Ветераны боевых действий из разных стран объединились, чтобы помочь инвалиду афганской войны

Юрий Андреевич Пуйка – ветеран афганской войны, «за речкой» служил в составе 154-го отдельного отряда специального назначения 15-й отдельной бригады специального назначения ГРУ Генерального штаба Вооружённых сил СССР.

Был разведчиком-минёром, за плечами которого 127 разведывательных выходов на территорию, контролируемую душманами. Не раз доводилось Юрию проявлять мужество и самоотверженность, вступая в схватку с врагом. Подтверждение тому – орден Красного Знамени и медаль «За отвагу», которых удостоила его Родина.

При выполнении одной из боевых задач в районе Джелалабада разведгруппа, в головном дозоре которой находился ефрейтор Пуйка, столкнулась с бандой, во много раз превосходившей её по численности. Завязался жестокий бой. Прикрывая отход товарищей, Юрий получил тяжёлые ранения: осколки разорвавшейся рядом мины впились в голову, грудь и ноги разведчика. Один, острый как бритва, отсёк руку, второй – срезал нос…

Потом были три года напряжённой борьбы за жизнь в различных госпиталях, множество перенесённых операций, трудный и мучительный процесс физического восстановления и психологической реабилитации. Молодость и упорство дали результат – тренированный, закалённый в боях и походах организм не сломался, и Юрий, в конце концов, смог вернуться к полноценной жизни. Если бы не потерянная рука!.. Увы, в таких случаях бессильны даже самые одарённые врачи. Но он научился жить и с этим.

И всё вроде бы шло нормально у героя-спецназовца, но судьба преподнесла ему новые испытания: шесть лет назад у Юрия Андреевича сгорел жилой дом. Не имея финансовой возможности построить или приобрести иное жильё, бывший воин-интернационалист был вынужден перебраться в гараж, даже не предполагая, на сколь продолжительный срок временное пристанище станет местом его постоянного проживания.

Неоднократно обращался ветеран и инвалид афганской войны в различные государственные и властные инстанции, взывая о помощи чиновников и депутатов разных уровней. Ответ везде был один: «Вам ничего не положено».

Как уже не раз бывало в подобных случаях, на помощь соратнику пришли люди, на себе испытавшие, что такое война и никогда не бросавшие друзей в трудную минуту ни на поле боя, ни в послевоенной жизни. Знакомые Юрия Андреевича разместили информацию о постигшем его несчастье и мытарствах по бюрократическим инстанциям в социальных сетях.

Практически сразу откликнулись боевые товарищи, с которыми Пуйка ходил когда-то в разведывательные рейды по выжженным солнцем афганским горам. И среди них – Александр Кирилин, командир роты Юрия, с которым они не виделись с 1987 года, Рамиль Абзалимов, командовавший во время его службы отрядом. Они-то и решили использовать для решения проблемы однополчанина возможности ветеранов 154-го отряда, выступив с инициативой оказания добровольной финансовой поддержки.

И вскоре после этого для помощи инвалиду стали объединяться и прилагать усилия ветераны боевых действий со всей России, а также из Киргизии, Украины, Узбекистана, Казахстана, Белоруссии, Молдавии, Италии, Великобритании и ещё нескольких стран ближнего и дальнего зарубежья.

Каждый из них – от председателя комитета Государственной думы Российской Федерации до обычного лесничего и простого автослесаря – переводили на специально открытый счёт посильную для них сумму. Всех этих людей различных профессий, национальностей, социального положения и финансового достатка объединяло одно – каждый из них в своё время был солдатом или офицером, служил в горячей точке или участвовал в локальном военном конфликте, выполняя приказ Родины.

Бывший командир 15-й отдельной бригады спецназа полковник запаса Александр Овчаров, ведущий передачи «Служу Отечеству!» Вячеслав Корнеев, президент компании Zenden Андрей Павлов, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, депутат Госдумы Иван Тетерин, президент группы компаний «Гранель» Ильшат Нигматуллин, президент банка ВТБ Андрей Костин, офицеры запаса Игорь Пархоменко, Сергей Беспалов, Олег Денисенко, Виталий Босенко, основатель медиахолдинга «Ветеранские вести» Вячеслав Калинин и многие-многие другие – всего более тысячи человек…

За весьма непродолжительный срок им удалось набрать сумму, необходимую для покупки квартиры, и этой осенью Юрий Андреевич Пуйка сможет отпраздновать новоселье. А затем регулярно встречать в своём гостеприимном жилище боевых друзей, с которыми ему довелось столько пройти и испытать. Что может быть важнее для ветеранов, чем радость человеческого общения?!

У этой истории конкретного человека, в полной мере ощутившего поддержку братьев по оружию, вполне счастливый финал. Но ведь он не один такой! Почему вообще возникают в нашей стране подобные проблемы у военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы в районах боевых действий?

Оказывается, в законодательстве Российской Федерации отсутствует право этой категории граждан – инвалиды боевых действий – на получение жилья за счёт федерального бюджета.

При этом Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» в ст. 4 гласит, что инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий (далее также – инвалиды войны) – неделимая категория. Но далее, в ст. 14 «Меры социальной поддержки инвалидов войны», тот же федеральный закон эту единую категорию граждан, противореча самому себе, разделяет на инвалидов Великой Отечественной и инвалидов боевых действий. Такой вот юридический казус!

В результате этого, согласно положению федерального закона, инвалиды Великой Отечественной войны в нашей стране обеспечиваются жильем за счёт федерального бюджета независимо от их имущественного положения, а инвалиды боевых действий – нет.

Чтобы получить жильё от государства, инвалид боевых действий должен быть признан малоимущим. Юрий Андреевич Пуйка (и тысячи таких, как он) получает от государства пенсию по инвалидности, соответственно, малоимущим признан быть не может. А значит и права на получение жилплощади от страны, которую защищал, не имеет.

Следовательно, проблема эта не частная, не единичная, потому и решать её надо на государственном уровне, корректируя действующие ныне федеральные законы, чтобы категория инвалидов всех войн – больших и малых – была единой не только в квалификации военных действий, в которых они участвовали, но и по предоставляемым им льготам.

В попытках инициировать изменения в федеральном законодательстве в интересах многих инвалидов войны, проживающих в нашей стране, боевые офицеры обратились в российское военное ведомство.

Но чиновник в погонах, ответивший на письмо, посоветовал им... «не парализовывать работу министерства подобными посланиями», а обратиться со своими проблемами… в Министерство сельского хозяйства!

Почему именно туда, для ветеранов так и осталось загадкой.

Солдаты и офицеры нашей армии и других российских силовых структур смогут с полной самоотдачей исполнять воинский долг в горячих точках, рискуя своей жизнью и здоровьем ради интересов Родины и государства только в том случае, когда будут пребывать в полной уверенности, что, если с ними случится беда, Россия их не забудет, а государство – не бросит, не оставит один на один с их бедами, проблемами и заботами.

Это важно для поддержания престижа военной службы, для того, чтобы тысячи и тысячи молодых людей, которые сейчас только выбирают себе профессию и жизненный путь, избрали своей судьбой служение Отчизне в военном мундире.

Юрий Брулин,
специальный корреспондент ИА «Ветеранские вести»


Ветераны боевых действий из разных стран объединились, чтобы помочь инвалиду афганской войны