не каждую ночь, а как бы по графику. Закономерность повторяющихся преступлений заставила задуматься. То, что у каждого сотрудника уголовного розыска имеется своя агентура, давно уже не секрет. Были свои люди и у Шарагорова. Одна женщина сообщила ему, что несколько раз видела УАЗ с военными номерами, который по ночам колесит по улицам. Район Давыдково в ту пору был закольцован, то есть въехать и выехать из него можно было только в двух местах. Здесь и установили посты.
Сработало! Как-то становили подозрительную машину. Из нее вышел старший лейтенант. Он начал возмущаться: мол, не имеете права военный транспорт останавливать и пригрозил открыть огонь на поражение. Для убедительности своих слов расстегнул кобуру. Сидевшие на заднем сидении солдаты передернули затворные рамы автоматов. Ситуация стала накаляться. Победило хладнокровие. Милиционеры убедили армейского офицера не делать глупости. Подозреваемых доставили в райотдел. Через некоторое время туда прибыл военный комендант и представители военной прокуратуры. В багажнике машины лежали похищенные колеса. Вот и раскрылась тайна закономерности: все кражи совершались в те дни, когда дежурил именно этот старший лейтенант. Впоследствии он был осужден и приговорен к пяти годам лишения свободы. Его подчиненные, а по совместительству, подельники получили по году и были направлены в дисциплинарный батальон.
В 1974 году Юрий Иванович был назначен заместителем начальника по политической части 9-го отделения милиции города Москвы. Но фактически, он совмещал две должности. Заместитель начальника по паспортной работе часто болел, поэтому Шарагорову пришлось исполнять и его обязанности. Наряду с этим ежемесячно он выпускал стенгазету. Все иллюстрации к публикациям рисовал сам. Позже это увлечение стало одним из любимых хобби героя нашего очерка. Сейчас у генерала-майора внутренней службы в отставке интересная коллекция картин. В основном это – пейзажи. А еще Юрий Иванович отменно играет в футбол и хоккей.
Через четыре года старшего лейтенанта милиции направили на партийную работу в Кунцевский райком КПСС. Он курировал административные органы: милицию, пожарную охрану, КГБ, прокуратуру. А в преддверии Олимпийских игр 1980 года Шарагоров вновь надел милицейскую форму. На сей раз он принял должность заместителя начальника Кунцевского РУВД по службе.
«Однажды произошел курьезный случай, – рассказывает Юрий Иванович, – накануне Олимпиады к нам обратился тренер одной из иностранных сборных команд по гребле. У них пропали весла. Гребной канал входил в зону ответственности районного УВД. Мы вызвали кинолога. Собака взяла след. Вскоре нашли пропажу… в колодце. Кто их туда спрятал, так и осталось загадкой. Может быть таким образом кто-то хотел устранить серьезных конкурентов? Расследование тогда прекратили по просьбе самих заявителей».
Однажды Шарагорова чуть не исключили из партии. Было это во времена пресловутой антиалкогольной компании. Борис Ельцин, в ту пору занимавший пост первого секретаря МГК КПСС, как-то проезжал утром мимо одного из универсамов. Высокопоставленный чиновник вышел из машины, заглянул в магазин и… О ужас! На полках стояли бутылки со спиртными напитками. Однако 11.00 еще не было. На заседание парткома сразу вызвали Шарагорова, потому как начальник РУВД находился на больничном. Ельцин предложил исключить из рядов КПСС «виновного». Но Юрий Иванович доказал членам парткома, что нарушений не было. Никто алкогольной продукцией не торговал в неположенное время. Просто бутылки выставлялись на витрины. А продавать начали, как и положено, после 11 утра.
В начале 90-х Юрий Шарагоров был назначен на должность заместителя начальника управления по паспортной работе ГУВД Мосгорисмолкома, а через шесть лет ему предложили должность заместителя начальника управления паспортно-визовой службы МВД России. Но по факту в течении года именно он исполнял обязанности руководителя, так как начальник управления генерал-лейтенант милиции Владимир Воротников постоянно находился в зоне проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе. В 1999 году Юрий Иванович стал первым заместителем начальника управления и вскоре на его погонах появились генеральские звезды. На заслуженный отдых он ушел в 2001 году. Но не сидел сложа руки, трудился в Россгосстрахе, где по страховой линии курировал МВД России.
Именно Юрий Шарагоров стал инициатором создания ветеранской организации Федеральной миграционной службы России. Дело в том, что управление паспортно-визовой службы входило в состав ГУООП МВД России. Соответственно и ведомственные пенсионеры подразделения входили в состав ветеранской организации этого главка. Юрий Иванович нашел среди бывших коллег единомышленников, совместно провели общее собрание, запротоколировали его итоги и направились на прием к руководителю ФМС России. Так и появилась новая «первичка». Кстати, одна из самых активных и работоспособных.
Ветеранам паспортно-визовой службы очень повезло с руководителем и его заместителями. Они проявляют заботу об отставниках, оказывают посильную материальную помощь, посещают нуждающихся на дому, способствуют в приобретении путевок в ведомственные санатории, устраивают встречи с сослуживцами, совместно организуют проведение досуга. Генерал-майор внутренней службы в отставке Юрий Шарагоров и его коллеги регулярно посещают подразделения Главного управления по вопросам миграции МВД России, встречаются с молодыми сотрудниками, щедро передают им свой опыт.
Подготовил Евгений Катышев
Фото из архива Юрия Шарагорова