Он был настоящим асом сыска!

Судьба Вадима Ивановича Бритвина мало чем отличается от судеб его ровесников, вставших на защиту Родины от фашизма. В июне 1942 года он был призван на военную службу и вплоть до победного мая 1945-го находился в составе действующей армии.

Этот человек всегда шел впереди: участвовал в разведывательных операциях в тылу врага, получил ранение, принимал участие во взятии крупных городов Восточной Пруссии: Мариенбурга, Мариенвердера, Бреслау и Аленштайна. До самого окончания войны был на передовой. Сразу после Победы, находясь на территории Германии, Вадим Бритвин переболел брюшным тифом, но выжил. Как потом выяснилось, произошло это потому, что немцы отравили источники воды в местах дислокации советских воинских частей.

Вспоминая о Великой Отечественной войне, самым значимым для себя событием ветеран считает взятие крепости Кёнигсберг – одного из последних оплотов германского фашизма.

«Все понимали, что разгромив вражеские войска под Кёнигсбергом, мы поможем частям 1-го Белорусского фронта быстрее продвинуться к Берлину и, наконец-то, взять его, – рассказывает Вадим Иванович. – Многих из моих ровесников война покалечила и сломила, многие погибли. Не всем вчерашним мальчишкам удалось пронести сквозь годы воинский дух. Но все-таки мы победили».

В 1946 году он демобилизовался и поступил на работу. Однако особый склад ума и сила характера не позволили Бритвину долго задержаться на «гражданке». Просто привык быть на передовой. В послевоенные годы органы государственной безопасности пополнялись молодыми кадрами. В 1950 году недавний фронтовик продолжил карьеру войскового разведчика в должности оперуполномоченного отдела охраны Министерства государственной безопасности СССР Южно-Черноморского бассейна. Спустя год, его назначили старшим оперуполномоченным. Работа была не из легких. Но Вадим Иванович искал именно такую: нужную людям и стране, рисковую и интересную. Новоиспеченный оперуполномоченный пресекал противоправную деятельность перебежчиков и расхитителей, валютчиков и контрабандистов.

После очередной удачно проведенной операции ему предложили продолжить службу в центральном аппарате Главного управления МГБ СССР на транспорте. Но через два месяца после переезда в Москву началась реорганизация системы органов государственной безопасности, и главк МГБ на транспорте был ликвидирован.

Тогда Вадим Бритвин продолжил службу в водном отделе Министерства внутренних дел СССР Московского бассейна, а через год бывшего фронтовика пригласили на работу в Главное управление милиции РСФСР. Но в 1956 году снова начались массовые сокращения штатов в МВД СССР, и сотни профессионалов, лучшие кадры системы остались без работы. В то время наш герой трудился в Управлении милиции Московской железной дороги, где он сначала занимал должность оперуполномоченного отдела уголовного розыска, а затем и заместителя начальника этого отдела.

Когда министром внутренних дел СССР стал Н. А. Щелоков, уволенным более 10 лет назад сотрудникам начали предлагать вернуться на работу. После личной беседы с министром Вадим Иванович дал согласие возглавить 2-й отдел уголовного розыска.

В 1973 году руководство министерства направило его в Монгольскую Народную Республику в качестве советника МВД СССР при заместителе министра общественной безопасности. В этой миссии Бритвин пробыл четыре года и в 1977 году вернулся в Москву. И как на войне – прямо на передовую – на должность начальника одного из новых отделов Главного управления уголовного розыска.

В стране тогда активно строились сотни крупных промышленных предприятий, таких как Братский алюминиевый завод, Атоммаш, КамАЗ, Тольяттинский автомобильный завод и многие другие. Необходимо было создать в городах-новостройках новые подразделения уголовного розыска, которые смогли бы контролировать обстановку и обеспечивать безопасность на местах. На помощь пришли сотни курсантов милицейских учебных заведений Москвы, которые выезжали вместе с оперативниками в строящиеся города для оказания помощи в проведении специальных мероприятий.

К любой работе Вадим Иванович старался подходить творчески. Непосредственно под его руководством началось создание картотеки карманных и квартирных воров. В конечном результате это начинание оказало неоценимую практическую помощь. В 70-е годы с открытием курортного сезона в Сочи, Анапе, Ялте, Одессе и других крупных городах оперативная обстановка резко ухудшалась. Поэтому наличие у сотрудников уголовного розыска альбомов с исчерпывающим досье на преступников давало им возможность более эффективно изобличать курортных воров-гастролеров и организовывать их задержание с поличным.

Под руководством Бритвина, ставшего к тому времени настоящим асом сыска, было раскрыто множество преступлений, вызвавших широкий общественный резонанс. Причем не только на территории Москвы и Московской области, но и в ряде различных республик и областей Советского Союза.

До последнего времени, как и всю свою сознательную жизнь, кавалер ордена «Знак Почета», награжденный знаками «Почетный работник МВД», «Почетный железнодорожник», «Отличник милиции», Вадим Иванович не сидел, сложа руки. Как член совета ветеранов Главного управления уголовного розыска МВД России, он принимал активное участие в подготовке методических и учебных материалов для молодых сотрудников, выступал с лекциями и беседами перед слушателями юридических учебных заведений, учащимися общеобразовательных школ столицы и посетителями Центрального музея МВД России. А еще фронтовик, к слову, был награждён орденом Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики!


Он был настоящим асом сыска!
С И.Ф. Шиловым и В.И. Друговым

Он был настоящим асом сыска!
В.И. Бритвин

Он был настоящим асом сыска!
Когда закончилась война...

Он был настоящим асом сыска!
С фронтовыми друзьями