Боевая биография бронепоездов войск НКВД

Публицистика, военная документалистика, историческое исследование... Все перечисленные жанры подходят для определения к новому изданию – книге «Железнобокие», выпущенной редакцией журнала войск национальной гвардии России «На боевом посту» в год 75-летия Великой Победы.

Книга посвящена истории боевых действий бронепоездов войск НКВД – одной из самых малоизученных глав истории как войск правопорядка, так и Великой Отечественной войны.


Традиционно белые пятна минувшего призваны раскрывать профессиональные историки. Крайне редко это удаётся сделать писателям, кинематографистам, журналистам. Однако книга «Железнобокие» – именно такой редкий случай, когда заслуга первооткрывателя принадлежит не вузовскому профессору или ученому, а публицисту. Автор уникального в своем роде издания-исследования – военный журналист, заслуженный работник культуры Российской Федерации полковник Игорь Софронов.

Его очередной литературный труд содержит целый ряд новых, ранее не исследованных фактов о мужестве и отваге, доблести и самоотверженности команд сухопутных броненосцев, проявленных ими в боях на Украине, в Белоруссии, под Москвой, в битвах за Сталинград и Северный Кавказ.

В чём уникальность труда? Дело здесь не только в закрытости до недавних пор архивов бывшего НКВД, а скорее в специфике проблемы исследования.

О бронепоездах Наркомата внутренних дел СССР никто и никогда ранее так развёрнуто и подробно не писал. Отдельные публикации были скупы на подробности и создавались по воспоминаниям членов команд стальных титанов. При этом документальная основа и глубокий анализ вопроса в статьях и очерках, к сожалению, отсутствовали. В аннотации к книге справедливо указано, что подвиги бойцов и командиров экипажей бронепоездов незаслуженно редко упоминались на страницах истории чекистских войск, правопреемником которых сегодня являются войска национальной гвардии России. А они этого, безусловно, заслуживают!

С бронепоездами, подведомственными Наркомату оборону Советского Союза ситуация в корне иная. К их судьбе и боевым заслугам несравнимо чаще обращались историки и представители творческих профессий. По этой теме есть богатая библиография, обширный архивный материал. Вместе с этим мало кто из наших современников может сказать, когда чекисты обзавелись собственными крепостями на колёсах.

Появление бронепоездов в войсках ОГПУ связано с принятием ими под охрану в январе 1928 года важных объектов на железных дорогах. В начале лета того же года Наркомат обороны СССР передал чекистским войскам первый бронированный состав. Бронепоезд «Феликс Дзержинский» и рота мотоброневагонов стали основой для формирования бронепоездных подразделений в войсках НКВД СССР по охране железных дорог.

Автор книги указывает, что, начиная с 1936 года, их количество неуклонно росло. Дислоцировались бронепоезда как на западе, так и на востоке страны. Но в отличие от сухопутных броненосцев РККА, они никогда, как поётся в песне, не стояли на запасных путях, а постоянно несли боевую службу.

Тему бронепоездов войск НКВД автор книги разделил на ряд крупных частей. Здесь и подробности появления их в Наркомате внутренних дел, и истории бронированных составов в предвоенный период, и боевая биография некоторых из них в годы Великой Отечественной. И, конечно же, судьбы конкретных воинов, чьи подвиги красной нитью вписаны в историю уникальных подразделений. Автор не только прослеживает боевой путь крепостей на колёсах чекистских войск, но и знакомит читателей с их конструктивными особенностями, боевыми возможностями.

Наиболее яркий и героический этап жизни бронепоездов войск НКВД – Великая Отечественная война. Они активно использовались для огневой поддержки пехоты, танковых частей, действовавших в полосе железной дороги, поражения огневых точек и живой силы противника в районе железнодорожных станций, ведения контрбатарейной борьбы, при защите мостов и переправ от ударов авиации, для сопровождения воинских эшелонов.

Судьбы крепостей на колёсах и их экипажей часто складывались трагично. Многие из них стали заложниками катастрофической ситуации, сложившейся на западном направлении в 1941 году. Они, выполняя приказы командования и требования Боевого устава Красной Армии, оставались обеспечивать отход отступавших воинских частей и соединений. А устав в недвусмысленно требовал от командира бронепоезда, прикрывающего отход войск, даже ценой гибели материальной части и команды, обеспечивать отрыв главных сил от наступающего противника. И команды сухопутных броненосцев стояли до конца!

Казалось бы, экипаж крепости на колесах за надёжной бронёй, а значит, вероятность выжить у них больше, чем, например, у рядовых пехотинцев. Но логика войны устанавливала свои суровые правила.

«Их последний бой, – пишет Игорь Софронов, – становился боем обречённого на гибель титана – жестоким, кровопролитным, беспощадным, не с надеждой на победу, а лишь с желанием продержаться как можно дольше, чтобы дать возможность спастись другим».

Сами за себя говорят цифры. Согласно архивным документам, «в боях с немецко-фашистскими захватчиками на фронтах Великой Отечественной войны участвовал 21 бронепоезд войск НКВД, с 22 июня 1941 года по 1 июля 1943 года было потеряно в боях 15 бронепоездов, восстановлено и введено в строй – 8». За каждой из этих цифр стоят героизм и мужество экипажей, ценой собственной жизни приближавших Победу над врагом.

Вот такая она – боевая судьба стальных титанов. Безусловно, их истории будут интересны для широкого круга читателей, неравнодушных к военному прошлому Отечества и ратной славе его защитников.

Андрей Козлов, полковник запаса, доктор исторических наук, профессор


Боевая биография бронепоездов войск НКВД

Боевая биография бронепоездов войск НКВД