Актриса с лицом иностранки

Народная артистка РСФСР Лариса Лужина снялась более чем в 120 кинофильмах. Сегодня любимая актриса многих поколений зрителей – гость ведомственной газеты МВД России «Щит и меч».

- Лариса Анатольевна, вы – ребёнок войны, выживший в блокадном Ленинграде. Остались ли воспоминания о тех страшных событиях?


- Забыть такое невозможно. Хотя и знаю о военном времени в основном по рассказам мамы – мне-то, когда началась война, было всего два года. Навсегда врезалось в память, как во время бомбёжек прятались со старшей сестрой под кроватью, а не бежали в подвал, как велела мама. Она тогда сутками работала на заводе. Папа при защите форта «Серая лошадь» недалеко от Кронштадта получил ранение. Из-за нехватки мест в переполненных госпиталях его привезли домой. Умирал на наших глазах, а когда сердце перестало биться, мама зашила тело в одеяло и вынесла из подъезда. Во время блокады трупы складывали на улицах, откуда два раза в неделю проезжавшая машина их забирала. Хоронили в братской могиле. Позднее осколком снаряда убило бабушку, затем не стало и сестры Люси. Так мы с мамой остались вдвоём. Как выжили в блокаду, знает один Господь Бог. Ели клейстер с обоев, варили кожаные ремни…

В 1944-м нас эвакуировали в Сибирь, где пришлось жить в холодной землянке. Голодали, конечно. И лишь следующей победной весной, минуя Ленинград, где у нас никого и ничего не осталось, переехали в Таллин, к маминому дяде. Ютились в шестиметровой комнатушке с единственной узенькой кроватью. Для меня приставляли стульчики, которых с годами, по мере взросления, становилось больше. Кстати, тот дом, несмотря на то, что вокруг уже многое изменилось, до сих пор стоит.

- Тем не менее, жизнь всё же наладилась. В юности вы стали настоящей моделью, звездой эстонского подиума…

- В советском Таллине я прожила 20 лет. Как-то, листая свежую газету, увидела объявление: «Дому моделей требуются манекенщицы». Параметры мои подошли: высокая, с тонкой талией. Так сбылась первая мечта! Меня наряжали, делали макияж, и я с сияющим лицом ступала на подиум, демонстрируя вечерние туалеты. Конечно, для молоденькой девчонки, у которой своих нарядов не было (мы с мамой жили очень бедно), каждый выход был праздником.

Наверное, именно тогда впервые ощутила себя актрисой: шикарные платья, зрители, овации – чем не театральная сцена?

- Однако в кино вы попали по воле случая. Не каждого прохожего на улице приглашают сниматься, а вам такой случай улыбнулся.

- Это так. Однажды по дороге домой меня остановили и предложили сняться в массовке фильма «Незваные гости». Конечно же, сразу согласилась. Там-то, на съёмочной площадке, ко мне подошла девушка по имени Лейда и спросила: «Хотите сняться в эпизоде? Умеете петь?» И тут же вспомнился не совсем удачный сценический опыт.

Дело в том, что стать актрисой я мечтала с детства. Девчонкой посещала театральную студию в Доме пионеров, участвовала в драмкружке при школе, руководил которым знаменитый режиссёр и автор пьес, просто замечательный человек Иван Данилович Россомахин. Он-то и разглядел во мне и моих друзьях по кружку Виталии Коняеве, Игоре Ясуловиче и Володе Кореневе актёрские способности. Но, увы, приёмная комиссия Ленинградского института театра, куда мы с друзьями решили поступать, влепила мне двойку. А ребята конкурс прошли. Нетрудно представить моё разочарование.

И вот ещё один шанс. С лёгкой руки Лейды Лайус, которую я считаю своей крёстной мамой в профессии, началась моя киношная жизнь. Во многом благодаря ей и во ВГИК поступила. Дело было так. Великий Сергей Герасимов, отчислив двух девочек, искал замену. Лейда посоветовала посмотреть меня. Через пару дней я стояла в гостиной дома мастера. А передо мной, устроившись поудобнее, сидели Сергей Аполлинариевич с супругой – легендарной актрисой Тамарой Макаровой. Скажу сразу, просмотр они провели с пристрастием. Спас, как мне кажется, только монолог Ларисы из «Бесприданницы». Герасимов произнёс: «Ладно, не реви, беру!»

- Сергей Герасимов был не только вашим учителем, он ещё и дал путёвку в большое кино, порекомендовав на одну из ролей в фильме «На семи ветрах», который принёс вам известность и всенародную любовь.

- Я вообще Сергея Герасимова и Тамару Макарову считаю своими вторыми родителями. На курсе ВГИКа мы были их детьми, которых они всегда и во всём защищали, когда было необходимо, помогали, кормили и даже подбирали в магазинах новые наряды, порой оплачивая из своего кармана.

Действительно, именно Сергей Аполлинариевич рекомендовал меня режиссёру Станиславу Ростоцкому на роль главной героини в картине «На семи ветрах». Моим партнёром стал Вячеслав Тихонов, с которым, прямо скажу, работать было непросто. При его внешней мягкости я практически до конца съёмок так и не смогла найти с ним общего языка. По сюжету между нами были высокие чувства, трепетное отношение друг к другу, тонкие переживания, а в реальной жизни друзьями мы стали лишь через сорок лет.

Я считаю картину «На семи ветрах» своей визитной карточкой. Она открыла мне дорогу в Париж, на Каннский фестиваль. 1962 год не забыть никогда! Ещё вчера я пила чай с чёрным хлебом в общежитии, а сегодня перед моими глазами роскошь: дамы в вечерних туалетах, мужчины в смокингах, радушные приёмы, на столах блюда, которых отродясь не видывала.

Потом были поездки в Осло, Варшаву, Берлин, Тегеран…

- Словом, «она была в Париже», как поётся в известной песне Владимира Высоцкого. Ведь он вам её посвятил?

- С Володей мы познакомились задолго до его популярности, когда он, наоборот, был, так сказать, под запретом. Высоцкий дружил с моим мужем, и во время встреч я много ему рассказывала о своих поездках по миру.

Отдельное спасибо кинорежиссёру Станиславу Говорухину, который, пригласив меня на роль врача в фильме «Вертикаль», дал возможность находиться в одной киноэкспедиции с Володей Высоцким.

Фильм снимался в Приэльбрусье. Говорухин, будучи опытным альпинистом, заставлял и группу многие трюки отрабатывать самостоятельно. Мы научились зарубаться ледорубом, ходить в триконях, это ледоступы такие. Даже покорили две вершины.

После очередной поездки в ГДР опять делилась с Высоцким впечатлениями. На следующее утро Володя написал песню «Она была в Париже». После даже прошёл слушок, что у нас с Высоцким роман. Но это не так. Он не был, как это говорят, героем моего романа.

- Вы – одна из немногих советских актрис, которым уже тогда разрешено было сниматься за рубежом. Наверное, это из-за внешности под стать иностранным актрисам?

- Не знаю. Может, это стечение обстоятельств, может, счастливый случай, но однажды немецкий режиссёр Иоахим Хюбнер в поисках актрисы на главную роль, увидев кинокартину «На семи ветрах», сказал жене: «Смотри, вылитая Ева!»

Дав согласие на съёмки в фильме «Доктор Шлютер», который с успехом прошёл и на наших телеэкранах, я тогда предположить не могла, что много и долго буду работать за пределами нашей страны. К слову, за съёмки в этой пятисерийной картине я получила премию ГДР, золотую медаль, которая считалась почётной наградой. Забавный случай произошёл в момент награждения. Вальтер Ульбрихт, на тот момент председатель Госсовета, оказался небольшого роста и никак не мог дотянуться, чтобы прикрепить мне медаль. Пришлось наклониться. В благодарность хотела его поцеловать и получилось, что чуть не в макушку. На следующий день газеты, разместив на главной странице снимок, написали: «Kuss von Larisa» – «Поцелуй от Ларисы».

- В своей творческой карьере вам довелось сыграть роль матери Юрия Гагарина. Как вживались в этот образ?

- С Анной Тимофеевной я встречалась лично, приезжала для этого на родину первого космонавта. Помню, по дороге пришлось остановить попутку. Разговорились с водителем, который был хорошим приятелем отца Юры. Он вспоминал: «В тот день мы вдвоём рыбачили. Для настроения прихватили приёмник. Вдруг прерывается передача и звучит сообщение: «Майор Гагарин…» Я, спешно пихая в бок Алексея, кричу: «Слышь, твой Юрка в космосе!» А он в ответ: «Не, это не мой, мой ещё лейтенант…»

С Анной Тимофеевной мы подружились. Она оказалась милой и доброй женщиной. К съёмкам фильма «Так начиналась легенда» приступили спустя шесть лет после гибели Юрия Алексеевича, а она всё не могла отойти от утраты, плакала и тихонько причитала.

- Чем живёт сегодня Лариса Лужина? Что ждет ее впереди?

- Сегодня в основном снимаюсь в телесериалах, более полувека выхожу на сцену Московского государственного театра киноактёра. Сейчас полным ходом идут репетиции спектакля «Александр III», где играю императрицу Марию Фёдоровну. Выезжаю с антрепризами по стране и ближнему зарубежью.
Ещё одно значимое событие – вышла в свет моя книга «Жизнь по вертикали», презентация которой состоялась в Доме книги на Новом Арбате.

Какие планы на будущее? Конечно, сняться в хорошем кино! Больше общаться с внуками, которых у меня трое. Спасибо сыну за такой подарок судьбы! Они превосходные парни. Средний недавно вообще удивил. Получил паспорт, где указаны две фамилии – Шувалов-Лужин! Так что фамилия на мне не заканчивается, а будет жить!

Беседу вела Елена Беляева
Фото из личного архива Ларисы Лужиной


Актриса с лицом иностранки

Актриса с лицом иностранки

Актриса с лицом иностранки