К 100-летнему юбилею со дня рождения генерал-полковника внутренней службы Бориса Тихоновича Шумилина
Сегодня заместителю министра внутренних дел СССР, первому председателю Российского Совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск генерал-полковнику внутренней службы Борису Тихоновичу Шумилину исполнилось бы 100 лет.
Он всегда ценил людей, инициативный труд, высокую профессиональную культуру сыщика, оперативного работника. И в первую очередь, находил возможность отметить деятельность фронтовиков в системе органов внутренних дел. Переехав в Москву из Белоруссии, он сразу оказался в эпицентре событий, готовым для реформаторской работы и как профессионал, и как руководитель широкой культуры, интеллигент на высокой милицейской должности.
Военная биография Бориса Шумилина началась в сентябре 1940 года. До августа 1941-го в 19 лет он командовал отделением в 110-й стрелковой дивизии, участвовал в обороне Могилева. В декабре 1941 года оказался в партизанском отряде, который затем был преобразован в 14-ю партизанскую бригаду. Этот человек мало рассказывал о себе: «Ну зачем мои геройства живописать? Не я один такой был, вся страна за винтовки взялась, в тылу за станки встала. За народ свой воевал – вот и все!»
В бою у деревни Печкуры, что на Смоленщине, Борис Шумилин уничтожил вражеского пулеметчика, но прикрывая свою группу, получил тяжелое ранение в ногу. Долго лечился. Вернувшись в строй, вступил в партию, получил назначение политруком разведбригады. Тогда же был награжден орденом Красной Звезды. Так началась его новая страница биографии. После соединения с регулярными частями Красной Армии был направлен секретарем райкома комсомола, а затем – на переобучение в Москву в Центральную школу партизанского движения. После окончания её – снова Белоруссия, Брестское партизанское соединение, подпольный обком комсомола, в котором он провел более 26 месяцев. До полного освобождения от немцев Бреста.
В июле 1944 года, после освобождения Белоруссии, был назначен секретарем Брестского обкома комсомола, а в мае 1947 года избран первым секретарем Брестского обкома ВЛКСМ. Затем Высшая партийная школа ВКП(б), аспирантура Белорусского государственного университета. По приглашению Петра Мироновича Машерова Шумилин работал заведующим отделом пропаганды и агитации Брестского обкома компартии республики. Дальше был еще ряд высоких партийных назначений. Затем в 42 года Шумилин стал Министром охраны общественного порядка БССР. А в январе 1967 года, когда образовалось союзное министерство охраны общественного порядка, Борис Тихонович был направлен в Москву на должность заместителя министра.
На новом месте службы Шумилин целиком воспринял и общие, и частные задачи реформирования органов внутренних дел. Он понял Н.А. Щелокова и готов был подставить свое крепкое плечо: сказалась мазуровско-машеровская школа партийно-государственной работы в белорусской партизанской республике. Новые перемены быстро почувствовали все милицейские службы. Это стало достоянием и министерства, и периферии.
Когда в преддверии Олимпиады-80 встал вопрос о том, кто будет председателем Комиссии по безопасности и общественному порядку, на коллегии МВД все единогласно сошлись на кандидатуре Шумилина. На это место потребовался человек, в котором бы сочетались множество качеств, среди которых способность объемно мыслить, системный подход к делу, высочайшая работоспособность и, учитывая планетарный масштаб события, также умение быть дипломатичным и избегать не нужных конфликтов. Борис Тихонович был именно таким человеком. Верность этого решения история подтвердила: во время проведения Олимпиады безопасность была осуществлена на самом высочайшем уровне.
Функции Комиссии были весьма обширными: координация деятельности органов внутренних дел и других административных органов, решение и реализация организационных, материально-технических, паспортных и кадровых вопросов. Одним из направлений подготовки к Олимпийским играм стало обеспечение безопасности их участников и гостей. Все помнили о сентябрьской трагедии 1972 года в Мюнхене, когда террористы уничтожили 13 членов израильской команды. К тому же, 8 января 1977 года три взрыва прогремели в центре Москвы — самый крупный и громкий теракт в СССР, в результате которого погибли 7 и ранения получили более 40 человек.
Решения этой Комиссии не подлежали сторонним правкам. Её постановления были не рекомендательными, а окончательными, и дальнейшее их рассмотрение не предполагалось. Это и не требовалось — очень высок был уровень её представителей. Многие начальники различных ведомств, служившие в их центральных аппаратах, вошли в состав комиссии. На объектах Шумилин был постоянно, с его согласия на период проведения Игр была развернута дежурная часть, которая должна была со своей стороны обеспечить бесперебойную работу оперативных служб.
Объем работы оказался очень велик. Достаточно сказать, что при возведении олимпийских объектов не было допущено краж строительных материалов и оборудования, крупных пожаров. Надежной оказалась система мер охраны источников энерговодоснабжения, различных коммуникаций. В олимпийские дни на трибунах стадионов, в различных спортивных комплексах соблюдался надлежащий порядок. В Москве, как и в других олимпийских городах, не было совершено серьезных преступлений, не допущено дорожно-транспортных происшествий на улицах, загораний на объектах. Всем участникам и гостям Игр была обеспечена личная и имущественная безопасность. А ведь в период проведения Игр только в Москве олимпийские объекты посетило 5 млн. зрителей. Олимпиада прошла без единого эксцесса, даже в день похорон Владимира Высоцкого. Милиционеры находили и возвращали спортсменам, туристам, зрителям утерянные документы и ценности, надежно ограждали людей от любых непредвиденных обстоятельств.
Милиция показала образцы в службе и выучке, высокое оперативное мастерство. Все сотрудники вели себя с предельной корректностью, и хотя кое-кто из недоброжелателей пытался провоцировать инциденты, они сразу же были локализованы. Так, один из западных корреспондентов с целью спровоцировать драку с милиционерами в здании плавательного бассейна попытался проникнуть в ложу для членов МОК, причем заранее договорился со своими коллегами, чтобы они запечатлели этот «инцидент». Но запечатлеть удалось лишь провал провокации, которая натолкнулась на чрезвычайно вежливое и в то же время твердое противодействие стражей порядка. Высоко отозвались о работе советской милиции лорд Килланин, председатель Медицинской комиссии МОК принц Александр де Мерод, президент МОК Хуан Антонио Самаранч. Высокую оценку работе милиции дал Л.И. Брежнев. Спортсмены и многочисленные зрители отмечали вежливость, культуру, четкость действий милиционеров.
В мае 1983 года Борис Тихонович ушел в отставку. Однако он был не тот человек, который мог бы удовлетвориться сделанным, сколь бы объемным оно ни было (а в его случае трудов хватит иным на несколько жизней). Он не мог представить себя вне службы государству и людям.
Новым его делом стало создание ветеранского движения органов внутренних дел и внутренних войск как мощной структуры, действовавшей в масштабах всей страны.
В 1986 году была создана Всесоюзная организация ветеранов войны и труда. Первым председателем ее стал Кирилл Трофимович Мазуров, а его заместителем был Борис Тихонович Шумилин. Когда прекратил свое существование Советский Союз, с ним рассыпались и всесоюзные объединения. Но, конечно, деятельность свою на этом поприще Б.Т. Шумилин не прекратил. По инициативе руководства МВД России он был вовлечен в ведомственное ветеранское движение.
17 апреля 1991 года в Москве состоялась первая Всероссийская учредительная конференция ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, на которой был избран совет организации, первым председателем которого стал генерал-полковник внутренней службы Борис Тихонович Шумилин.
Надо было распространять опыт создания первичных и региональных организаций, чтобы как можно больше вовлечь пенсионеров в общественно-полезную деятельность. Необходимо было изыскивать возможности, чтобы помогать нуждавшимся. Возникала масса проблем. Конечно, не все они решались как хотелось бы, но, в общем-то, дела пошли успешно, главное — ветеранское движение, связанное с органами внутренних дел и внутренними войсками, охватило всю страну.
Вместе с Б.Т. Шумилиным активнейшим образом трудились полные энергии многоопытные руководящие работники МВД — генералы милиции и внутренних войск И.А. Коннов, Н.Е. Цыганник, Т.М. Шукаев, Ф.В. Бубенчиков, В.Н. Новиков, Е.Г. Паталов, В.Е. Сидоров, В.В. Максимов, Г.К. Тыркалов, В.Д. Рыленко, В.Е. Барсуков, С.Л. Шевченко, полковник милиции З.И. Ефремова и многие другие.
Б.Т. Шумилин с присущим ему умением использовал бесценный опыт и знания ветеранов в борьбе с преступностью, поддержании общественного порядка, поднятии престижа милиции и внутренних войск, воспитании молодых сотрудников. Как всегда, подход его к работе был системным, и в новой структуре она строилась по направлениям, чтобы деятельность ее была строго предметной: будь то адресная помощь бывшим сотрудникам или участие в деятельности правоохранительных органов.
За особые заслуги в организации и развитии ветеранского движения в системе органов внутренних дел и внутренних войск на 4-й конференции Б.Т. Шумилину было присвоено звание почётного председателя Российского совета ветеранов ОВД и ВВ.
Российский совет ветеранов в знак особого уважения к заслугам Б.Т. Шумилина учредил премию его имени, которая ежегодно вручается лучшим сотрудникам и ветеранам органов внутренних дел в канун Дня сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Совсем недавно наша страна и все прогрессивное человечество отметило 78-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Достойный вклад в нее внес и генерал-полковник внутренней службы Борис Тихонович Шумилин. Светлая память о нем навсегда сохранится в наших сердцах!
Он всегда ценил людей, инициативный труд, высокую профессиональную культуру сыщика, оперативного работника. И в первую очередь, находил возможность отметить деятельность фронтовиков в системе органов внутренних дел. Переехав в Москву из Белоруссии, он сразу оказался в эпицентре событий, готовым для реформаторской работы и как профессионал, и как руководитель широкой культуры, интеллигент на высокой милицейской должности.
Военная биография Бориса Шумилина началась в сентябре 1940 года. До августа 1941-го в 19 лет он командовал отделением в 110-й стрелковой дивизии, участвовал в обороне Могилева. В декабре 1941 года оказался в партизанском отряде, который затем был преобразован в 14-ю партизанскую бригаду. Этот человек мало рассказывал о себе: «Ну зачем мои геройства живописать? Не я один такой был, вся страна за винтовки взялась, в тылу за станки встала. За народ свой воевал – вот и все!»
В бою у деревни Печкуры, что на Смоленщине, Борис Шумилин уничтожил вражеского пулеметчика, но прикрывая свою группу, получил тяжелое ранение в ногу. Долго лечился. Вернувшись в строй, вступил в партию, получил назначение политруком разведбригады. Тогда же был награжден орденом Красной Звезды. Так началась его новая страница биографии. После соединения с регулярными частями Красной Армии был направлен секретарем райкома комсомола, а затем – на переобучение в Москву в Центральную школу партизанского движения. После окончания её – снова Белоруссия, Брестское партизанское соединение, подпольный обком комсомола, в котором он провел более 26 месяцев. До полного освобождения от немцев Бреста.
В июле 1944 года, после освобождения Белоруссии, был назначен секретарем Брестского обкома комсомола, а в мае 1947 года избран первым секретарем Брестского обкома ВЛКСМ. Затем Высшая партийная школа ВКП(б), аспирантура Белорусского государственного университета. По приглашению Петра Мироновича Машерова Шумилин работал заведующим отделом пропаганды и агитации Брестского обкома компартии республики. Дальше был еще ряд высоких партийных назначений. Затем в 42 года Шумилин стал Министром охраны общественного порядка БССР. А в январе 1967 года, когда образовалось союзное министерство охраны общественного порядка, Борис Тихонович был направлен в Москву на должность заместителя министра.
На новом месте службы Шумилин целиком воспринял и общие, и частные задачи реформирования органов внутренних дел. Он понял Н.А. Щелокова и готов был подставить свое крепкое плечо: сказалась мазуровско-машеровская школа партийно-государственной работы в белорусской партизанской республике. Новые перемены быстро почувствовали все милицейские службы. Это стало достоянием и министерства, и периферии.
Когда в преддверии Олимпиады-80 встал вопрос о том, кто будет председателем Комиссии по безопасности и общественному порядку, на коллегии МВД все единогласно сошлись на кандидатуре Шумилина. На это место потребовался человек, в котором бы сочетались множество качеств, среди которых способность объемно мыслить, системный подход к делу, высочайшая работоспособность и, учитывая планетарный масштаб события, также умение быть дипломатичным и избегать не нужных конфликтов. Борис Тихонович был именно таким человеком. Верность этого решения история подтвердила: во время проведения Олимпиады безопасность была осуществлена на самом высочайшем уровне.
Функции Комиссии были весьма обширными: координация деятельности органов внутренних дел и других административных органов, решение и реализация организационных, материально-технических, паспортных и кадровых вопросов. Одним из направлений подготовки к Олимпийским играм стало обеспечение безопасности их участников и гостей. Все помнили о сентябрьской трагедии 1972 года в Мюнхене, когда террористы уничтожили 13 членов израильской команды. К тому же, 8 января 1977 года три взрыва прогремели в центре Москвы — самый крупный и громкий теракт в СССР, в результате которого погибли 7 и ранения получили более 40 человек.
Решения этой Комиссии не подлежали сторонним правкам. Её постановления были не рекомендательными, а окончательными, и дальнейшее их рассмотрение не предполагалось. Это и не требовалось — очень высок был уровень её представителей. Многие начальники различных ведомств, служившие в их центральных аппаратах, вошли в состав комиссии. На объектах Шумилин был постоянно, с его согласия на период проведения Игр была развернута дежурная часть, которая должна была со своей стороны обеспечить бесперебойную работу оперативных служб.
Объем работы оказался очень велик. Достаточно сказать, что при возведении олимпийских объектов не было допущено краж строительных материалов и оборудования, крупных пожаров. Надежной оказалась система мер охраны источников энерговодоснабжения, различных коммуникаций. В олимпийские дни на трибунах стадионов, в различных спортивных комплексах соблюдался надлежащий порядок. В Москве, как и в других олимпийских городах, не было совершено серьезных преступлений, не допущено дорожно-транспортных происшествий на улицах, загораний на объектах. Всем участникам и гостям Игр была обеспечена личная и имущественная безопасность. А ведь в период проведения Игр только в Москве олимпийские объекты посетило 5 млн. зрителей. Олимпиада прошла без единого эксцесса, даже в день похорон Владимира Высоцкого. Милиционеры находили и возвращали спортсменам, туристам, зрителям утерянные документы и ценности, надежно ограждали людей от любых непредвиденных обстоятельств.
Милиция показала образцы в службе и выучке, высокое оперативное мастерство. Все сотрудники вели себя с предельной корректностью, и хотя кое-кто из недоброжелателей пытался провоцировать инциденты, они сразу же были локализованы. Так, один из западных корреспондентов с целью спровоцировать драку с милиционерами в здании плавательного бассейна попытался проникнуть в ложу для членов МОК, причем заранее договорился со своими коллегами, чтобы они запечатлели этот «инцидент». Но запечатлеть удалось лишь провал провокации, которая натолкнулась на чрезвычайно вежливое и в то же время твердое противодействие стражей порядка. Высоко отозвались о работе советской милиции лорд Килланин, председатель Медицинской комиссии МОК принц Александр де Мерод, президент МОК Хуан Антонио Самаранч. Высокую оценку работе милиции дал Л.И. Брежнев. Спортсмены и многочисленные зрители отмечали вежливость, культуру, четкость действий милиционеров.
В мае 1983 года Борис Тихонович ушел в отставку. Однако он был не тот человек, который мог бы удовлетвориться сделанным, сколь бы объемным оно ни было (а в его случае трудов хватит иным на несколько жизней). Он не мог представить себя вне службы государству и людям.
Новым его делом стало создание ветеранского движения органов внутренних дел и внутренних войск как мощной структуры, действовавшей в масштабах всей страны.
В 1986 году была создана Всесоюзная организация ветеранов войны и труда. Первым председателем ее стал Кирилл Трофимович Мазуров, а его заместителем был Борис Тихонович Шумилин. Когда прекратил свое существование Советский Союз, с ним рассыпались и всесоюзные объединения. Но, конечно, деятельность свою на этом поприще Б.Т. Шумилин не прекратил. По инициативе руководства МВД России он был вовлечен в ведомственное ветеранское движение.
17 апреля 1991 года в Москве состоялась первая Всероссийская учредительная конференция ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, на которой был избран совет организации, первым председателем которого стал генерал-полковник внутренней службы Борис Тихонович Шумилин.
Надо было распространять опыт создания первичных и региональных организаций, чтобы как можно больше вовлечь пенсионеров в общественно-полезную деятельность. Необходимо было изыскивать возможности, чтобы помогать нуждавшимся. Возникала масса проблем. Конечно, не все они решались как хотелось бы, но, в общем-то, дела пошли успешно, главное — ветеранское движение, связанное с органами внутренних дел и внутренними войсками, охватило всю страну.
Вместе с Б.Т. Шумилиным активнейшим образом трудились полные энергии многоопытные руководящие работники МВД — генералы милиции и внутренних войск И.А. Коннов, Н.Е. Цыганник, Т.М. Шукаев, Ф.В. Бубенчиков, В.Н. Новиков, Е.Г. Паталов, В.Е. Сидоров, В.В. Максимов, Г.К. Тыркалов, В.Д. Рыленко, В.Е. Барсуков, С.Л. Шевченко, полковник милиции З.И. Ефремова и многие другие.
Б.Т. Шумилин с присущим ему умением использовал бесценный опыт и знания ветеранов в борьбе с преступностью, поддержании общественного порядка, поднятии престижа милиции и внутренних войск, воспитании молодых сотрудников. Как всегда, подход его к работе был системным, и в новой структуре она строилась по направлениям, чтобы деятельность ее была строго предметной: будь то адресная помощь бывшим сотрудникам или участие в деятельности правоохранительных органов.
За особые заслуги в организации и развитии ветеранского движения в системе органов внутренних дел и внутренних войск на 4-й конференции Б.Т. Шумилину было присвоено звание почётного председателя Российского совета ветеранов ОВД и ВВ.
Российский совет ветеранов в знак особого уважения к заслугам Б.Т. Шумилина учредил премию его имени, которая ежегодно вручается лучшим сотрудникам и ветеранам органов внутренних дел в канун Дня сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Совсем недавно наша страна и все прогрессивное человечество отметило 78-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Достойный вклад в нее внес и генерал-полковник внутренней службы Борис Тихонович Шумилин. Светлая память о нем навсегда сохранится в наших сердцах!