Путь Феофана: от Беслана – до восстановления Храма Казанской иконы Божией Матери
И снова печальные вести приходят к нам как фронтовые сводки… Ушёл из жизни митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Он был духовником и добрым другом многих ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск. Вместе с ними прошёл немало горячих точек.
Митрополит Феофан – человек с действительно богатой биографией, он служил церкви в самых отдаленных точках мира, оказывался в эпицентре трагических событий в Москве 1993 года и в Беслане 2004-го. Некоторые представители СМИ даже называли священника «пожарным»: мол, назначали его на проблемные кафедры, чтобы «тушить пожар». Да и сам владыка о своей судьбе говорил: «Меня всегда посылали туда, где трудно».
Родился будущий митрополит Феофан (в миру – Иван Андреевич Ашурков) в городе Дмитриеве-Льговском Курской области, в семье простых рабочих. После окончания школы поступил в техникум в Новотроицке, где учился слесарному делу. Затем, в конце 60-х годов, был призван в армию, служил в Ульяновске. Именно во время службы он и пришел к церкви, приняв решение уйти в монастырь. Сам владыка, вспоминая те времена, рассказывал, что однажды в день Пасхи самовольно отправился в храм: командир заметил и наказал солдата гауптвахтой.
С 1969 года он начал свое служение церкви. Сначала нес послушание у епископа Смоленского и Вяземского Гедеона, после чего поступил в Московскую духовную семинарию, а затем и в академию, которую окончил в 1976 году со степенью кандидата богословия. Параллельно с учебой, в 1973 году, стал послушником в братстве Троице-Сергиевой лавры. В декабре того же года был пострижен в монашество с именем Феофан – в честь преподобного Феофана-исповедника, византийского монаха и летописца. Церковный обряд проводил архимандрит Иероним (Зиновьев), в течение нескольких лет возглавлявший русскую духовную миссию в Иерусалиме.
Церковно-дипломатическая деятельность Феофана (тогда еще в сане иеромонаха, позже – игумена) началась в 1977 году в Иерусалиме, где он на протяжении пяти лет нес послушание в составе русской духовной миссии. В середине 80-х годов был отправлен в Аргентину, где служил секретарем экзархата Центральной и Южной Америки, и даже познакомился с папой римским Франциском, который в те времена был простым священником. В конце 80-х годов Феофана ждала новая командировка, на сей раз в Египет, где он был экзархом патриарха Московского при патриархе Александрийском и всея Африки.
В 1993 году Феофан вернулся в Москву и стал заместителем председателя отдела внешних церковных связей РПЦ митрополита Кирилла (ныне – патриарха Московского и Всея Руси). Тогда он оказался в центре противостояния между президентом РФ Борисом Ельциным и российским парламентом, активно участвуя в переговорах конфликтующих сторон. Сам будущий митрополит вспоминал, что тогда его кандидатуру в качестве переговорщика предложил митрополит Кирилл. «Дело в том, что я был человеком, не облеченным высшей иерархической властью, однако имел довольно серьезный опыт участия в различных дипломатических переговорах, в том числе международных», – говорил Феофан. В результате несколько раз в Белом доме он встречался с председателем Верховного Совета России Русланом Хасбулатовым и Александром Руцким, занимавшим тогда пост вице-президента России и ставшим несколько позже губернатором Курской области. Хасбулатов отзывался о Феофане как об умном, сочувствующем человеке: «Феофан хотел примирения, встречался по этому поводу со мной и с Руцким, говорил нам, что будет делать все, что в его силах. И даже услышав фразу от высокопоставленного чиновника: «А ты, поп, не суйся не в свое дело», – Феофан не опустил рук, а продолжил занимать активную позицию».
В декабре 1999 года Феофан по решению священного синода был назначен представителем патриарха Московского при патриархе Антиохийском и всего Востока, а уже через год – епископом Магаданским и Синегорским. «Находясь в Дамаске, был назначен в Магадан. И совершенно не считал это ссылкой. Построил великолепный кафедральный собор на вечной мерзлоте за два года», – говорил владыка, вспоминая те времена. После этого его перебросили на Северный Кавказ, назначив епископом Ставропольским и Владикавказским. «Руководил огромной епархией, которая включала в себя шесть субъектов Федерации. Перенес Беслан, Нальчик и другое. Провел там шесть лет, но со всем этим справился», – рассказывал Феофан.
О происходившем в Беслане будущий владыка знал не со слов очевидцев – он сам был в школе, захваченной террористами, выносил оттуда детей. «Мне пришлось видеть много терактов и в Палестине, и в Иерусалиме. Но то, что видел в Беслане, выше всякого понимания. Для меня это были не двое суток, а 52 часа, – говорил Феофан. – Стрельба, стоны, убитые и раненые. Я взял на руки первого попавшегося окровавленного мальчишку и понес его под шквальным огнем. У него нога была практически оторвана. Когда я положил его в машину, думал, что он уже умер. Но для меня не было большего счастья, когда я услышал стон. Он остался жив…»
В заслугу Феофану ставят массовые крещения жителей Северной Осетии, которые он проводил с 2005 года. Кроме того, священнослужитель основал первый в послереволюционной Осетии женский монастырь, восстановил несколько монастырей в Ставропольском крае. В 2011 году его перевели в Челябинск, Феофан стал архиепископом Челябинским и Златоустовским, а через год патриарх Кирилл возвел его в сан митрополита. При нем епархия была повышена в статусе до митрополии. Кроме того, в Челябинске заложили новый кафедральный собор. Будучи митрополитом Челябинским, Феофан во время визита верховного муфтия РФ Талгата Таджуддина подписал с местным представителем Духовного Управления Мусульман договор о социальном партнерстве – это был первый подобный документ в России. Его основной задачей стало укрепление мира между представителями разных конфессий. В те же времена, с 2006 по 2010 год, Феофан был членом Общественной палаты Российской Федерации.
В 2014 году Феофан стал главой Симбирской митрополии, а уже через год, в июле 2015 года, был назначен митрополитом Казанским и Татарстанским, главой Татарстанской митрополии. В 2019 году ему даже прочили очередную командировку – в Беларусь. Однако это оказалось не более чем слухами.
Владыка Феофан запомнится на татарстанской земле многими своими деяниями. В заслугу ему как минимум можно назвать выстраивание тесного диалога с местными властями – правящий архиерей всегда был вхож в самые высокие кабинеты, обладал бесспорным авторитетом и уважением среди республиканских чиновников.
Правда, самое главное завершать уже придется его преемнику: возрождение Казанской духовной академии и, конечно, вполне реальное воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери, который владыке Феофану, к сожалению, так и не удастся увидеть во всей красе.
Митрополит Феофан – человек с действительно богатой биографией, он служил церкви в самых отдаленных точках мира, оказывался в эпицентре трагических событий в Москве 1993 года и в Беслане 2004-го. Некоторые представители СМИ даже называли священника «пожарным»: мол, назначали его на проблемные кафедры, чтобы «тушить пожар». Да и сам владыка о своей судьбе говорил: «Меня всегда посылали туда, где трудно».
Родился будущий митрополит Феофан (в миру – Иван Андреевич Ашурков) в городе Дмитриеве-Льговском Курской области, в семье простых рабочих. После окончания школы поступил в техникум в Новотроицке, где учился слесарному делу. Затем, в конце 60-х годов, был призван в армию, служил в Ульяновске. Именно во время службы он и пришел к церкви, приняв решение уйти в монастырь. Сам владыка, вспоминая те времена, рассказывал, что однажды в день Пасхи самовольно отправился в храм: командир заметил и наказал солдата гауптвахтой.
С 1969 года он начал свое служение церкви. Сначала нес послушание у епископа Смоленского и Вяземского Гедеона, после чего поступил в Московскую духовную семинарию, а затем и в академию, которую окончил в 1976 году со степенью кандидата богословия. Параллельно с учебой, в 1973 году, стал послушником в братстве Троице-Сергиевой лавры. В декабре того же года был пострижен в монашество с именем Феофан – в честь преподобного Феофана-исповедника, византийского монаха и летописца. Церковный обряд проводил архимандрит Иероним (Зиновьев), в течение нескольких лет возглавлявший русскую духовную миссию в Иерусалиме.
Церковно-дипломатическая деятельность Феофана (тогда еще в сане иеромонаха, позже – игумена) началась в 1977 году в Иерусалиме, где он на протяжении пяти лет нес послушание в составе русской духовной миссии. В середине 80-х годов был отправлен в Аргентину, где служил секретарем экзархата Центральной и Южной Америки, и даже познакомился с папой римским Франциском, который в те времена был простым священником. В конце 80-х годов Феофана ждала новая командировка, на сей раз в Египет, где он был экзархом патриарха Московского при патриархе Александрийском и всея Африки.
В 1993 году Феофан вернулся в Москву и стал заместителем председателя отдела внешних церковных связей РПЦ митрополита Кирилла (ныне – патриарха Московского и Всея Руси). Тогда он оказался в центре противостояния между президентом РФ Борисом Ельциным и российским парламентом, активно участвуя в переговорах конфликтующих сторон. Сам будущий митрополит вспоминал, что тогда его кандидатуру в качестве переговорщика предложил митрополит Кирилл. «Дело в том, что я был человеком, не облеченным высшей иерархической властью, однако имел довольно серьезный опыт участия в различных дипломатических переговорах, в том числе международных», – говорил Феофан. В результате несколько раз в Белом доме он встречался с председателем Верховного Совета России Русланом Хасбулатовым и Александром Руцким, занимавшим тогда пост вице-президента России и ставшим несколько позже губернатором Курской области. Хасбулатов отзывался о Феофане как об умном, сочувствующем человеке: «Феофан хотел примирения, встречался по этому поводу со мной и с Руцким, говорил нам, что будет делать все, что в его силах. И даже услышав фразу от высокопоставленного чиновника: «А ты, поп, не суйся не в свое дело», – Феофан не опустил рук, а продолжил занимать активную позицию».
В декабре 1999 года Феофан по решению священного синода был назначен представителем патриарха Московского при патриархе Антиохийском и всего Востока, а уже через год – епископом Магаданским и Синегорским. «Находясь в Дамаске, был назначен в Магадан. И совершенно не считал это ссылкой. Построил великолепный кафедральный собор на вечной мерзлоте за два года», – говорил владыка, вспоминая те времена. После этого его перебросили на Северный Кавказ, назначив епископом Ставропольским и Владикавказским. «Руководил огромной епархией, которая включала в себя шесть субъектов Федерации. Перенес Беслан, Нальчик и другое. Провел там шесть лет, но со всем этим справился», – рассказывал Феофан.
О происходившем в Беслане будущий владыка знал не со слов очевидцев – он сам был в школе, захваченной террористами, выносил оттуда детей. «Мне пришлось видеть много терактов и в Палестине, и в Иерусалиме. Но то, что видел в Беслане, выше всякого понимания. Для меня это были не двое суток, а 52 часа, – говорил Феофан. – Стрельба, стоны, убитые и раненые. Я взял на руки первого попавшегося окровавленного мальчишку и понес его под шквальным огнем. У него нога была практически оторвана. Когда я положил его в машину, думал, что он уже умер. Но для меня не было большего счастья, когда я услышал стон. Он остался жив…»
В заслугу Феофану ставят массовые крещения жителей Северной Осетии, которые он проводил с 2005 года. Кроме того, священнослужитель основал первый в послереволюционной Осетии женский монастырь, восстановил несколько монастырей в Ставропольском крае. В 2011 году его перевели в Челябинск, Феофан стал архиепископом Челябинским и Златоустовским, а через год патриарх Кирилл возвел его в сан митрополита. При нем епархия была повышена в статусе до митрополии. Кроме того, в Челябинске заложили новый кафедральный собор. Будучи митрополитом Челябинским, Феофан во время визита верховного муфтия РФ Талгата Таджуддина подписал с местным представителем Духовного Управления Мусульман договор о социальном партнерстве – это был первый подобный документ в России. Его основной задачей стало укрепление мира между представителями разных конфессий. В те же времена, с 2006 по 2010 год, Феофан был членом Общественной палаты Российской Федерации.
В 2014 году Феофан стал главой Симбирской митрополии, а уже через год, в июле 2015 года, был назначен митрополитом Казанским и Татарстанским, главой Татарстанской митрополии. В 2019 году ему даже прочили очередную командировку – в Беларусь. Однако это оказалось не более чем слухами.
Владыка Феофан запомнится на татарстанской земле многими своими деяниями. В заслугу ему как минимум можно назвать выстраивание тесного диалога с местными властями – правящий архиерей всегда был вхож в самые высокие кабинеты, обладал бесспорным авторитетом и уважением среди республиканских чиновников.
Правда, самое главное завершать уже придется его преемнику: возрождение Казанской духовной академии и, конечно, вполне реальное воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери, который владыке Феофану, к сожалению, так и не удастся увидеть во всей красе.