Шли сыщики в разведку

Ежегодно 15 февраля в нашей стране отмечается День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Именно в тот день в 1989 году последняя колонна советских войск покинула Афганистан…

Рассказывает Елена Шершень.


Ограниченный контингент советских войск (ОКСВ) на территорию этой страны ввели в декабре 1979 года. Однако ещё несколькими месяцами ранее к выполнению нелёгких задач по обеспечению законности и правопорядка в соседнем государстве приступили сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск МВД СССР.

Дело в том, что уже с августа 1978 года началось формирование Министерства внутренних дел Демократической Республики Афганистан (МВД ДРА) и территориальных органов, получивших название царандой (защитник). Учитывая непростую обстановку, отсутствие опыта организации правоохранительной деятельности, афганское правительство попросило руководство СССР оказать помощь в создании качественно новой государственной структуры, профессионального становления личного состава царандоя. Советский Союз активно включился в работу, которая завершилась только спустя два года после вывода советского военного контингента, когда было свергнуто правительство Наджибуллы.

15 августа 1978 года в Кабул прибыли первые советники из МВД СССР во главе с генерал-майором милиции Николаем Веселковым. Через год группу возглавил генерал-майор милиции Александр Косоговский. Советским милиционерам предстояло решать такие важнейшие задачи, как организация борьбы с бандитизмом и уголовной преступностью. Оказание помощи в подборе и расстановке кадров, особенно в руководящем звене. А также наладить координацию сил и средств в провинциальных центрах. Особое внимание уделялось материально-техническому обеспечению, поставкам вооружения и бронетехники.

Через три месяца после ввода в страну ограниченного контингента советских войск, 20 марта 1980 года, было принято постановление Совета Министров СССР об образовании с января 1981 года Представительства МВД СССР при МВД ДРА. Первым его руководителем стал генерал-лейтенант милиции Николай Цыганник. Позже представительство возглавляли генерал-лейтенант внутренней службы Анатолий Аникеев, генерал-лейтенант милиции Александр Логвинов, генерал-лейтенант внутренней службы Вадим Егоров, генерал-лейтенанты милиции Геннадий Алексеев и Вячеслав Панкин.

Впоследствии Анатолий Аникеев отмечал, как советские милиционеры относились к возложенной на них миссии: «Нами руководило только одно – оказать максимально возможную помощь в защите революционных преобразований. Мы верили в себя, к наградам и званиям не стремились, а служили Отечеству».

Анатолий Васильевич подчёркивает, что сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана и других республик «проявили лучшие качества, которые всегда отличали советских людей, будь то Испания, Монголия, Корея или Вьетнам, – гуманизм и самопожертвование. Это постоянно отмечали афганские коллеги, представители власти, простые граждане».

В период с 1979-го по 1989 год советниками царандоя служили более 3900 сотрудников советской милиции, 28 из них погибли на чужой земле. Около 2600 были отмечены государственными наградами. Тогда о деятельности представителей органов внутренних дел и внутренних войск по оказанию практической помощи правительству ДРА писали не часто. Это объясняется тем, что все сведения об этом в МВД СССР были засекречены. Сегодня о тех событиях можно узнать из воспоминаний их участников.

Так, в 1983 году для выполнения интернационального долга в Кабул прибыл Юрий Малышев. Вскоре его – сотрудника Представительства МВД СССР при МВД ДРА направили советником начальника политотдела царандоя провинции Балх – крупнейшей провинции на севере Афганистана.

Нынешний заместитель председателя правления Ассоциации ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России полковник милиции в отставке Юрий Малышев на протяжении всего времени работы в провинции принимал непосредственное участие в боевых действиях по уничтожению баз мятежников, мест их сосредоточения. Обеспечивал взаимодействие с подразделениями советской армии и мотоманевренными группами погранвойск.

Юрий Валентинович убеждён в том, что служба в Афганистане стала уникальным опытом в деятельности министерства внутренних дел и будет вписана красной строкой в историю органов внутренних. Ведь и прежде, и после этого в истории российского государства не было такого, чтобы представители органов внутренних дел в массовом порядке выполняли задачи за рубежом.

Ветеран до сих пор помнит напутствие советского посла в Афганистане Фикрята Табеева, который, выступая перед миссией, предупреждал: «Восток – дело тонкое: афганец говорит одно, думает другое, делает третье».

В марте 1981 года в состав Представительства МВД СССР при МВД ДРА прибыл заместитель начальника отдела ГУУР МВД СССР Юрий Федосеев, впоследствии – начальник Московского уголовного розыска.

Юрий Григорьевич вспоминает: «С января 1981 года на базе немногочисленного советнического аппарата стало разворачиваться Представительство МВД СССР при МВД ДРА. Собственно, аппарат Представительства составляли советники при службах МВД Афганистана и советники при командовании царандоя в провинциях, при оперативных и специальных формированиях (полках и батальонах). На последнем инструктаже, состоявшемся перед вылетом из Москвы, мне объявили, что я назначен старшим советником царандоя».

Вскоре после прибытия его направили советником царандоя провинции Лагман.

«В марте–апреле 1981 года обстановка в провинции была крайне напряжённой, практически ежедневно и провинциальный центр, и центры уездов подвергались миномётному и ружейному обстрелу, сфера влияния правительственных сил ограничивалась этими центрами и семью небольшими кишлаками, царандой провинции и его оперативный батальон не представляли в то время реальной силы, способной вести наступательные боевые действия, – вспоминает Юрий Федосеев. – Исходя из этого мною были определены основные направления деятельности советнического аппарата царандоя, который в мае 1981 года был укомплектован полностью. Они сводились к следующему: расширение влияния правительственных сил на население провинции; комплектование частей и подразделений царандоя солдатами и резервистами; повышение качества политико-воспитательной работы среди личного состава…».

Через много лет, осмыслив афганскую командировку, Юрий Федосеев утверждает: «Да, у каждого из нас был свой путь в Афганистане. Были среди нас и романтики, и просто люди долга. Им сказали «нужно» – они и поехали. Но практически всех нас согревала сопричастность к зарождению нового государства социалистической ориентации, становлению его институтов. Быть участником революционно-прогрессивных преобразований мы посчитали за честь, равную чести участника гражданской войны в Испании. Так мы были воспитаны, так мы расценивали ситуацию тогда, так многие из «афганцев» считают и сейчас…».

Уникальной страницей деятельности советских милиционеров в Афганистане стала работа оперативно-разведывательного отряда МВД СССР «Кобальт». Его сформировали и направили «за речку» для оказания помощи МВД ДРА и подразделениям ОКСВ в ведении разведки бандформирований. В те годы об этом милицейском спецназе знал крайне ограниченный круг даже среди руководства страны.

Первый состав «Кобальта» летом 1980 года приступил к оперативно-разыскной и боевой работе в семи зонах. Отдельными командами личный состав дислоцировался в ключевых провинциях. В составе оперативно-боевых групп спецназовцы выезжали в уезды. С августа 1980-го по апрель 1983 года сменилось три состава «Кобальта». Первыми двумя командовал заместитель начальника ГУУР МВД СССР генерал-майор милиции Бексултан Дзиов.

Одним из первых сотрудников органов внутренних дел, награждённых за службу на афганской земле, стал Михаил Исаков. И хотя ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, в 1980 году о его подвиге не писали в газетах, не рассказывали по радио.

В то время капитан милиции Михаил Исаков геройски проявил себя именно в отряде «Кобальт». Группа разведчиков, в которую он входил, попала в засаду. Все товарищи Исакова или погибли, или были ранены. Капитан милиции всю ночь в одиночку отстреливался от душманов, не давая им надругаться над телами погибших и добить раненых. Ему удалось продержаться до подхода своих…

Многие сотрудники советской милиции стали тогда настоящими разведчиками. А ведь перед поездкой практически никто из них даже не знал ни одного языка народов, проживающих в Афганистане. Но этот недостаток компенсировали отменной специальной подготовкой и богатым опытом оперативной работы.

Оперативные сотрудники милиции в те годы оказались наиболее подготовленными для проведения агентурной разработки многочисленных незаконных вооружённых формирований мятежного Афганистана. К разведдеятельности были подключены и милицейские сыщики.

После того как представительство МВД СССР при МВД ДРА было расформировано, а его сотрудники вернулись на родину, многие из них высказывались о необходимости создать ветеранскую организацию. Руководство тогда уже МВД России поддержало это предложение. В результате 28 апреля 1992 года была сформирована Ассоциация ветеранов-интернационалистов. Её первым президентом избрали заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта внутренней службы Виталия Турбина.

Через четыре года «открыли дверь» в ассоциацию и тем, кто честно выполнял служебный долг на территории своей родины. Её ряды пополнили участники боевых действий в различных горячих точках. После принятия Закона «О ветеранах» организация стала называться Ассоциацией ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России.

Сегодня такие общественные организации есть в 74 регионах страны. Они насчитывают свыше 75 тысяч человек. Ассоциация оказывает социальную поддержку ветеранам боевых действий и членам их семей, осуществляет социальную адаптацию инвалидов. Кроме того, её члены ведут активную работу по патриотическому воспитанию молодёжи, защите прав и законных интересов ветеранов боевых действий, оказывая им информационную, консультативную, материальную и иную помощь.

Со временем, помимо милиционеров-интернационалистов, сотрудниками МВД России стали более 10 тысяч бывших военнослужащих Министерства обороны СССР и представителей других силовых ведомств, опалённых Афганистаном. Полученная ими боевая закалка помогала, а кому-то и сегодня помогает справляться с задачами по охране правопорядка в родной стране.


Шли сыщики в разведку

Шли сыщики в разведку
Герой Советского Союза Михаил Исаков

Шли сыщики в разведку

Шли сыщики в разведку