«Город может жить спокойно, без засовов и замков, так как вышел на дежурство «ястребок» Проскуряков»

Это – строки из школьного сочинения, которые вскоре стали весьма популярными в небольшом районном городке Усмань, что в Липецкой области. Так с легкой руки школьницы к Василию Проскурякову и приклеилось это прозвище.

Почему мальчишкам и девчонкам предложили написать сочинение про милицию? Ответ очевиден. Дело в том, что в 70-е годы прошлого века в Советском Союзе воспитанию подрастающего поколения уделялось весьма серьезное внимание. Именно тогда по инициативе областного Управления внутренних дел в преддверии празднования Дня милиции в школах организовывали акцию: написать сочинение о стражах правопорядка.

На работу в правоохранительные органы «ястребок» попал по комсомольской путевке после действительной срочной службы в армии. Произошло это в далеком 1972 году. Комитету ВЛКСМ, направившего отличника боевой и политической подготовки младшего сержанта Проскурякова в милицию, не пришлось краснеть за своего протеже. Свидетельств тому множество. К слову, через шесть лет герой этого очерка «за активную работу по коммунистическому воспитанию, профилактику правонарушения среди молодежи и несовершеннолетних» был награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Люди старшего поколения наверняка помнят, чтобы получить благодарность Центрального Комитета, надо было очень постараться. Кстати, у Василия Проскурякова таких грамот было три. А какое количество похвальных листов, дипломов, благодарностей от райкомов комсомола, от руководителей милицейских отделов и управлений, Василий Анатольевич и сам точно не знает.

Главное, чтобы тулупчик сидел

«А ведь однажды меня хотели уволить, – вспоминает ветеран, – приехал как-то к нам в горотдел на подведение итогов начальник областного УВД. Устроил разнос. Мол, все вы бездельники, тунеядцы, показатели слабенькие. Ну я взял слово и выступил в защиту коллектива. Генерала это возмутило. «Завтра же пойдешь в народное хозяйство, раз такой умный», – отрезал начальник. «Можете меня уволить, товарищ генерал, – отпарировал я, – но прошу выслушать мой отчет за минувший год». Начальник УВД кивнул, мол, валяй. Я доложил, что лично раскрыл двадцать преступлений: грабежи, воровство, хулиганство и тому подобное, не говоря уже о задержанных нарушителях административного законодательства. Начальник городского отдела подтвердил мои слова. Генерал был обескуражен. На следующий день мой портрет уже красовался на Доске почета.

Однако на том совещании я, осмелевший, (все равно, думаю, уволят), еще и заявление сделал. Объяснил высокому начальству, что холодно зимой в одной шинели патрулировать улицы, нужны полушубки и валенки с калошами. И... неожиданно для всех генерал поддержал мою инициативу».

«Подвиг» высокого руководителя

Как-то раз Василий в составе автоэкипажа вневедомственной охраны патрулировал обслуживаемую территорию. Неожиданно он увидел, как встречный пассажирский автобус начал подавать сигналы дальним светом, призывая милицейский автомобиль остановиться. Информация, которую сообщил водитель общественного транспорта, была очень серьезной. По его словам, на одной из остановок произошло страшное преступление. Проскуряков с напарником немедленно направились в указанном направлении. Картина, которую увидели стражи правопорядка, поразила их. На асфальте лежало бездыханное тело молодого человека, а рядом находилась девушка. У нее была истерика. Всхлипывая, она рассказала, что вместе с парнем ожидала автобус, но неожиданно подошли двое мужчин и начали отбирать у молодого человека кассетный магнитофон. В те годы это была очень дорогая и дефицитная вещь. Завязалась потасовка. Злодеи не просто избили парня, но и несколько раз ударили его ножом. А сами разбежались в разные стороны.

«Мы с напарником сержантом Лапиным приняли решение задержать негодяев, – говорит Василий Анатольевич, – я побежал в одну сторону, а он – в другую. Бежал я долго, примерно километра три. Увидел небольшой овраг. Остановился. Чувствую чей-то взгляд. Заглянул в овраг и увидел парня. Рубашка его оказалась в крови. Я предупредил, чтобы он не дурил, иначе стрелять начну. Наручников в те годы у нас еще не было. Просто связал руки задержанного сзади и повел к служебному автомобилю. Лапин не сумел догнать второго. Но злоумышленника вскоре взяли опера. Подозреваемый на допросе «раскололся» и сообщил имя и адрес подельника».

Самое удивительное было потом. На следующий день в местной газете вышла статья. По словам журналиста, на место убийства прибыло все руководство городской милиции. Оно разработало план, и в результате проведения серьезных оперативно-разыскных мероприятий преступники были задержаны. За тот «подвиг» руководитель городского УВД был представлен к государственной награде, начальника уголовного розыска поощрили правами председателя облисполкома, а Проскуряков с Лапиным получили денежную премию. По 100 рублей.

Как искали... рубль с полтиной

Однажды Василия Анатольевича пригласили в райком партии. Дорога лежала через сквер. Вдруг милиционер услышал храп. Прямо на лужайке спала женщина. Она была сильно пьяна. Но любопытно оказалось другое. Рядом с ней валялась сумка и пачки денег. Много денег. Что делать? Оставлять ее с такой крупной суммой милиционер не мог. Но и вести ее пьяную было крайне затруднительно. Мобильных телефонов в восьмидесятые годы прошлого века еще не существовало. Проскуряков подошел к проезжей части, остановил грузовик и попросил водителя помочь доставить женщину в вытрезвитель. Тот согласился, но увидев деньги тут же предложил правоохранителю поделить их поровну и разбежаться.

«Как мне захотелось тогда этому подлецу в морду врезать, – вспоминает Василий Анатольевич, – но сдержался. Послал его подальше. Слава Богу, следующий водитель легковушки согласился помочь. Приехали в вытрезвитель, проверили сумку. Там лежала сберкнижка. Оказалось, что эта женщина пару часов назад сняла шесть тысяч рублей. Начали пересчитывать, а полтора рубля не хватает. Начальник вытрезвителя и дежурный на меня косятся, мол, прикарманил, небось, рубль с полтиной. Мне очень стыдно стало. Не брал, говорю. Хоть обыщите».

Выяснилось все гораздо позже, когда дама протрезвела. Перед тем, как подписать протокол, она рассказала свою историю. Ей, передовой доярке, предложили купить автомобиль вне очереди. Ну она и пошла в сберкассу снимать деньги. На радостях купила за рубль сорок пять чекушку водки и за пять копеек пирожок. Вот и вышла недостача.

Как пацан милиционерам помог

В 1985 году Проскуряков поступил в Волгоградскую высшую следственную школу МВД СССР на заочный факультет. А через три года его перевели на работу в подмосковную милицию. Он принял должность участкового инспектора в городе Железнодорожном. Однажды его вызвал к себе начальник и сообщил, что из колонии в Иркутской области сбежал заключенный. По оперативной информации, беглец мог находиться именно в Железнодорожном. Дело в том, что он дружил с неким Воробьевым, с которым вместе отбывал срок. А Воробьев как раз проживал на участке, обслуживаемом Проскуряковым. Василий Анатольевич направился по адресу. Легенда была самой простой: проверка поднадзорного, освободившегося из мест лишения свободы. Воробьева дома не оказалось. Но его сын шепнул участковому, что соседнюю квартиру снимает папин друг. Участковый заподозрил, он и есть тот самый человек, объявленный в розыск. Василий вызвал напарника. Беглец понял, что с двумя милиционерами ему не справиться.

Премия

В начале девяностых Василия Проскурякова перевели в Москву в 17-е отделение милиции, которое обслуживало центр столицы. Однажды на стареньком «Москвиче-412» он в составе группы немедленного реагирования патрулировал улицы. Остановили машину. Начали проверять документы у водителя. И тут Василий Анатольевич обратил внимание на то, что мужчина нервничает. Посмотрев более внимательно на его одежду, милиционер увидел, что карман его куртки как-то странно оттопыривается. Подозрение подтвердилось. Оказалось, что у молодого человека был пистолет системы «Вальтер» с глушителем. Парень тут же предложил милиционерам несколько тысяч долларов за то, чтобы его отпустили. Не подействовало. Задержанного доставили в отдел.

«А нам премию выписали, – улыбается Василий Анатольевич, – аж по сто пятьдесят рублей. Пока приказ подписали, пока он дошел до бухгалтерии, пока ждали очередной получки, инфляция «съела» эту сумму. Только на пачку чая премии и хватило».

Закончил милицейскую службу Василий Анатольевич в должности старшего инспектора по особым поручениям одного из отделов ГУООП МВД России. Впрочем, на пенсии отставник не сидит сложа руки. До сих пор работает в одном из частных охранных предприятий.

Основатель династии

А еще ветерана можно назвать основателем династии. По его стопам пошли два брата. Павел Проскуряков после службы в рядах Вооруженных сил работал участковым уполномоченным в городе Пионерске Калининградской области. Дорос до начальника городского ОВД. Был членом сборной России по вольной борьбе. Даже Леонид Каневский снимал о нем сюжет. Но не как о спортсмене, а как о талантливом опере, раскрывшем множество преступлений.

Младший брат Владимир тоже стал сотрудником органов внутренних дел. На пенсию вышел в звании подполковника милиции. Трудился он в родной Усмани.

Дочь Василия Анатольевича Наталья служит в ГАИ города Липецка, имеет звание майора полиции. А дочь его родной сестры Елена – подполковник полиции в отставке многие годы проработала в местном ОВИРе.

Подготовил Евгений Катышев

Фото из архива В. Проскуряков
а


«Город может жить спокойно, без засовов и замков, так как вышел на дежурство «ястребок» Проскуряков»

«Город может жить спокойно, без засовов и замков, так как вышел на дежурство «ястребок» Проскуряков»

«Город может жить спокойно, без засовов и замков, так как вышел на дежурство «ястребок» Проскуряков»

«Город может жить спокойно, без засовов и замков, так как вышел на дежурство «ястребок» Проскуряков»

«Город может жить спокойно, без засовов и замков, так как вышел на дежурство «ястребок» Проскуряков»

«Город может жить спокойно, без засовов и замков, так как вышел на дежурство «ястребок» Проскуряков»