Разговор о будущем

Многие ли из нас знают, сколько в нашей стране кавалеров четырёх орденов Мужества? Их всего четыре. А что о них известно? Да практически ничего. Так уж получается, что настоящие герои, проливавшие кровь за Родину, зачастую остаются неизвестными для большинства сограждан.

Чтобы исправить это недоразумение, корреспондент «Щита и меча» Роман Илющенко встретился с одним из них – полковником полиции в отставке Алексеем Новгородовым.

Возвращение к вере

Его официальная биография уместилась на обложке написанной им книги с говорящим названием «Исповедь офицера». А вот подробно рассказывать про свои подвиги Алексей Викторович наотрез отказался, признавшись, что «надоело быть приложением к своему парадному кителю».

- Давайте лучше поговорим не о моём прошлом, а о нашем будущем, – неожиданно предложил Новгородов.

Разговор о будущем мы начали с веры. К православию, к Богу у этого легендарного человека необычайно бережное и трепетное отношение. Даже подумалось: есть в нём что-то от былинного богатыря, на минуту снявшего шлем и кольчугу, отложившего меч, ещё недавно разивший врагов святой Руси.

- Как вы, боевой офицер, казалось бы, не имеющий права испытывать снисхождения к врагу, пришли к вере, которая учит терпимости и прощению?

- Верующей была моя мама, которая, сколько себя помню, всегда брала меня на богослужения. Жили мы в Косино, тогда это было Подмосковье, и, хотя ближайшая церковь была в Вешняках, на воскресные службы мы ездили в Лефортово, в храм Петра и Павла. Добирались с несколькими пересадками. И вот одно из воспоминаний детства: зима, кругом снег, холодно, хочется спать, так как вставать приходилось очень рано. А потом вдруг контрастом – тепло храма, мерцание лампадок, свечей и я, окутанный особым, трепетно-блаженным покровом, засыпаю где-нибудь на лавочке, чтобы потом причаститься.

В школьном возрасте, как и многие сверстники, отошёл от веры и в церковь не ходил. Тем не менее, не было и отрицания, отторжения Бога. Повзрослев, периодически опять стал посещать храм. А уж ко времени командировок на Кавказ я был уже вполне верующим. Главной причиной, как обычно бывает, стали не скорби, а что-то незаметное, ненавязчивое, что невозможно передать словами. Хотя и скорбей хватало – втроём не унести.

Своему опыту вхождения в церковь Новгородов посвятил своё первое произведение «Господня дружина».

Главный критерий – правда

- Вымучив кое-как этот рассказ, не думал связывать жизнь с творчеством, но не тут-то было, – продолжает Алексей Викторович. – За меня всерьёз взялся мой хороший знакомый, ныне председатель Союза писателей России Николай Иванов. Автор многих замечательных книг, самая пронзительная из которых, на мой взгляд, «Расстрелять в ноябре», где описывается его личный опыт нахождения в плену у чеченских сепаратистов. На этом и «поймал» меня. Мол, он был в плену, а я подобных ему освобождал. Необходимо восполнить пробел, описать картину этой человеческой трагедии с обеих сторон.

Главное в моём будущем рассказе – правдивость. Всё должно быть предельно откровенно с точки зрения оперативника. Так же, как Иванову, удалось передать в своей книге ужас и переживания кавказского пленника. Он писал, как люди сидят и каждый день ждут смерти, а я должен был поведать, что делается в этот момент на воле, чтобы спасти товарищей. Так родился мой следующий рассказ – «Боевая машина «Жигулёнок».

В следующий раз к писательству подвиг другой мой товарищ. Он как-то заявил, мол, о героях писать легко, а о человеке, который выполнял незаметную, на первый взгляд, работу, обеспечив ему успех, гораздо сложнее.

Меня как обожгло, ведь и на моём пути встречались люди, которым я многим обязан. Один из них – простой солдатик Сергей Серый. Во время проведения инженерной разведки на дороге Грозный - Аргун он подорвался на мине. А я тогда должен был на этом же маршруте выполнить одно серьёзное задание. И получилось, что боец прикрыл меня собой. Знакомство с ним, правда, произошло несколько позже, когда мы летели в одном самолёте.

Сергей оказался потрясающим человеком с настоящим русским характером. Я навещал его в госпитале после проведения операции по перехвату террориста, готовившего серию взрывов в Москве. А розыску смертника способствовала как раз информация, полученная после того подрыва на дороге. Понимаете, какая цепочка получается? Благодаря самопожертвованию Серёжи я смог добыть сведения, в результате чего удалось предотвратить трагедию в столице.

Тогда и появился очередной рассказ «Серый». А Сергей, к несчастью, скончался в госпитале от полученных ранений.

- Получается, что все ваши герои – реальные люди?

- Это так. Причём с каждым предварительно созванивался, получал добро. Пожалуй, только Сергей Серый выведен под своей фамилией без его разрешения, за что, думаю, он меня простит.

Об искренности и героях

- Героев у нас на самом деле больше, чем официально признанных и награждённых, – размышляет Алексей Викторович. – Это люди, честно выполняющие возложенный на них богом и государством долг. Ими могут быть не только солдаты или полицейские. Это и наши самоотверженные женщины, рожающие детей больше, чем им позволяет официальная корзина потребителя. Или фрезеровщик, выполняющий важный госзаказ, получая при этом гроши. Школьник, заступившийся за незнакомого малыша, которого обижали старшие мальчишки…

Настоящий русский человек не забывает и прошлое, помнит свои корни, род. Ведь по сути, только у нас, в отличие от Запада, ещё сохранились отчества. Я – Алексей Викторович, и этим чту своего отца. А у них давно уже не только отчеств нет, но даже имена христианские низвели до собачьих кличек. Вместо Майкла (в честь архангела Михаила) какие-то Микки...

- Вы рассуждаете, как националист…

- Не националист, но патриот. Благороднейшее звание!

Приведу пример. Я люблю свой народ, болею за него, переживаю все его беды и проблемы, радуюсь победам. Но одним из моих лучших друзей был чеченец Бувади Дахиев – начальник штаба чеченского ОМОНа. Говорю был, потому что его уже нет с нами. Этот человек для меня как брат. Мы оказались настолько близки, что я сам был готов отдать за него свою жизнь. Но получалось так, что это он спасал несколько раз мою.

Был ли он чеченским националистом? Я его не спрашивал, но то, что он любил свой народ, бесспорно. И для того, чтобы защитить его от реальных, а не мнимых врагов, взял в руки оружие и встал на сторону закона и порядка. О многом говорит его позывной – Патриот. Не кличка, а именно боевой позывной. И он отзывался всегда, когда требовалась его помощь. Для меня важно, что он был искренним во всём. Это очень ценное качество. Именно искренности, правдивости не хватает всем нам.

Благодаря своим кавказским командировкам я приобрёл много новых друзей, которых не нашёл бы в обыкновенной мирной обстановке. Не я первый отмечаю, что в условиях, сопряжённых с риском, вся шелуха с людей слетает, и человек обнажается, становится таким, каким предстанет перед богом.

По законам информационной войны

- Как, на ваш взгляд, реагировать сегодня на выпады тех, кто пытается исказить нашу историю, поддерживает враждебную политику других государств?


- Я предлагаю бороться их же методами. Мы, например, проигрываем им в соцсетях. Понятно, что многие целенаправленно «копают» под нашу историю, передёргивают и извращают факты, события, не гнушаются провокациями, вбросом, как сейчас говорят, фейковых новостей. Их действия явно согласованны и управляются из единого центра. Почему же не организовать отпор не только репрессивными методами, но и, скажем, поддержкой лояльных государству блогеров, частных информагентств, которые заткнули бы рты противникам? Они бы моментально реагировали на все нападки, давали разгромные ответы, а ещё лучше – сами переходили в атаку, раскрывая сущность и источники финансирования неприятеля.

Мы, как известно, долго запрягаем, что на руку нашим врагам. У народа нет понимания опасности информационной войны, которая нам давно объявлена. Люди считают, что их дело сторона, их это не касается. В лучшем случае просто не смотрят или не читают новости. Большинство беспомощны перед такой мощной атакой негатива и антигосударственных трендов. Особенно молодёжь. Она более доверчива, у неё обострено чувство справедливости. На этом и играют наши заклятые «друзья»: едва что-то случилось – моментально идёт вброс с их трактовкой события! А мы, как правило, начинаем оправдываться…

Визитная карточка

Алексей Викторович Новгородов. Родился 12 апреля 1961 года в Подмосковье.

После окончания Московской высшей школы милиции МВД СССР работал оперуполномоченным МУРа.

С 1992 года неоднократно нёс службу в составе сводных подразделений МВД России на Северном Кавказе. Освобождал заложников, задерживал опасных преступников, участвовал в ликвидации вооружённых бандитов. В одном из боестолкновений получил серьёзное ранение. В 2003-м возглавил отдел по борьбе с оргпреступностью Временной объединённой группировки отделов и подразделений (ВОГОиП) МВД России на Северном Кавказе.

С 2007-го работал в Департаменте по борьбе с организованной преступностью.

В 2009 году возглавил специальное оперативное подразделение.

Полковник полиции в отставке.

Член Союза писателей России с 2015 года.

Награждён четырьмя орденами Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II-й степени, медалью «За отличие в воинской службе» II-й степени, именным оружием.


Разговор о будущем

Разговор о будущем

Разговор о будущем

Разговор о будущем

Разговор о будущем

Разговор о будущем