Аркадий Адамов: «Мой любимый жанр – детектив»
Кому неизвестно имя Аркадия Адамова? Один из самых блистательных писателей родился 13 июля 1920 года. Когда он начинал создавать свои знаменитые произведения, не существовало ещё понятия «советский» или «российский» детектив.
Из воспоминаний писателя Виктора Лыкова.
Он первым проложил ему путь. Работая в этом жанре, писатель по праву мог сказать: «Руки за спину, читатель, я буду знакомить вас с «дрянью и отбросами общества».
Отлично помню 50-е годы, когда жители Москвы, от школьника до пенсионера, шли в библиотеки чтобы записаться на Аркадия Адамова и прочитать его нашумевшую повесть «Дело пёстрых». Интерес к ней был потрясающе велик. И дело тут не столько в изящных художественных особенностях, сколько в новизне темы и жанра. В то время официально было признано – и точка зрения не подвергалась никакому сомнению и обсуждению – преступность, как социальное явление, у нас не существует, а значит, нет темы для разговора. Следовательно, детективная литература, в лучшем случае, это литература второго сорта. И вдруг… детективная повесть о современной преступности, да к тому же написанная по законам классической литературы! Не прочитать – грешно!
Своим «вызовом» писатель дал понять обществу, что мир «малины» в Лету не канул, что он жив и здравствует.
Как в воду глядел писатель! Прошло немало времени, и что мы видим? Преступность каждый день показывает свои острые зубы. А детектив? Взгляните на книжные развалы! Всюду детективы!
Обвальный успех «Дела пёстрых» подтолкнул писателя на создание новых произведений. Одна за другой выходят его книги: «Чёрная моль» (1963 г.), «Личный досмотр» (1963 г.), «След лисицы» (1966 г.), «Стая» (1967 г.), «Угол стены» (1972г.) и т. д.
Аркадий Адамов стал читаемым и почитаемым писателем на многие годы. У меня, как у его поклонника, не раз возникало желание встретиться и выразить ему искреннюю признательность за увлекательное и поучительное «чтиво». Но увы…
Лишь 1975 год стал везучим: меня пригласили на работу в журнал «Советская милиция». Адамов состоял членом редакционной коллегии. В ведомственном издании он довольно часто публиковал свои произведения. Придя в первый раз на заседание редакционной коллегии для обсуждения материалов очередного номера, я сел рядом с высоким и стройным человеком с большими залысинами.
- Новичок? – неожиданно спросил меня незнакомец.
- Да, – ответил я.
- Адамов, Аркадий Григорьевич желает вам успеха в милицейской журналистике. – И подал сильную, как у сыщика, ладонь.
- Спасибо.
….Именитый писатель. Рядом, локоть в локоть. Какая-то робость одолела. Вскоре, правда, она исчезла, потому что Аркадий Григорьевич оказался открытым, доступным и интересным собеседником. С того момента между нами завязались добрые творческие отношения, и продолжались они до последних дней жизни писателя.
Аркадий Григорьевич умер 26 июня 1991 года.
Общаясь с Адамовым, я узнал много интересного, в частности, о том, с какими невероятными трудностями пробивала дорогу повесть «Дело пёстрых». Куда только не приходилось обращаться, чтобы посодействовали её изданию?! Даже в высшие эшелоны власти. Даже к великим государственным мужам! Ровно год ушел на обивание больших и малых порогов, просторных и тесных кабинетов. Год! Детективная повесть родила детективную историю с положительным финалом для автора.
На заседаниях редакционной коллегии Адамов всегда был активен и вместе с тем предельно корректен. Его лаконичные замечания отличались объективностью и доброжелательностью. Ну а если материал ему очень нравился, то на титульной странице он непременно выставлял «жирную» оценку: «хор. мат.» – хороший материал. И вместе с автором радовался творческой удаче.
Над собственными произведениями Адамов работал долго, упорно и кропотливо, придумывая интригующие ловушки для читателя. На начальном этапе нашего знакомства писатель утверждал: «Чем берёт детектив? Упругостью и увлекательностью сюжета. Поэтому нужна неуёмная писательская фантазия, чтобы держать читателя, как на электрическом стуле». Однако незадолго до кончины Аркадий Григорьевич резко изменил точку зрения на границы писательского вымысла. Вернувшись однажды из далёкой журналистской командировки, я рассказал ему о раскрытии сотрудниками уголовного розыска страшного и чрезвычайно запутанного преступления.
Внимательно выслушав криминальную историю, Адамов посоветовал:
- Попробуй-ка на этом материале сделать повесть. Выстрой её так, как развивались события, ничего не прибавляя, а все лишнее обруби, как никчёмные полевые сорняки.
- Насколько я помню, на этот счёт вы имели другое мнение, – возразил я.
- Имел, имел, но, понимаешь, самый невероятный выдумщик сейчас – это реальная жизнь, гениальнейший фантазёр.
Адамов обожал жанр, в котором работал до головных болей. Любовь к детективному творчеству он стремился передать молодым литераторам. Вместе мы неоднократно обсуждали тему: «В какой форме ту или иную задумку лучше осуществить?» Остановились на семинарских занятиях. Незадолго до смерти Аркадий Григорьевич провёл один такой семинар в стенах редакции. Он говорил, что детективный жанр нуждается в творческом развитии, в сочетании с традиционными литературными жанрами. Новую искру могут высечь только молодые литераторы, их надо находить и растить.
Завершить задуманное не представилось возможным, но мысли, посеянные Адамовым, кое-кому из его «семинаристов» удалось реализовать, в том числе и автору этих строк, ставшему членом Союза писателей России.
С нами нет знаменитого Адамова, но остались его книги, осталась память о нём.
Р.S. К огромному сожалению, нет с нами и автора этих строк. Заслуженный работник культуры РСФСР, писатель, полковник милиции в отставке Виктор Михайлович Лыков скончался в марте 2019 года.
Из воспоминаний писателя Виктора Лыкова.
Он первым проложил ему путь. Работая в этом жанре, писатель по праву мог сказать: «Руки за спину, читатель, я буду знакомить вас с «дрянью и отбросами общества».
Отлично помню 50-е годы, когда жители Москвы, от школьника до пенсионера, шли в библиотеки чтобы записаться на Аркадия Адамова и прочитать его нашумевшую повесть «Дело пёстрых». Интерес к ней был потрясающе велик. И дело тут не столько в изящных художественных особенностях, сколько в новизне темы и жанра. В то время официально было признано – и точка зрения не подвергалась никакому сомнению и обсуждению – преступность, как социальное явление, у нас не существует, а значит, нет темы для разговора. Следовательно, детективная литература, в лучшем случае, это литература второго сорта. И вдруг… детективная повесть о современной преступности, да к тому же написанная по законам классической литературы! Не прочитать – грешно!
Своим «вызовом» писатель дал понять обществу, что мир «малины» в Лету не канул, что он жив и здравствует.
Как в воду глядел писатель! Прошло немало времени, и что мы видим? Преступность каждый день показывает свои острые зубы. А детектив? Взгляните на книжные развалы! Всюду детективы!
Обвальный успех «Дела пёстрых» подтолкнул писателя на создание новых произведений. Одна за другой выходят его книги: «Чёрная моль» (1963 г.), «Личный досмотр» (1963 г.), «След лисицы» (1966 г.), «Стая» (1967 г.), «Угол стены» (1972г.) и т. д.
Аркадий Адамов стал читаемым и почитаемым писателем на многие годы. У меня, как у его поклонника, не раз возникало желание встретиться и выразить ему искреннюю признательность за увлекательное и поучительное «чтиво». Но увы…
Лишь 1975 год стал везучим: меня пригласили на работу в журнал «Советская милиция». Адамов состоял членом редакционной коллегии. В ведомственном издании он довольно часто публиковал свои произведения. Придя в первый раз на заседание редакционной коллегии для обсуждения материалов очередного номера, я сел рядом с высоким и стройным человеком с большими залысинами.
- Новичок? – неожиданно спросил меня незнакомец.
- Да, – ответил я.
- Адамов, Аркадий Григорьевич желает вам успеха в милицейской журналистике. – И подал сильную, как у сыщика, ладонь.
- Спасибо.
….Именитый писатель. Рядом, локоть в локоть. Какая-то робость одолела. Вскоре, правда, она исчезла, потому что Аркадий Григорьевич оказался открытым, доступным и интересным собеседником. С того момента между нами завязались добрые творческие отношения, и продолжались они до последних дней жизни писателя.
Аркадий Григорьевич умер 26 июня 1991 года.
Общаясь с Адамовым, я узнал много интересного, в частности, о том, с какими невероятными трудностями пробивала дорогу повесть «Дело пёстрых». Куда только не приходилось обращаться, чтобы посодействовали её изданию?! Даже в высшие эшелоны власти. Даже к великим государственным мужам! Ровно год ушел на обивание больших и малых порогов, просторных и тесных кабинетов. Год! Детективная повесть родила детективную историю с положительным финалом для автора.
На заседаниях редакционной коллегии Адамов всегда был активен и вместе с тем предельно корректен. Его лаконичные замечания отличались объективностью и доброжелательностью. Ну а если материал ему очень нравился, то на титульной странице он непременно выставлял «жирную» оценку: «хор. мат.» – хороший материал. И вместе с автором радовался творческой удаче.
Над собственными произведениями Адамов работал долго, упорно и кропотливо, придумывая интригующие ловушки для читателя. На начальном этапе нашего знакомства писатель утверждал: «Чем берёт детектив? Упругостью и увлекательностью сюжета. Поэтому нужна неуёмная писательская фантазия, чтобы держать читателя, как на электрическом стуле». Однако незадолго до кончины Аркадий Григорьевич резко изменил точку зрения на границы писательского вымысла. Вернувшись однажды из далёкой журналистской командировки, я рассказал ему о раскрытии сотрудниками уголовного розыска страшного и чрезвычайно запутанного преступления.
Внимательно выслушав криминальную историю, Адамов посоветовал:
- Попробуй-ка на этом материале сделать повесть. Выстрой её так, как развивались события, ничего не прибавляя, а все лишнее обруби, как никчёмные полевые сорняки.
- Насколько я помню, на этот счёт вы имели другое мнение, – возразил я.
- Имел, имел, но, понимаешь, самый невероятный выдумщик сейчас – это реальная жизнь, гениальнейший фантазёр.
Адамов обожал жанр, в котором работал до головных болей. Любовь к детективному творчеству он стремился передать молодым литераторам. Вместе мы неоднократно обсуждали тему: «В какой форме ту или иную задумку лучше осуществить?» Остановились на семинарских занятиях. Незадолго до смерти Аркадий Григорьевич провёл один такой семинар в стенах редакции. Он говорил, что детективный жанр нуждается в творческом развитии, в сочетании с традиционными литературными жанрами. Новую искру могут высечь только молодые литераторы, их надо находить и растить.
Завершить задуманное не представилось возможным, но мысли, посеянные Адамовым, кое-кому из его «семинаристов» удалось реализовать, в том числе и автору этих строк, ставшему членом Союза писателей России.
С нами нет знаменитого Адамова, но остались его книги, осталась память о нём.
Р.S. К огромному сожалению, нет с нами и автора этих строк. Заслуженный работник культуры РСФСР, писатель, полковник милиции в отставке Виктор Михайлович Лыков скончался в марте 2019 года.
---