Мы помним Вас, Игорь Сергеевич!

Генерал-майор внутренней службы Игорь Осипов – живая легенда МВД, один из тех людей, кто непосредственно работал рядом с министром внутренних дел СССР Н. А. Щёлоковым практически с самого начала деятельности по грандиозной перестройке союзного силового ведомства, созданию новой милиции.

Имевший прямой доступ к Николаю Щёлокову (даже его кабинет был напротив приёмной министра), а также сопровождавший его повсюду и в многочисленных рабочих командировках, и при посещении театральных премьер, Осипов обладал большими возможностями и влиянием в центральном аппарате МВД СССР. Скромный, немногословный, он везде следовал за министром.

До сих пор многие генералы вспоминают, как передавая какой-либо документ для ознакомления министру, слышали в ответ: «Смотрел ли это Игорь Сергеевич Осипов?» Кого-то мог и вне очереди завести в кабинет всемогущего главы МВД.

Щёлоков прислушивался к его советам, мнению, опирался на него при подготовке своих докладов и выступлений, начиная от записок в ЦК КПСС, публикаций в центральной печати и заканчивая тостом на чьём-то дне рождения (куда он также приходил с помощником).

Кстати, статьи Н. А. Щёлокова высоко оценивались секретарем ЦК КПСС и главным идеологом партии Михаилом Сусловым. А председатель КГБ СССР Юрий Андропов присылал Щёлокову на отзыв проекты своих докладов. Причем впоследствии учитывал замечания министра внутренних дел.

Блестящий аналитический ум, широкий кругозор Игоря Осипова, безусловно, сыграли свою роль в реформировании союзного МВД. Он создал многие установочные, программные доклады и статьи министра. Они внимательно изучались на местах личным составом.

Можно привести в пример, ставшую хрестоматийной, знаменитую речь Н. А. Щёлокова «Слово о следователе». Фирмой «Мелодия» была выпущена грампластинка с её записью. Мало кто знает, что эту речь практически полностью написал генерал Осипов.

Он приложил свою руку и к подготовке записки «К вопросу о Солженицыне», которую Щёлоков передал Брежневу, когда решался вопрос о высылке из страны Александра Исаевича. В ней глава МВД СССР встал на защиту опального писателя, ставшего лауреатом Нобелевской премии.

Отметим также, что до того, как стать помощником министра, Игорь Осипов шесть лет был главным редактором журнала «Советская милиция». С этого периода начался расцвет ведомственного издания. Ему отводилась большая роль в обновленческой политике. В нём постоянно освещался опыт штабной работы, дежурных служб, опорных пунктов охраны общественного порядка, подвижных милицейских групп, организации и раскрытия преступлений, профилактика правонарушений.

«Помню, как к нам обратились активисты оперативного отряда дружинников Первомайского района Москвы. Журнал поддержал их опыт, опубликовал статью об их деятельности, – вспоминал Игорь Сергеевич. – И сразу наступила реакция министра. Он лично выехал в отряд, детально познакомился с работой. Затем туда пригласили руководящий состав министерства. Опыт получил одобрение, поощрение, рекомендации по распространению и внедрению».

В то время в журнал пришли со своими первыми повестями и романами братья Аркадий и Георгий Вайнеры, начал печататься Юлиан Семёнов.

Именно Игорь Осипов собрал записи министра, систематизировал и составил его «Личный архив». Они очень пригодились, когда Максим Брежнев работал над книгой «Министр Щёлоков» (первой его литературной биографией).

По словам генерала, очень часто в беседах с Николаем Анисимовичем они вспоминали о войне, фронтовых годах. Многие, кто работал в те годы в руководстве МВД, были фронтовиками.

Игорь Сергеевич сразу после школьного выпускного вечера 29 июня 1941 года был зачислен добровольцем в истребительный батальон НКВД СССР по борьбе с десантами и диверсантами. В боях был с октября 1941 года в составе народного ополчения г. Харькова и 216-й Сивашской стрелковой дивизии.

Рядовой и заместитель политрука, как он сам говорил, проползал во взводе пехотной разведки с ноября 1941-го до мая 1942-го. После окончания курсов младших политруков 18-й Армии стал комиссаром артбатареи, помощником начальника политотдела дивизии по работе среди комсомольцев.

Он навсегда запомнил неприступный рубеж обороны фашистов у реки Миус: «Жуткий холод, а нам тогда надо было переплывать реку и продвигаться метров двести по пустому, хорошо простреливаемому месту перед хребтом, где засели немцы».

Вот строчки из наградного листа на помощника начальника политотдела 216-й стрелковой Сивашской Краснознаменной ордена Суворова дивизии капитана Осипова от 10 октября 1944 года: «Тов. Осипов большую часть времени в период боев проводил в подразделениях, на самых ответственных участках. 8 октября, будучи в ротах 1-го батальона 589-го СП, далеко продвинулся (с ними) вперёд.

Противник, стремясь сорвать успех батальона, бросил с фланга более 150 автоматчиков, которые зашли в тыл батальону. Внезапность появления их в тылу создала угрожающее положение. Он быстро развернул две роты и лично повёл их на противника. Завязалась рукопашная схватка, в которой он убил немецкого солдата, а когда вышли патроны, бил рукояткой пистолета и размозжил голову офицеру. Получив ранение в левую руку, тов. Осипов продолжал руководить боем, затем был вторично ранен тяжело в правую руку и ногу. Но к тому времени бой уже заканчивался. Более 60 гитлеровцев были перебиты, а 85 взяты в плен при незначительных потерях с нашей стороны.

Тов. Осипов за умение в трудных условиях мобилизовать массы на подвиги и за свой героизм, проявленный в бою, достоин награждения орденом Красного Знамени. Начальник политотдела дивизии полковник Володарский».

По иронии судьбы именно этот наградной лист с визами командира дивизии и других вышестоящих генералов застрял где-то наверху, затерялся в суматохе войны или был отложен по чьей-то прихоти, – в общем, остался, как отметили на архивной копии, «нереализованным».

Но и без того И. С. Осипов получил за свой ратный труд пять боевых наград, среди них – два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны II-й степени, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и «За боевые заслуги». Многими государственными и ведомственными наградами отмечена и служба его в органах внутренних дел.

После ухода Николая Анисимовича он работал с министрами Федорчуком, Власовым, Бакатиным и Пуго... Это – уникальный случай в истории МВД. Но вспоминать о тех годах деятельности Игорь Сергеевич не любил.

До последних дней жизни этот человек оставался действующим аналитиком, он был в курсе всех важных политических событий. Вел активную общественную работу, выступал в различных аудиториях. Он – член Совета «Центра социальных и благотворительных программ поддержки ветеранов и инвалидов силовых структур «ЗВЕЗДА».

Скончался Игорь Сергеевич 9 сентября 2020 года. Ему было 96 лет…

Сергей Лютых


Мы помним Вас, Игорь Сергеевич!